Магаданская облдума взяла на контроль преобразования в системе здравоохранения

В части организации и оптимизации работы учреждений здравоохранения региона, и сокращению на это расходов, у депутатов назрел ряд вопросов
Областная Дума
Фото: Магаданская областная Дума

24 апреля 2019. Информация министра здравоохранения и демографической политики Магаданской области Сергея Чеканова "О деятельности министерства здравоохранения и демографической политики Магаданской области по обеспечению доступной, качественной и своевременной медицинской помощи населению и планах по реализации национальных проектов в сфере здравоохранения, в том числе по достижению целевых демографических показателей в Магаданской области" стала одним из вопросов, рассмотренных депутатами заксобрания в рамках парламентского контроля на минувшем заседании, сообщили MagadanMedia в пресс-службе Магаданской областной Думы.

Как сообщил Сергей Чеканов, основными направлениями деятельности министерства и государственных медицинских организаций в 2019 году являются реализация мероприятий национальных проектов "Здравоохранение" и "Демография"; оптимизация деятельности учреждений здравоохранения в целях сокращения неэффективных расходов; достижение основных демографических показателей, определенных национальным проектом "Здравоохранение" для Магаданской области.

В 2019 году начата реорганизация следующих медицинских организаций путем присоединения: к ГБУЗ "Магаданская областная больница" — МОГБУЗ "Инфекционная больница" и ГБУЗ "Магаданская областная станция переливания крови"; к МОГБУЗ "Поликлиника № 1" — поликлиники №2 и №3. к МОГБУЗ "Станция скорой медицинской помощи" — Магаданский территориальный центр медицины катастроф"; к МОГБУЗ "Ягоднинская районная больница" — Омсукчанская, Сусуманская и Среднеканская районные больницы. К МОГБУЗ "Магаданский областной детский противотуберкулезный санаторий № 2" — Магаданский областной детский противотуберкулезный санаторий пос. Стекольный. К МОГБУЗ "Ольская районная больница" — Тенькинская и Хасынская районные больницы.


Сергей Чеканов. Фото: Магаданская областная Дума

Централизованы бухгалтерско-экономические службы учреждений, подведомственных министерству здравоохранения и демографической политики региона.

"Основными положительными аспектами реорганизации станут: концентрация финансовых и технических ресурсов, повышение эффективности управленческих решений; оптимизация численности под нормативы, с повышением их "нормы загруженности" и укомплектованности, — предоставил информацию депутатам Сергей Чеканов, – а также объединение неполных ставок узких специалистов в полноценные должности в целях повышения качества и доступности оказания помощи, снижения "текучести", "перебежек" и злоупотребления понятия "внешнего совместительство" специалистов; оптимизация численности управляющего персонала и специалистов, дублирующих технические и обслуживающие специальности; формирование единой лабораторной поликлинической службы, минимизация рисков оттока средств на оплату услуг сторонних коммерческих лабораторных структур; снижение расходов на содержание неиспользуемых помещений и помещений с низкой загрузкой".

В части организации и оптимизации работы учреждений здравоохранения региона и сокращению на это расходов у депутатов назрел ряд вопросов. Игорь Донцов подчеркнул, что при минимизации издержек на медицинское обслуживание населения необходимо учитывать специфику территории – большие пространства и удаленность населенных пунктов друг от друга.


Александр Басанский и Игорь Донцов. Фото: Магаданская областная Дума

"Сегодня подобная оптимизация вызывает большие опасения и социальное напряжение. Мы знаем о планируемом объединении медучреждений разных городских округов в единые. Но, например, Омсукчанский городской округ является лидером территории по добыче серебра. На удаленных горнодобывающих объектах трудятся тысячи людей. Вопросы возможности получения качественной, быстрой и доступной медицинской помощи вызывают у них большое напряжение. За многие годы, даже десятилетия, все, что можно было минимизировать, уменьшить, убрать все издержки – все это было сделано. А людей порой и так приходится возить за сотни километров для оказания им медицинской помощи", — сказал он.

Его мнение поддержал депутат Сергей Иваницкий. "Под слово "оптимизация" у нас можно ликвидировать и здравоохранение, и все на свете. Предположим, пройдет сокращение одного врача. Он рассмотрит вариант уехать, и с его отъездом автоматически на 3-4 человека сократится население поселка или города. Тем более, что все взаимосвязано – в малых поселках сокращение населения идет именно из-за отсутствия объектов здравоохранения, а мы их сокращаем, потому что населения мало".


Сергей Иваницкий. Фото: Магаданская областная Дума

Сергей Чеканов ответил, что ликвидации больниц в районах не будет, а так называемые "узкие" специалисты, которых действительно не хватает, будут переезжать из одного городского округа в другой, проводя приемы пациентов по очереди. В этом случае необходимость укомплектовывать каждую больницу отпадает. Людей увольнения не коснутся. "Мы оптимизируем только расходы. Пропасть в бюджете – 2 миллиарда рублей", — подчеркнул он

Депутат Владимир Головань высказал мнение: "Люди просто не понимают, — ни врачи, ни пациенты, — что повлекут за собой проводимые изменения в местном здравоохранении. Если это значит, что в Омсукчанском районе не будет роды кто-то принимать, то, знаете, если даже раз в год роды примут, то уже будет польза. Люди будут знать, что они гарантированно получат медицинскую помощь. Здесь не деньги самое главное, а гарантированная медицинская помощь людям".


Владимир Головань. Фото: Магаданская областная Дума

Замечание в адрес представителей министерства здравоохранения высказала и председатель Собрания представителей Тенькинского городского округа Валентина Алдошина, указав, что при принятии такого важного решения, как оптимизация региональной системы здравоохранения, руководство области заранее не довело информацию до глав районов и депутатов колымского заксобрания.

В ходе обсуждения слово взяла руководитель территориального Фонда обязательного медицинского страхования Магаданской Анастасия Щербакова.

"В последние пять лет в рамках реформирования системы здравоохранения Минздрав РФ переходит на одноканальное финансирование. В регионах проводили реформы, реструктуризацию, укрупняли подразделения, чтобы повысить качество обслуживания, обеспечить специалистами медучреждения, перевести часть медицинского персонала в немедицинский, провести централизацию немедицинских служб, чтобы средств из ФОМС, выделяемых на территорию, хватало на качественное оказание медпомощи, а не содержание параллельных расходов. В этом плане Магаданская область, так сказать, затормозила, — пояснила она. — Это привело к тому, что выделенных 5 миллиардов субвенций в силу наличия нереструктуризированного коечного фонда, не откорректированного количества медучреждений с маленькой численностью прикрепленного населения дефицит составляет около 2 миллиардов рублей.


Анастасия Щербакова. Фото: Магаданская областная Дума

Сегодня Минздрав региона разрабатывает мероприятия, которые приведут к укрупнению медицинских организаций в рамках возможностей ОМС. Районные больницы мы уже перевели на сметное подушевое финансирование и таким образом содержать штат лечебных учреждений. Они получают ежемесячно одну двенадцатую от годовой потребности в зависимости от прикрепленного населения. Это вынуждало их заниматься приписками, потому что если нет больных, нет и зарплаты.

Возьмем те самые пять родов в год в Сусусманском округе. Там должен сохраняться пост медперсонала на всякий случай, но вы должны понимать, что, если врач принял только пять родов в год, то нельзя говорить о его высокой квалификации", — сказала Анастасия Щербакова.

"Такого быть не должно — ставить оптимизацию ради оптимизации как цель, – возразил председатель Магаданской областной думы Сергей Абрамов. –– Мы здесь говорим о деньгах, хватает их или нет, а должны говорить о системе здравоохранения и гарантированности предоставления качественной медпомощи. Если в селе проживает три человека, но нет никакой логистики, то медицина все равно обязана там быть. Мы будем содержать врача. Даже если он примет одну роженицу в год, — дай бог, через год их будет пять, а может, туда люди поедут, население прирастет. А мы исходим из того, что нужно привести систему в соответствие с численностью населения. Сегодня надо привести штаты к численности колымчан в 120 тысяч человек. А если завтра останется 90 тысяч – мы будем оптимизировать дальше? Не хватает 2 миллиардов рублей на медицину — это ваша задача, наша задача, задача правительства области — добыть эти деньги и доказать, что наша система здравоохранения уникальная, и другой по определению быть не может, потому что в иных случаях гарантированности и качества не обеспечить, и более того, это станет детонирующим фактором уменьшения численности населения на территории. Деньги не надо экономить, их надо изыскивать", — сделал акцент спикер облдумы.


Андрей Зыков и Сергей Абрамов. Фото: Магаданская областная Дума

Эту позицию поддержал и его первый заместитель Александр Басанский. Он призвал к более организованному подходу к проведению изменений в системе здравоохранения Магаданской области, к тесному взаимодействию с главами городских округов, депутатами, органами местного самоуправления.

"Возмущение в округах – это результат серьезной недоработки, потому что не было проведено работы на местах. Существует непонимание, пока мы не видим плюсов в такой реализации поставленных вопросов. В связи с грядущими переназначениями в коллективах медучреждений начинается брожение, а гасить его придется главам и депутатам. Надо проводить консультации с главами, руководителями медучреждений, депутатами, людьми, они должны носить характер открытого диалога", — призвал он.

Резюме подвел первый вице-спикер Магаданской областной Думы Андрей Зыков.

"Наш сегодняшний парламентский контроль вызван теми вопросами, которые начали возникать на территории. Информированность как населения, так и депутатского корпуса со стороны министерства здравоохранения, по моему мнению, недостаточно. Здравоохранение у нас на Колыме уникальное и оно заключается не только в оказании экстренной и неотложной помощи. Прежде всего, на территории области учреждениями оказывается первичная медико-санитарная, профилактическая, участковая помощь и многое другое. Потому вопросы, связанные с реорганизацией, возникли из-за недопонимания ситуации. Население, медучреждения, общественные организации не были в должной мере проинформированы. Важно и еще одно, говорю как врач с почти сорокалетним опытом: как только в здравоохранении начинают превалировать экономические вопросы, как только его пытаются сделать экономически выгодным направлением деятельности, то на здравоохранении можно ставить крест.

Задача здравоохранения – обеспечение доступной, качественной и своевременной медицинской помощи населению. От этого и надо исходить", — резюмировал он.

В результате депутаты Магаданской областной Думы приняли ряд соответствующих решений:

1. Информацию министерства здравоохранения и демографической политики Магаданской области "О деятельности министерства здравоохранения и демографической политики Магаданской области по обеспечению доступной, качественной и своевременной медицинской помощи населению и планах по реализации национальных проектов в сфере здравоохранения, в том числе по достижению целевых демографических показателей в Магаданской области" принять к сведению.

2. Предложить губернатору Магаданской области:

2.1. Приостановить действие постановлений губернатора Магаданской области от 11 апреля 2019 года №№ 245-пп, 246-пп, 247-пп, 248-пп, 249-пп, 250-пп о реорганизации областных государственных бюджетных учреждений здравоохранения в Магаданской области.

2.2. Создать рабочую группу при губернаторе Магаданской области по вопросам совершенствования системы здравоохранения Магаданской области с участием депутатов Магаданской областной Думы, представителей органов местного самоуправления городских округов, общественных организаций и ведущих специалистов медицинских учреждений.

2.3. Рассмотреть вопрос о выделении из областного бюджета межбюджетного трансферта на дополнительное финансовое обеспечение территориальной программы обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования.

3. Рекомендовать министерству здравоохранения и демографической политики Магаданской области:

3.1. Продолжить работу, направленную на обеспечение оптимальной доступности, повышение качества и своевременности оказания медицинской помощи населению на территории Магаданской области.

3.2. На принципах открытости и доступности постоянно проводить разъяснительную работу среди населения Магаданской области, работников медицинских учреждений о необходимости реализации мер, направленных на совершенствование деятельности учреждений здравоохранения в целях повышения эффективности функционирования системы здравоохранения.

3.3. Информировать депутатов Магаданской областной Думы об основных показателях реализации мероприятий национальных проектов "Здравоохранение" и "Демография" в рамках Плана мероприятий Магаданской областной Думы по реализации основных положений Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", утвержденного постановлением Магаданской областной Думы от 1 марта 2019 года № 1170.

3.4. Повысить роль ОГКУЗ "Магаданский областной медицинский информационно-аналитический центр" в части обеспечения динамической оценки состояния отрасли здравоохранения и здоровья населения, а также стратегического, аналитического и методического сопровождения Территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи и национальных проектов в сфере здравоохранения.

4. Контроль за выполнением настоящих рекомендаций возложить на комитет Магаданской областной Думы по социальной политике.

Смотрите полную версию на сайте >>>


Следующая новость