21 марта 2019. В 2019 году все госзакупки должны перейти в электронную форму, что, в свою очередь, даст возможность заняться развитием конкуренции в госзаказе, сообщает ИА PrimaMedia.
– Данное решение отвечает поставленной Президентом задаче вовлечь в процесс государственных закупок как можно больше участников, тем самым развить конкурентную среду в этой сфере и повысить прозрачность закупок, — считает член Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Ростислав Гольдштейн.
Зафиксировано, что "цифровизация" привела к росту активности в единой информационной системе со 140 до 220 миллионов транзакций в сутки, а число ее активных пользователей выросло за 2018 год на 20% (до 2,4 миллионов). Оператором выступает Федеральное казначейство, которое предлагает ряд мер по совершенствованию системы.
Так, планируется замкнуть периметр электронного документооборота в госзаказе: ввести единый план закупок, электронный акт исполнения контракта, запустить структурированный электронный контракт и полностью автоматизировать учет контрактных, бюджетных и денежных обязательств в системе. Запустить этот механизм казначейство планирует уже в 2019 году. Предлагается сократить число закупочных процедур, но ввести новую — закупки через интеграцию каталога госзакупок с крупными участниками электронной торговли. Это увеличит конкуренцию и наполнит каталог данными о реальных ценах и товарах.
Каталог — инструмент, позволяющий решить проблему "заточки" отдельных торгов под конкретного поставщика. Если заказчик выбирает номенклатуру из каталога, поставщик соглашается поставить товар, соответствующий его описанию (а не описанию заказчика). В перспективе каталог даст реализовать еще одну идею — заменить подачу заявки поставщика на участие в торгах на простое выражение согласия: для этого потребуется один раз погрузить в реестр участников закупок все документы потенциальных поставщиков. Модель предусматривает и изменение роли торговых площадок (ЭТП) в системе. Переход от привлечения ЭТП обеспечения заявок к плате за закупку привело к тому, что площадки не заинтересованы в расширении списка поставщиков. Надо сделать так, чтобы они конкурировали между собой за счет расширения этого перечня, уточняют в ведомстве.
– Все меры, предлагаемые в рамках модернизации системы госзакупок, направлены на решение двух главных задач – экономии бюджетных средств без потери качества товара или услуги и повышения прозрачности процесса закупок. За счет чего это достигается? Большее количество юридических лиц, задействованных в торгах, рождают конкуренцию, которая, в свою очередь, стимулирует совершенствование качества и снижение стоимости. При этом, каталоги исключают возможность разыгрывания госзаказов только для "своих", что расширяет рынок для новых участников. Все это неизбежно ведет к экономии государственных средств, повышению прозрачности и эффективности госзакупок, а также дает возможность бизнесу получать заказы, что улучшает конкурентную среду. Таким образом, электронные госзакупки выгодны как для государства, так и для предпринимателей, — прокомментировал сенатор Ростислав Гольдштейн.