История Колымы: Щуки заходили в гости к нам…

Совместный проект блогера Василия Образцова и MagadanMedia
Подводные лодки типа "Щука" у плавбазы "Саратов" в бухте Находка 1934-1935 годы.
Фото: kolymastory.ru

1 сентября 2024. Василий Образцов уже давно пишет о Колыме и Магадане, о событиях и людях, повлиявших на историю региона. Совместный проект ИА MagadanMedia и сайта "Моя родина — Магадан" — новый взгляд на родные места.

Конечно, для первых магаданцев подводные лодки были диковинкой. В отсеки подводных лодок спустилось на экскурсию все руководство главной организации Колымы — треста "Дальстрой". Подводники ответили на гостеприимство магаданцев показательными выступлениями. На его рейде — в бухте Нагаево, глубоко врезающейся в материк, где еще никогда не видели подводных лодок, был устроен маленький подводный парад: подводные лодки Щ-119 (командир капитан 3 ранга В.В. Киселев) и Щ-117 (командир капитан-лейтенант М.И. Гаджиев) выполнили срочное погружение и прошли под перископом и без него мимо флагмана. Руководство Дальстроя во главе с Э.П. Берзиным с мостика плавбазы наблюдало за действиями подводников и подводных лодок. Магаданцы восторженно отзывались о высокой выучке тихоокеанцев.


Щ-117 и Щ-119, Советская Гавань, 1945 г. Фото: kolymastory.ru

В честь подводников был организован банкет, куда Э.П. Берзиным был приглашен командный состав. Экипажи лодок получили тут неожиданное в таких широтах угощение — парниковые огурцы, свежую капусту и другие овощи, редкие тогда и в более южных районах Дальнего Востока.

После захода в Магадан соединение посетило Оху и благополучно вернулось на базу. У двух лодок из участвовавших в походе Щ-119 (командир В.В. Киселев) и Щ-121 (командир Н.И. Виноградов) была поставлена задача достичь предельной дальности плавания без дозаправки топливом. Они не вернулись, как остальные корабли, в базу, а направились нести позиционную службу.


Щ-122, Щ-121 и Щ-123. Владивосток, весна 1935 г. Фото: kolymastory.ru

В 1937 году в бухту Нагаево (г. Магадан) совершила заход еще одна подводная лодка V серии проекта Щ — Щ-105 "Кета" во время похода.

Так описывает этот поход очевидец событий Власов Лев Александрович: "Побывали на Сахалине. Татарским проливом вышли в Охотское море, достигли самой южной оконечности Камчатки — мыса Лопатка. Отсюда — в бухту Нагаева. Все время нас мотал шторм, но мы продолжаем дальний и очень трудный путь. Через несколько дней почти все моряки привыкли к качке. Кончились свежие продукты. Питаемся консервами и сухарями. Мучаемся с топливом. Чтобы его хватило подольше, мы загрузили соляр в балластные цистерны, не приспособленные для этой цели, и в качку топливо перемешивается с водой, дизели чихают и останавливаются.


Подводная лодка Щ-105 на морском параде Морских сил Дальнего Востока в бухте Новик. 5 мая 1934 года. Фото: kolymastory.ru

Страдают курильщики. Все запаслись махоркой и спичками, а о бумаге не позаботились. Газеты все искурили, в ход пошли лишние служебные журналы с бумагой такой толстой и плотной, что дым от нее ест глаза даже на чистом воздухе.

Для свободных от вахты ежедневно устраивалось несколько киносеансов. У нас было семь узкопленочных немых фильмов, которые мы прокручивали на маленьком портативном аппаратике. Такие кинопередвижки только появились на лодках. Нередко сеансы устраивались для трех-четырех человек. Вместо экрана — развернутый тетрадочный лист. Нечего и говорить, что фильмы, которыми мы располагали, все вызубрили наизусть.

В молодом советском городе Магадане пополнили запасы свежей пищи, отдохнули. И снова потянулись походные дни. На обратном пути увидели новые места: залив Де-Кастри с тремя прелестными островками посередине, Советскую Гавань, бухту Постовую.

Мы по-настоящему полюбили Дальний Восток, его чудесные бухты, голубые сопки и бескрайний простор океана. Все поняли: только в таких далеких, нелегких походах и можно стать настоящим моряком".

Смотрите полную версию на сайте >>>