18 марта 2019. 157 человек погибли при крушении самолета Boeing 737 MAX 8 в Эфиопии 10 марта. Лайнер разбился спустя 6 минут после взлета. В октябре 2018 авиакатастрофа произошла в Индонезии – самолет той же модели потерпел крушение через 13 минут после взлета. Погибли 189 человек. После случившегося ряд стран, в том числе Россия, приняли решение о запрете полетов Boeing 737 MAX 8, сообщает MagadanMedia.
Эксперты при изучении данных черных ящиков обнаружили сходство между причинами трагедий. По данным РБК, многих пилотов должным образом не информировали об особенностях нового лайнера. Они учились управлять новой моделью при помощи приложения на планшете iPad.
Представители профсоюзов пилотов из Southwest Airines и American Airines неоднократно обращались в компанию Boeing с просьбой создать симулятор для модели Max, но компания совместно с Федеральным управлением гражданской авиации США решили, что пилотов достаточно проинформировать о возможных проблемах и о том, как будет работать новое программное обеспечение.
Трагедию в небе прокомментировал бывший пилот самолета АН-2, заместитель председателя Магаданской областной Думы Эдуард Козлов. По мнению спикера, регулярное прохождение тренажеров всем летным составом на каждом конкретном типе самолета – это незыблемое правило пилотирования. В данных случаях необходимую подготовку игнорировали.
В России новейшие модификации Boeing – 2 лайнера – есть только в парке авиакомпании S7 ("Глобус"). Оба судна на данный момент не эксплуатируются.
Заместитель председателя Магаданской областной Думы, руководитель фракции «Единая Россия»
Говорить сейчас об окончательной версии трагедии в Эфиопии, конечно, рано. Слишком мало официальной информации, но, анализируя уже опубликованное, можно прийти к выводу, что трагедия в Эфиопии схожа с трагедией, произошедшей полгода назад в Индонезии. Это был один и тот же тип самолета: Boeing 737 МАХ8 - новейшая модификация Boeing 737.
Постараюсь простым языком объяснить, в чем опции новой модели. На новый Boeing 737 МАХ8 стали устанавливать более мощные двигатели, что дает возможность увеличивать подъемную тягу самолета. При излишней тяге возникает излишний угол атаки - то есть самолет слишком задирает нос, что в свою очередь может привести к сваливанию самолета в штопор. Для исключения сваливания на самолеты установили новейшую разработку - систему MCAS, вступающая в работу автоматически, если датчики определяют критический угол атаки и переводят самолет на пикирование. Казалось бы, отлично придуманная система, работающая в комплексе на общую безопасность полетов, компания Boeing - молодец.
Но есть нюанс: об этом абсолютно забыли предупредить летный состав.
То есть, в списке опций новой модификации Boeing 737 аббревиатура новой системы была, а вот описания MCAS FCOM 737MAX не было.
Вообще, любая внештатная ситуация (а выход на опасные углы атаки - это именно такая ситуация), и включение каких-то автоматических аварийных систем в обязательном порядке должно разбираться летчиками на тренажерах. Регулярное прохождение тренажеров всем летным составом на каждом конкретном типе самолета - это незыблемое правило. На тренажере до автоматизма прорабатываются все действия экипажа во внештатных ситуациях. И когда в полете случается эта самая нештатная ситуация - экипаж слаженно выполняет все необходимые действия быстро и автоматически.
Но рынок авиатехники стремительно развивается, Европейские и Российские компании создают новые современные лайнеры - вот и Boeing в гонке за рынком срочно выпустил НОВЫЙ Boeing 737 МАХ 8 с новыми двигателями, новейшими системами MCAS .
Самолет выпустил, а тренажер к нему не создал. Летчикам просто негде отрабатывать внештатные ситуации.
Остается только зубрить теорию. Это мое личное мнение о причинах произошедшей катастрофы.
Ну а теперь о том - был ли шанс?
Как написано в открытых источниках, в Индонезии на том же самолете (который потом разбился) за несколько дней до трагедии другой экипаж попал в такую же ситуацию. Не понимая причины происходящего, он в ручную каждые 5 секунд переводил стабилизаторы из режима пике и благополучно завершил полет. К сожалению, в бортовом журнале по прилету они неправильно описали произошедшее, явно не понимая причину, что не дало нужной информации инженерам для исправления причин. Теперь мы стали свидетелями двух катастроф. Исправит ли Boeing причину, восстановит ли репутационные потери? Очень хочется летать на наших новых отечественных самолетах.