17 мая 2019. Закон о крабовых аукционах принят. Начнут ли сбываться негативные для рыбной отрасли прогнозы в связи с его реализацией, станет известно уже с начала этой осени, после проведения первых торгов. А пока магаданские рыбаки трудятся по обычному распорядку: отловили зимний минтай, добывают краба и трубача, готовятся к лососевой путине. О текущей ситуации в рыбохозяйственном комплексе региона и летних планах промысловиков рассказывает президент Магаданской ассоциации рыбопромышленников, генеральный директор ООО "Тихоокеанская рыбопромышленная компания" и ООО "Маг-Си Интернешнл" Михаил Котов.
— Отличные результаты прошлого года наши компании закрепили достойным проведением зимней минтаевой путины в Охотском и Беринговом морях: выловлено 98 процентов годового объема, оставшиеся два процента доберем осенью.
Результат впечатляющий, учитывая характер нынешнего промыслового сезона: в тралы попадалось много молоди, другого прилова, не разрешенного к вылову Правилами рыболовства. Судам приходилось постоянно перемещаться из одного района в другой в поисках зрелых косяков.
— Минтая стало меньше?
— Нет, популяция в порядке. Мы связываем эту ситуацию с пробелами в научно-исследовательских работах и общей организации рыболовства. Если раньше в промысловых зонах работали научные экспедиции, ихтиологи изучали обстановку, давали прогнозы и рекомендации, в каких районах лучше ловить, то сегодня мы работаем фактически вслепую.
Отработав сезон, минтаевый флот региона, в том числе "Морской Волк", ушел на ремонт, а через две недели в сторону Магадана выйдет "Си Хантер" для работы в прибрежной зоне на минтае и осенней сельди. Но это в случае если все же примут поправки в новые Правила прибрежного рыболовства для Дальневосточного бассейна.
К сожалению, из-за профессиональной безграмотности составителей в документе допущены серьезные ошибки, делающие промышленный лов в прибрежной зоне невозможным, и если в ближайшие дни предложенные рыбацким сообществом поправки не будут внесены, экипаж "Си Хантера" останется без работы, колымчане – без свежей рыбы, а местные перерабатывающие заводы – без сырья.
Все же надеемся, новые Правила приведут в соответствие с реальностью, и промысел летнего минтая в "прибрежке" стартует 15 июня.
Промысел краба и трубача, который ведется в настоящее время, проходит в штатном режиме.
— Как проходит подготовка к лососевой путине?
— Активно. Промысловые участки на реках готовятся, бригады комплектуются, оборудование уже закуплено – современное, эффективное. В прошлом году наши компании опробовали на Яме производство филе первой заморозки из кеты. Пробная партия продукции получилась отменного качества, так что на этот сезон уже есть заказы, под которые приобрели дополнительное оборудование по разделке, заморозке, упаковке.
В целом по области к промышленному вылову разрешено порядка 9,5 тысячи тонн. Конечно, по сравнению с Камчаткой, где прошлым летом выловили рекордные 500 тысяч, объем весьма скромный, зато наш лосось выигрывает качеством.
Дело в том, что на Камчатке и Сахалине очень короткие реки, и рыба, еще даже не зайдя в пресную воду, уже имеет нерестовые изменения. А у нас чтобы добраться до нерестилищ, ей надо преодолеть против течения, по речным перекатам сотни километров, поэтому наш лосось сильный, что имеет прямое отношение к его вкусовым и питательным свойствам и внешнему виду. Серебрянка – магаданский бренд.
Важно еще, что весь наш небольшой объем лосося, разрешенного к вылову промышленными предприятиями, распределяется на 40 пользователей, подавших заявки на участие в путине. Понятно, что при таком раскладе рыбаки, образно говоря, каждую рыбку целуют, прежде чем ее продать, и это бережное отношение к ресурсу тоже определяет высокое качество продукции.
— Какой будет цена на красную рыбу?
— На протяжении ряда лет кета, горбуша, кижуч в Магаданской области дешевле, чем у соседей-дальневосточников. Не вижу причин для изменения ситуации. Наши рыбаки не отказываются от взятых на себя социальных обязательств по обеспечению земляков доступной рыбой. Как и раньше, летом лосось свежего улова по доступной цене можно будет купить на субботних продовольственных ярмарках.
— Чувствуется, что настрой у вас боевой.
— Рыбаки всегда в тонусе, расслабляться некогда. Мы готовы работать в полном объеме, для этого у нас есть все: специалисты, промысловый и транспортный флот, береговое производство, база в Москве для реализации продукции на отечественном рынке.
Мы серьезно обновили флот. В июне на китайской верфи будет спущен на воду новый краболов "Атка". Это уникальное судно, построенное под российский Регистр по нашему проекту с учетом мирового промыслового и судостроительного опыта, очень экономичное, оснащенное многофункциональным производственным и новейшим навигационным оборудованием. Рассчитываем представить его магаданцам в начале осени, после прохождения всех регистрационных процедур.
Рассматриваем вариант по приобретению крупнотоннажного судна для работы в Мировом океане. Планируем строительство завода в Магадане по выпуску вкуснейшей тихоокеанской жирной сельди в банках, только не в металлических, как в советские годы, а в пластиковых, по исландской технологии – исландцы в этом деле большие спецы и согласились нас научить.
Уже выкупили большое здание для завода в районе морского торгового порта, хотели оборудовать цеха стеклянными стенами, чтобы можно было проводить экскурсии для школьников в рамках профориентационной работы.
К сожалению, этот и другие планы по развитию производства, равно как и наши социальные проекты, сегодня под вопросом в связи с возвращением крабовых аукционов. Просто денег может на все не хватить. Но мы постараемся.