26 сентября 2019. Член Молодежной общественной палаты при Магаданской областной Думе VI созыва Максим Третьяков успешно выступил с докладом о деятельности Магаданского управления гражданской авиации в середине 1980-х годов в Новосибирске. С 19 по 21 сентября там проходила Всероссийская молодежная научная школа-конференция с международным участием "Актуальные проблемы исторических исследований: взгляд молодых ученых", сообщили MagadanMedia в пресс-службе Магаданской областной Думы.
Эта научная площадка для молодых пытливых умов и талантов действует в нашей стране с 2011 года, ценится конструктивным диалогом между представителями различных научных школ, развитием актуальных исследовательских направлений в исторической науке. Как правило, здесь апробируются выводы, популяризируются достижения молодых историков, выявляются важнейшие алгоритмы в их исследовательской работе. Сибирская школа-конференция, главными организаторами которой выступают Новосибирский государственный университет и Институт истории СО РАН, помогла многим начинающим российским ученым успешно интегрироваться в "большое" историческое сообщество нашей страны и зарубежья.
Директор Института истории СО РАН Вадим Рынков. Фото: Магаданская облдума
Магаданский посланник второй раз принял участие в её работе. Кандидат исторических наук, научный сотрудник лаборатории истории и экономики СВКНИИ ДВО РАН Максим Третьяков несколько лет разрабатывает тему развития воздушного флота на Крайнем Северо-Востоке России. Будучи аспирантом, а впоследствии и кандидатом наук, изучал предпосылки организации воздушного транспорта в Дальстрое и его работу в 1932-1957 годах. В 2014 году издал монографию "Авиация в Дальстрое", в которой постарался оценить вклад и значение использования авиации в "комбинате особого типа" для решения хозяйственных и производственных задач. Следующим шагом в исследовании стала эпоха развития воздушного сообщения и транспортного предприятия на восточных окраинах страны, охватившая период до 1970-х годов. В 2016 году на площадке конференции в Институте истории Сибирского отделения Российской академии наук он представил хронику деятельности Магаданской отдельной авиагруппы гражданской авиации в начале 1960-х годов.
Член Молодежной общественной палаты при Магаданской областной Думе Максим Третьяков. Фото: Магаданская облдума
В своем новом исследовании постарался учесть прозвучавшие тогда вопросы коллег, дать развернутое представление о транспортной недоступности северных территорий на востоке страны, показать, как это отражалось на освоении Колымы в связи с политическими и хозяйственными переменами в стране, а главное – доказать экономическую эффективность региональной гражданской авиации на дальневосточном севере при регулярном техническом переоснащении и модернизации этой значимой транспортной отрасли, конечно. Не обошел вниманием и кадры авиаотрядов, которыми по праву гордилась Золотая Колыма. По всем параметрам воздушный транспорт на восточных рубежах Отчизны обеспечивал доступность авиационных услуг населению, способствовал динамичному развитию хозяйственного комплекса Магаданской области (а в ее состав в ту пору входила и Чукотка).
Живо, ярко представленная молодым историком СВКНИИ ДВО РАН Максимом Третьяковым картина реальной жизни Магаданского управления гражданской авиации с его достижениями, победами и проблемами в середине 80-х годов прошлого столетия, сложными взаимоотношениями в коллективе, но искренним служением территории вызвала ценную для начинающего ученого полемику на заседании секции "Социально-экономические процессы в мировой истории: тенденции, содержание, результаты". Она вдохновила энергичного, деятельного члена Молодежной общественной палаты при региональном заксобрании на дальнейший анализ исторической эпохи и изучение новых аспектов в развитии воздушного транспорта на Крайнем Севере. Кстати пришлись лекции и дискуссии научной школы "Объяснительные концепции в исторических исследованиях". Прежде всего поднятая доктором исторических наук, директором Гуманитарного института Новосибирского государственного университета Андреем Зуевым тема имперской парадигмы российской истории. Важной для дальнейшей работы Максим считает и лекцию-дискуссию доктора исторических наук, директора Института истории и археологии Уральского отделения РАН Игоря Побережникова о направлениях и проблемах изучения модернизации в истории России.
Директор Института истории и археологии Уральского отделения РАН Игорь Побережников. Фото: Магаданская облдума
Неким переворотом в сознании, шагом к переоценке многих событий недавнего прошлого страны и её регионов стала для молодого магаданского ученого концепция профессора Тель-Авивского университета Игала Халфина "Конструкция вины в коммунизме: к использованию филологических и антропологических методов в историческом анализе". И. Халфин – автор ряда монографий, посвященных партии большевиков в 1920-е годы, истории внутрипартийных оппозиций и Большому террору, совместно с Й. Хелльбеком предложил свое видение и осмысление "советской субъективности".
"Интересным для меня было буквально все: пленарная и секционная работа, культурная программа и участие в "мозговом штурме" при подготовке к круглому столу "Арсенал историка: понимание, объяснение, интерпретация", — признается Максим Третьяков. Говорит, что теперь точно знает, в какое русло перенаправить исследования по истории региональной авиации и как перестроить деятельность в Молодежной общественной палате, чтобы жизнь молодых колымчан била ключом, была наполнена смыслом, — глаза у каждого горели, оптимизма прибавлялось и крепла уверенность в завтрашнем дне малой родины".
Участники конференции "Актуальные проблемы исторических исследований: взгляд молодых ученых". Фото: Магаданская облдума