15 апреля 2019. Чем крупнее бизнес, тем крупнее и проблемы. Такую закономерность можно проследить на примере истории создания группы компаний "Тальский завод". Производство минералки оказалось не столько прибыльным, сколько привлекательным для всевозможных провокаций и препон бизнесом. За последние несколько лет работы предприятию пришлось пережить смену бренда, суд, утомительную бюрократическую историю с получением разрешений и многое другое. Несмотря на сложности группа компаний "Тальский завод" ежегодно наращивает производство, расширяет ассортимент, обзаводится партнерами и планирует выходить на экспорт. Подробнее о том, чем живет завод по производству напитков MagadanMedia узнало у директора департамента по развитию бизнеса Николая Истина.
— Сейчас у нас четыре сферы деятельности: производство тары, снабжение предприятий углекислотными баллонами, производством напитков и доставкой в офисы питьевой воды. Все это в совокупности создает один бизнес.
Сильная конкуренция на рынке производства бутылок. За лидерство здесь борются порядка пяти компаний, но пока мы сохраняем за собой первенство, несмотря на то, что наша тара стоит немного дороже, чем у конкурентов. Бутылки покупают производители пива, молочной продукции. В производстве тары существует много тонкостей и нюансов, которые нарабатываются многолетним опытом. От этого наша бутылка качественнее и удобнее, потому что готовится из первичного сырья. Для пищевых продуктов запрещено использовать заготовки для ПЭТ тары из вторичного сырья – переработанного пластика. Восстановленный пластик может использоваться только в химической промышленности. Чем меньше цена, тем выше риск того, что сырье не соответствует требованиям пищевой отрасли.
Так выглядит бутылка до того, как ей придадут необходимую форму. Фото: Вероника Рыбальченко, MagadanMedia
Aquaolla. Фото: Вероника Рыбальченко, MagadanMedia
Основной бизнес – производство безалкогольных напитков, в большей степени – негазированной воды. Это радует – если люди предпочитают воду газировке, значит заботятся о своем здоровье. Всего в 2018 году было продано более 1,5 миллионов единиц продукции.
Судя по объему продаж, в последние годы покупатели стали понимать, что на прилавках есть не только привозная вода федеральных брендов, но и местная продукция, которая по вкусовым качествам выигрывает у привозной.
Когда на предприятии начали думать о том, где добывать воду, первым делом вспомнили про родник в морпорту, где большая часть горожан набирает воду. Взяли пробы, направили на анализ. В этой воде оказалось слишком высокое содержание тяжелых металлов.
Стали искать дальше, самым оптимальным вариантом оказался источник в Оле. В 2009 мы заключили договор с муниципальным учреждением и начали набирать воду.
Aquaоlla. Фото: Вероника Рыбальченко, MagadanMedia
– Как "Глобус" трансформировался в группу компаний "Тальский завод"?
— "Глобус" и "Тальский завод" — это две самостоятельные компании, которые научились выгодно сотрудничать. Бурное развитие группы компаний началось в 2015 году, когда мы уже вышли на масштабные показатели. Основные силы были сосредоточены на воде. Ассортимент расширялся, объемы росли. Планы были амбициозными и для их реализации необходимы были деньги и оборудование. В этом же году одному из коммерческих подразделений группы компаний удалось получить кредит и закупить современную технику.
А наша история началась гораздо раньше. До образования группы компаний, на рынке работал только "Глобус". Он возник в 1996 году, а с 1997-го начал заниматься выпуском пиво-безалкогольных напитков. Сначала это было пиво, вернее, нефильтрованный эль. Почти крафтовая пивоварня была – объемы незначительные, бизнесом серьезным точно не назвать.
Потом началось производство безалкогольных напитков. Все это длилось несколько лет и находилось, можно сказать, в перманентном состоянии, без особой прибыли и масштабного производства.
Конкурентом на тот момент была компания "Магаданская группа", которая выпускала на прилавки массу алкогольных и безалкогольных напитков, в том числе легендарную "Тальскую".
Aquaоlla. Фото: Вероника Рыбальченко, MagadanMedia
В начале 2000-х "Магаданская группа" обанкротилась. Было принято решение начать собственное производство "Тальской" воды, но это оказалось не так просто.
У "Магаданской группы" торговая марка "Тальская" не была запатентована. Во время подготовки документов на регистрацию наше предприятие столкнулось с такой проблемой, что в Магадане реально тяжело получить разрешительные документы на производство этой воды. В итоге, разрешительные документы были получены через Москву, за подписью министра здравоохранения.
— В чем была проблема?
— Тут разные бюрократические моменты. По результатам анализа, показатели фтора в ней оказались повышенными, но допустимыми для употребления, хотя "Тальская" до этого производилась не один год. Мы тоже удивились, почему так, но с ситуацией в итоге разобрались и начали производство, а после запатентовали "Тальскую".
— С ольской водой трудностей не было?
— Были, но иного характера. Самая знаковая история у нас произошла в 2018 году. Изначально наша вода называлась "Ольский кристалл". Это было первое название, которое и закрепилось впоследствии за ней. Мы этот бренд не патентовали, так как еще планировали поменять название. Так вот, в 2018 году одна юридическая компания решила зарегистрировать более 50 торговых марок, которые не были запатентованы владельцами. Такие как "Мега 24", "Арбат", "Строймаркет", "Добрая традиция" и так далее. В этом списке оказался и наш "Ольский кристалл".
Мы стали бороться с этой юридической компанией, доказывая, что приоритетное право на торговую марку у нас.
Розлив Aquaоlla по бутылкам. Фото: Вероника Рыбальченко, MagadanMedia
— В чем смысл этой схемы?
— Каждый может пойти запатентовать любое название, если оно не зарегистрировано. Вот в чем момент.
После того, как его зарегистрировали, нам придется доказывать свое авторство и то, что мы его использовали ранее.
Просто есть разные методы воздействия на предприятия. Эта юридическая компания подала иск в областной ОБЭП о том, что мы выпускаем контрафактную продукцию. У нас изъяли технику и начали проверку, чтобы узнать, сколько мы производим продукции под маркой "Ольский кристалл". Смысл в том, что, если у тебя есть патент на продукцию, а кто-то производил ее под твоей торговой маркой, можно взыскать выручку от реализованной продукции в двойном размере.
После заполнения бутылок водой они ставятся на конвейер для запечатывания крышки и наклейки этикетки. Фото: Вероника Рыбальченко, MagadanMedia
К счастью, сейчас законодательство изменилось – и в таких ситуациях можно доказать авторство своей торговой марки на продукцию. Как раз тогда, когда приехал ОБЭП, я уже думал над новым, более "экспортным" названием – "Aquaolla", и просто оперативно заказал новые этикетки. Буквально через месяц мы начали выпускать под новым названием, но параллельно боролись за "Ольский кристалл".
Мы отстояли свою торговую марку, и этот патент, заявленный юридической фирмой, аннулировали, также как и все остальные, которые фирма пыталась зарегистрировать. Новое название мы запатентовали и продолжаем выпускать воду уже под этим брендом.
— Как покупатели реагируют на смену бренда? Отражается на продажах?
— На Aquaolla — нет. Мы сохранили дизайн бутылки и этикетки, над названием добавили "Ольская вода", чтобы люди точно знали, что это тот самый "Ольский кристалл". Просто печальный опыт уже был с "Тальской". Когда мы поменяли этикетку и цвет бутылки, продажи резко упали почти в два раза. Не узнавали покупатели. Это очень сложный переход, мы от старой этикетки на "Ольском кристалле" избавлялись около двух лет. Она раньше зеленая была, сделаешь сразу голубой — и вот, покупатели уже не находят на прилавке воду без газа.
Aquaоlla. Фото: Вероника Рыбальченко, MagadanMedia
Готовые бутылки снимают с контейнера и раскладывают по ячейкам. Фото: Вероника Рыбальченко, MagadanMedia
— Поэтому сохранили этикетки таких напитков, как "Крем-сода", "Тропик", "Лимонад", "Тархун" и так далее?
— Да, это уже исторический момент. В каждом городе есть свой "Тархун", свой "Лимонад", свой производитель вот этих неизменных советских напитков, которые до сих пор пользуются популярностью из-за своего вкуса и ценовой доступности.
— Рецептура тоже неизменна?
— Естественно, в рецептуре есть некоторые изменения. Стоит вопрос замены аспартама на сахар. Чтобы наладить производство напитков на базе сахара, нужно построить сиропный цех. Аспартам, конечно, хорош в том плане, что его можно употреблять диабетикам, но вкусовые качества сахара куда выше. Аспартам оставляет легкую сухость, а сахар – реально вкусовой прорыв. Надеюсь, в ближайшее время откроем сиропный цех, расширим линейку.
Когда производишь в больших объемах, важна каждая деталь. Когда мы запускали "То То Мохито" и "Da Da Cola", долго тестировали перед продажей. У нас эти напитки по два месяца на солнце стояли, мы смотрели, когда осадок образуется, при каких условиях, температуре. Разные эксперименты проводили.
Aquaоlla. Фото: Вероника Рыбальченко, MagadanMedia
— Что происходит с водой, когда ее привозят на завод?
— Первую обработку вода проходит на скважине. Производитель обязан делать забор воды только со специализированной и охраняемой скважины. На заводе вода проходит четыре степени очистки, часть продукции отправляют на лабораторные исследования. Если взять обычную воду из источника, спустя некоторое время она начнет "цвести". Так бывает, когда люди набирают себе самостоятельно 19-литровый бутыль в кулер, а потом там зарождается новая жизнь. После санитарной обработки в воде не остается живых микроорганизмов, значит и цвести она не будет. Срок годности нашей воды – один год.
Aquaоlla. Фото: Вероника Рыбальченко, MagadanMedia
— Вы платите за воду? Как формируется цена на минералку?
— Да, платим, но большую часть цены составляет бутылка, этикетка и логистика. Стоимость воды здесь – не более 10%, на самом деле. Самая трудная задача – воду доставить и разлить. Зимой этот процесс вообще очень тяжелый. Если эту зиму мы нормально пережили, то в прошлом году, когда были снегопады, для нас это было целым испытанием – и машины застревали, и бочки переворачивались.
— Помимо сиропного цеха, какие еще планы?
— Хотим новое оборудование, нужен, например, автоматизированный розлив воды. Мы пережили первый этап автоматизации, уйдя от ручной наклейки этикеток, теперь нужно переходить на второй этап.
В планах усовершенствовать и производство самих бутылок, но с ростом производства, растут и запросы предприятия. Поэтому, задачи амбициозные, нужно выходить на экспорт.
Aquaоlla. Фото: Вероника Рыбальченко, MagadanMedia
Правда, наладить его не так просто. Наверное, самая большая проблема, которой страдают пищевики, – транспортировка. Каждый из производителей по отдельности не может отправить товар в другие регионы, сохранив его конкурентоспособность в ценовом сегменте. В 20 футовый контейнер может поместиться не более 7 тонн молочной продукции, 8 тонн колбасы, и он будет полупустым, а водой можно загрузить более чем 30 тонн. У каждой категории товаров свои ограничения: если загрузить молочную продукцию доверху, то внизу она будет раздавлена; 30 тонн воды нельзя провозить в 20 футовых контейнерах с грузоподъемностью не более 21,5 тонны. Кооперация с другими производителями позволяет максимально загрузить контейнер.
Еще одна проблема, при отправке контейнеров из Владивостока в стоимость входит возврат порожнего контейнера обратно. И согласовать специальную цену на маршрут "владивосток-магадан-владивосток", где возможно привести сырье и отправить готовую продукцию, пищевому сектору пока не удалось.
— Почему вы считаете, что эта продукция будет пользоваться спросом? В других регионах есть свои производители...
— Есть у нас продукты, которых нет, например, во Владивостоке. Тот же мацони, который производит наш Молзавод. Те же десерты творожные — таких как у нас нет. А насчет воды, нам нужно просто зайти на рынок, чтобы потребитель попробовал. Она вкуснее, она реально вкуснее. Да, нам сложно конкурировать с тем же Владивостоком в низкоценовом сегменте, но в среднеценовом – всегда можно найти своего потребителя и у молочников, и у водников, и колбасников, и так далее. Потому что это рынок, а наш продукт качественный.
— Чтобы вашу продукцию попробовали, нужно заинтересовать покупателей...
— Мы ведем активную рекламную кампанию, агитируем за здоровый образ жизни.
Наш лозунг гласит: будь с чистыми мыслями, пей чистую воду и стань частью команды.
Масштабная кампания прошла по Aquaolla c колымскими пейзажами. Будем дальше продолжать и готовить такие же креативы, и потом уже с готовым маркетинговым решением выходить в другой регион.
Кроме того, мы хотим донести, что мы не просто какое-то предприятие, которое производит безалкогольные напитки, мы социально-ориентированная компания, у нас есть желание делать этот мир лучше, даже через призму воды. И это у нас получается.
Николай Истин. Фото: Вероника Рыбальченко, MagadanMedia
— Как у вас получается делать мир лучше?
— В прошлом году мы совместно с другими пищевыми предприятиями – "Дукчинская птицефабрика", "Гормолзавод", "Охотский берег" – учредили некоммерческую организацию "Общество Спартак". До 1935 года, "Спартак" объединял все пищевые предприятия в спортивные команды для того, чтобы конкурировать в спорте с другими – с "Динамо" (полицейские), с "ЦСКА" (армейцы). И мы возродили эту историю с пищевыми предприятиями.
Во-первых, очень большая проблема с кадрами на предприятиях, в большей степени она связана с пьянством.
Мы посчитали, что не нужно заставлять людей вести здоровый образ жизни, а нужно "переключить" их на полезные увлечения.
Решили по пятницам и воскресеньям организовывать спортивные тренировки для того, что бы у сотрудников было право выбора между традиционным отдыхом или активным, к примеру, пойти поиграть в футбол со своими коллегами по работе.
Aquaоlla. Фото: Вероника Рыбальченко, MagadanMedia
В Магадане довольно проблематично попасть на то же футбольное поле. В свое время я сам лично пытался пойти поиграть в футбол, например в "Спарту" или "Колымский", меня туда не пускали. Чтобы поиграть, нужно заключить договор.
Я думаю, что неправильно, когда перед спортсменами учреждения закрывают двери.
Создание "Спартака" помогло в некоторой степени убрать границы между человеком, который хочет заниматься спортом и спортивным комплексом.
"Спартак". Фото: Из архива Николая Истина
Тренируемся по воскресеньям в вечернее время, сотрудники нашего предприятия ходят. Сразу же после открытия регионального отделения "Спартака" прошлым летом мы провели масштабный турнир по дворовому футболу. В этом году настроены вовлечь больше команд и приглашаем другие компании на тренировки.