Колымская Атлантида: Филипп Поликарпов – первооткрыватель золотых площадей

Совместный проект историка Ивана Паникарова и MagadanMedia
Поликарпов Ф.Р.
Фото: Из книги Вексель Билибина

3 августа 2019. MagadanMedia совместно с историком Иваном Паникаровым запустило проект #КолымскаяАтлантида. Публицист, создатель музея памяти жертв репрессий "Память Колымы" ведет просветительную работу в регионе, издает книжную серую "Архивы памяти" и почти 40 лет занимается поиском бывших узников Колымы и историей треста "Дальстрой". Ивану Паникарову есть, что рассказать не только землякам, но всем жителям нашей планеты.

ервооткрыватель золотых площадей"

Поликарпов Филипп Романович, род. в 1882 г. в селе Секирино Рязанской обл. К 1939 г. был женат. Жена – Василина Гавриловна, сын Федор, 1915 г. р. Образование – сельское (село Секирино, 1895 г.).

"Мало знаю якутский и тунгусский языки. До 1904 г. работал откатчиком на угольной шахте. С 1904 г. – в армии. С 1909 г. – в забое в Забайкалье". (Анкетный лист. 16 августа 1939 г. Архив ОСВЗ (Объединение "Северовостокзолото"), д. 29722…)

Более подробные сведения о себе Филипп Романович Поликарпов пишет в "атобиографии", датированной 4 июня 1935 г.

"Родился в 1982 г. в бедной семье. Отец работал в угольных копиях. Я кончил учебу в сельском училище и пас скот общественный, т. е. всех скотина.

Когда до 17 лет возрос, пошел работать на копи и проработал там пять лет до военной службы. Служил военную службу в городе Варшаве в саперном батальоне до 1908 года. После увольнения сразу из Варшавы приехал на Дальний Восток. Немного проработал в угольных копиях до вскрытия рек и пробрался в Амурскую область на прииск, где на разных приисках проработал до 1922 года.

В 1922 году выехал в Охотск, а из Охотска на Олу. С Олы на Колыму с попутным транспортом и до 1928 года все время в поисках горноископаемых богатств Колымского края. И только с большим трудом добился понимания от Союззолото в 1928 г. 18 июля заключил договор и привел Союззолото и приступили к разработке Колымского края. Я по договору служил старшим горным смотрителем и прорабом в поисковых партиях в Гижигинском и Омолонском районах.

4 июня 1935 г." (Архив ОСВЗ, д. 29722, кор. 1005…).

18 июля 1928 года Поликарпов Ф.Р. в "селе Охотск, Ольского района, Николаевского округа…" действительно заключил договор с Акционерным обществом "Союззолото" в лице управляющего по Колымскому району Валерием Исааковичем Лежава-Мюратом. В договоре говорится следующее:

"…1. "Союззолото принимает, а гр. Поликарпов поступает на службу по Сеймчанским приискам на должность, каковая по сеймчанской стороне будет устанавливаться с окладом временно не менее 300 рублей в месяц..." (Архив ОСВЗ, д. 29722, кор. 1005...)

А этот, на мой взгляд, интересный документ, – подверждение-свидетельство – хранится в архиве объединения "Северовостокзолото": "…Мы, нижеподписавшиеся, действительно удостоверяем, что тов. Поликарпов Ф. Р. приехал, согласно настоящему договору, на прииск "Борискин" 26 сентября 1928 года в должности старшего горного смотрителя, проработав в этой должности до 20 июля 1930 года.

Свидетели: зав. хлеборезкой ГУ ДС Дегтерев.

зав. электростанцией Соллогуб.

9 марта 1935 г., устье Среднекан"

(Архив ОСВЗ, д. 29722, кор. 1005, л. 67).

* * *

Прибыв в село Ола, Филипп Романович повстречался с татарином Сафием Гайфуллиным, с которым вместе прошёл несколькими маршрутами Ю. Я. Розенфельда. На реке Буюнде старатели начали разведку. Поднялись на перевал между Буюндой и Средниканом, вышли на Левый Средникан*. Однако отсутствие продуктов заставило их вернуться в Олу…

В 1926 году Поликарпов, Гайфуллин, Канов и Бовыкин вновь спустились на Среднекан в устье ручья Безымянного, таща за собой на лыжных санях продовольствие и инструменты. Со вскрытием реки начали работу и сразу же обнаружили богатое золото. Пробы по всей площади давали богатые результаты. Однако продукты уже были съедены, пришлось на построенной ими лодке сплавляться в посёлок Сеймчан и выезжать в Олу. Средств на дальнейшие работы не было. Артель снарядила Поликарпова в Охотск для переговоров с уполномоченным о разработке открытых золотоносных площадей. Переговоры кончились для Поликарпова заключением в тюрьму и в дальнейшем подписке о невыезде...

В начале 1927 г. Поликарпов вновь организовал артель. Прибыв на место, артель начала хищническую добычу. Пласта не оказалось – золото было "кочковое" с содержанием в лотке от 0 до 12 золотинок. Проработав до ноября Поликарпов и Степанов, поставив десять заявочных столбов, выехали в Олу, где встретились с уполномоченным АКО (Акционерное Камчатское общество) и "Союззолота" Лежава-Мюратом. По дороге в Охотск было заключено соглашение о передаче приисков в "Союззолото". По приезде в Охотск приискателей, население оживилось, так как привезенное золото говорило само за себя…


Поликарпов Ф.Р.. Фото: Из книги Вексель Билибина


26 сентября 1928 г. представители приискового управления "Союззолото" прибыли в Средникан, где в то время находилось 25 "хищников", производивших работу в долине ключа Безымянного. Работало несколько артелей. Часть золота была сдана в "Союззолото", однако сказать, сколько выработали "хищники", невозможно. Работали они с 4 часов утра до 8 часов вечера. Промывка золота велась лотками… 9 октября 1928 года во владение приисками вступила администрация "Союззолота", и дальнейшие работы на приисках производились уже старателями под присмотром…" (И.Ф. Молодых. "К материалам по вопросу снабжения Верхне-Колымского приискового района "Союззолото". Иркутск, 1930 г., стр. 9-12).

СПРАВКА

О ЗАЯВКАХ ПЕРВООТКРЫВАТЕЛЯ Ф. Р. ПОЛИКАРПОВА

НА ЗОЛОТОНОСНЫЕ ПЛОЩАДИ В ВЕРХНЕ-КОЛЫМСКОМ РАЙОНЕ

Якутск 20 января 1931 г.

1. В середине февраля 1928 г. я, исполняя обязанности Уполномоченного Акц. Камч. Общества по Охотско-Ольскому району, встретился с Ф. Р. Поликарповым в с. Тауйске Олького района и от имени "АКО" начал вести переговоры о передаче открытых им золотоносных площадей по р. Средникану – правому притоку р. Колымы. Выяснилось, что товарищи Поликарпова по поисковым работам в лице гр. Канова, Бовыкина и Гайн(ф)уллина резко отрицательно относятся к легализации сделанных открытий (путем заявок Горному Управлению) и к соглашению с гос. организациями, желая продолжать хищнические работы на открытых площадях.

Поликарпов же ехал в Охотск с твердым намерением сделать заявки и договориться с кем-либо об эксплоатации сделанных им открытий.

Поэтому он дал принципиальное согласие после оформления заявок передать свои открытия по согласованию с АКО или Союззолоту.

2. После этого я уговорил Поликарпова вместе со мною вернуться в с. Олу, откуда он только что выехал. Мне хотелось выяснить роль группы Канова в открытиях Поликарпова и договориться с ней. Но группа Канова отказалась вести с нами какие-либо переговоры, деятельно подготовляясь для продолжения хищнических работ по Средникану, куда они и выехали в марте-апреле 1928 г. в составе артели в 8 человек, финансируемых местными ростовщиками.

Поликарпов же в середине марта вместе со мною выехал в Охотск для оформления заявок и заключения соглашения с АКО или Союззолотом.

3. Заявки Поликарповым и гр. Швецовым были сделаны в Якутское Горное управление по телеграфу из Охотска с ведома Охотского горного управления, которое права Поликарпова на заявленные площади считало бесспорными.

4. Одновременно между нами было достигнуто предварительное соглашение о передаче заявленных площадей. На запрос о признании прав Поликарпова от Якутского Горного управление было получено извещение, что вопрос передан на разрешение Москвы (см. прилож. № 1, телегр. Якутского Нацгорокруга).

Вслед за этим Поликарпов получил предложение от Горотдела ВСНХ (см. прилож. № 2) договориться с Союззолотом и одновременно с этим я лично получил из Москвы от Союззолота заключить договор с Поликарповым (см. прилож. № 3), что и было выполнено. Договор затем был утвержден Уполномочен. "С3" по ДВК т. Атласом (см. приложение № 4, отн. СЗ от 25 авг. с. г. № 61001).

5. Во владение В. Колымскими месторождениями и первую очередь площадями, заявленными Поликарповым, Союззолото вступило фактически в октябре 1928 г. в лице прибывших на место Управляющего приисками Ф. Д. Оглоблина и принятого на должность горного смотрителя Поликарпова. При этом площади Поликарпова оказались захваченными прибегшими в течение 1928 г. из Охотска и Олы хищниками (до 40 челов.), среди которых главную роль играла артель Бовыкина и Какова в составе 12-13 человек, добывших значительное количество золота.

6. Соглашение Поликарпова с Союззолотом и его появление на приисках в качестве горного смотрителя вызвало сильное озлобление против Поликарпова со стороны хищников и антисоветских элементов, которые стали систематически травить Поликарпова.

После моего оставления работы по "СЗ" и АКО в указанных районах (весной 1929 г.) новая администрация Союззолото в лице управляющего Бондарева, подпавшего целиком под влияние бывших старателей хищников, изгнала Поликарпова с приисков, отказавшись выполнить имеющийся договор. Приисковая бухгалтерия по недосмотру, выданные мною в счёт договора 5000 рублей зачла в счёт заработной платы Поликарпову.

7. Не вдаваясь во все подробности этого дела, считаю своим долгом указать, что Поликарпов после этого стал предметом неслыханных гонений и злоупотреблений со стороны части работников приискового управления, поставивших в конечном результате всё приисковое хозяйство в катастрофическое положение в каком оно сейчас находятся.

Ф. Р. Поликарпов между тем оказал неоценимые услуги Союззолоту и являлся образцовым горным смотрителем, что неоднократно подтверждали все без исключения работники экспедиции Геолкома по В. Колымскому району во главе Ю.А. Билибиным, в объективности которых нельзя сомневаться.

Поликарпова затравили отъявленные пьяницы, хищники, подонки приискового аппарата отстраненные сейчас от работы и находящиеся под следствием!

Полагаю, что Поликарпов заслуживает того, чтобы хотя бы расчёты с ним были учинены добросовестно, как с лицом, положившим начало открытию одного из величавших сейчас месторождении золота в СССР.

Бывший уполномоченный

АКО и Союззолото по Охотскому побережью

и В. Колымскому краю – Лежава-Мюрат.

Город Якутск. 20 января 1931 г.

"Якутск.

Управление Якутского Горного Округа.

Уведомляю телеграфом.

Я нижеподписавшийся Филипп Романович Поликарпов выдал настоящую подписку Управлению Якутского Горного Округа в том что мною действительно обнаружено промышленное золото по речке Средникану правый приток Колымы примерно 20 верстах от впадения ея в Колыму золото залегает на глубине полторы сажени золотосодержащего пласта одна четверть почвы неровная утесистая имеет углубления и подъемы.

Подпись удостоверяю телеграфом

29 марта 1928 г.

Село Охотск Поликарпов".

"Охотск Дом Богданова Поликарпову

Из Москвы № 12/10201. 12/6 — 1928 г.

Вследствие нарушения Вами правил зпт закреплении Вами отводов правах первооткрывателей отказано Колыма притоками передается Союззолото договоритесь последним условиях работы обследованных Вами районов Горотдел Разкин"

...Из очередного отпуска на "материк" Ф. Р. Поликарпов вернулся 7 июня 1933 года на пароходе "Волховстрой". А через восемь дней был арестован Охотско-Колымским погранотрядом. В вину ставилось "сокрытие золота" ещё в тот период, когда он только начинал его искать на Колыме. Доказать "вину" не смогли и освободили. Тем не менее старатель провёл в заключении 4 месяца 20 дней (с 15 июня по 5 ноября 1933 г.).

Стаж работы Поликарпова ф. Р.

1898 г. Подмосковный угольный бассейн, копи Щекино, Товарково, Алексин, Победенка…

1903 г. – На всех этих шахтах работал. Потом военная служба 4 года 4 месяца.

1908 г. – На приисках Амурской области.

1922 г. – Прииски и разведка по Колыме и притокам.

1928 г. – По договору с Союззолото старший горный смотритель с окладом 300 руб. в месяц.

1931 г. – от Ленинградского Геолкома находился в Гижиге с окладом 800 руб.

1933 г. – зав разведкой в Средникане и летом 1934 г. – начальник полевой партии, а с 01.10. 1934 г. – начальник развед. района до 01.03. 1935 г. Южное управление, прииск "Пятилетка", контролер разведки.

1935 г. – с декабря – зав. разведкой на речке Ат-Урях до ноября 1936 г.

1936 г. – Ключ Еврашкалах – зав. разведкой.

1938 г. – Ат-Урях, зав. разведкой с окладом 1080 руб.

1939 г. – Зав разведкой прииска "Партизан". (Архив ОСВЗ, д. 29722, кор. 1005, л. 1).

В последующие годы Ф.Р. Поликарпов работал на разных должностях в Северном (п. Хатыннах) и Южном (п. Оротукан) горных управлениях... В январе 1941 г. его наградили значком "Отличнику дальстроевцу".

В это время он уже сильно болел. 2 февраля 1942 г. Филипп Романовмч был освобождён от должности начальника Тасканской детально-опробовательской партии "...с направлением в гор. Магадан для лечения..." И всё же, несмотря на сложившуюся ситуацию Ф.Р. Поликарпов уезжать с Колымы не хотел.

Чтобы хоть как-то поддержать старателя-первооткрывателя руководство Северного ГПУ обратилось в Дальстрой с таким вот заявлением:

"Зам. нач. ГУС ДС по кадрам

капитану госбезопасности Никешичеву

Администрация и общественные организации СГПУ ходатайствуют об устройстве на работу тов. Поликарпова Филиппа Романовича в геологический или краеведческий музей в г. Магадане, так как по состоянию здоровья (на основании заключения ВТЭК) он нуждается в систематическом врачебном наблюдении.

Тов. Поликарпов работает на Колыме с 1922 года, и по договору – с 1928 года. За это время он проявил себя хорошим работником, выполнявшим и перевыполнявшим производственные задания по поиску и разведке золота. Имеет несколько благодарностей, грамот и награждён значком "Отличнику дальстроевцу".

В результате его поисковых работ был открыт ряд приисков.

Зам. начальника Северного

горнопромышленного управления Шило

Секретарь парторганизации Лапицкий

Председатель месткома Иванова".

(Архив ОСВЗ, д. 29722, кор. 1005, л. 63)


Поликарпов Ф.Р. Фото: Из архива Ефимова С.П


Однако это обращение в ДС не помогло, его уволили из Дальстроя и он выехал на "материк"... Но через восемь лет (1950 г.) Филипп Романович сам обратился в Дальстрой с таким вот заявлением:

"Зам. начальника Дальстроя по кадрам полковнику тов. НИКИШЕЧЕВУ

Прошу Вашего распоряжения в Московское Отделение Дальстроя, о принятии меня для работы в Магаданском музее. Работал на Колыме с 1922 г. по 1942 г. В результате моих поисковых работ открыто ряд приисков.

Несмотря на мой возраст сила привычки тяготит работать на Севере. Ваше решение прошу сообщить Рязанская обл., Скопинский р-н, село Скопино – мне. 30 сентября 1950 г."

Заявление осталось без ответа, но Ф.Р. Поликарпов – один из первых открывателей колымского золота – прожил ещё 11 лет и умер на свой родине, где и похоронен.

* "Средникан" – сегодня это слово пишется "Среднекан". Ранее произносили его и писали через "и".

Материал подготовил Иван ПАНИКАРОВ по архивным материалам и публикациям магаданского историка Александра КОЗЛОВА.

Смотрите полную версию на сайте >>>


Следующая новость