12 марта 2019. Председатель Магаданской областной Думы выступил с докладом на очередном общем собрании Парламентской Ассоциации "Дальний Восток и Забайкалье". Для выполнения майских указов 2012 года в условиях недостаточности собственных доходов региональным властям пришлось привлекать кредиты. Даже при условии реструктуризации бюджетных кредитов, регионы традиционно накапливают новые долги. Он отметил, что методика расчета дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности находится в зоне повышенного внимания органов власти всех регионов страны и активно ими обсуждается. Пока она не в полной мере учитывает региональные особенности субъектов ДФО, в том числе районов Крайнего Севера, сообщили MagadanMedia в пресс-службе Магаданской областной Думы.
Председатель Магаданской областной Думы Сергей Абрамов выступил с докладом на очередном общем собрании Парламентской Ассоциации "Дальний Восток и Забайкалье", которое проходит сегодня в Южно-Сахалинске. Спикер заострил внимание коллег на необходимости совершенствования Методики распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации.
По мнению Сергея Абрамова, тема межбюджетных отношений между федеральным центром и субъектами РФ, а также между субъектами и муниципалитетами актуальна всегда. При этом она выходит на первый план после того, как в своем Послании Федеральному Собранию Президент Российской Федерации Владимир Путин обозначил ряд важных задач, решение которых невозможно без активной и плодотворной работы регионов.
"В середине февраля текущего года участники Российского инвестиционного форума в Сочи обсуждали перспективы реализации национальных проектов, сумма финансирования которых на ближайшие 6 лет, по заявлению министра финансов России Антона Силуанова, превысит 28 трлн рублей. Пятую часть от всех расходов на нацпроекты должны будут профинансировать региональные бюджеты, а это более 5 трлн рублей, — сказал Сергей Абрамов. — Необходимость достижения стратегических целей, определенных майским Указом "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", обуславливает высокие темпы роста расходных обязательств региональных бюджетов, то есть на реализацию национальных проектов потребуется выделение дополнительных средств. Вместе с тем, рост бюджетных расходов в условиях снижения объема безвозмездных поступлений из федерального центра всегда отражается на сбалансированности региональных бюджетов и ведет к увеличению их дефицитов", — добавил он.
Для выполнения майских указов 2012 года в условиях недостаточности собственных доходов региональным властям пришлось привлекать кредиты. Даже при условии реструктуризации бюджетных кредитов, регионы традиционно накапливают новые долги.
С 2016 года законами о федеральном бюджете не предусматривается предоставление бюджетных кредитов по более низким процентным ставкам, поэтому в настоящее время в структуре государственного долга регионов основную часть составляют коммерческие заимствования с достаточно высокими процентными ставками.
"Для многих регионов госдолг по-прежнему остается инструментом латания "бюджетных дыр", а не источником финансирования проектов развития. Минфин России ищет механизмы более справедливого распределения бюджетных средств между регионами, а регионы, в свою очередь, используют их в межбюджетных отношениях с муниципалитетами", — подчеркнул Сергей Абрамов.
Сергей Абрамов предложил заксобраниям ДФО разработать предложения по совершенствованию Методики распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов. Фото: облдума
Методика расчета дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности находится в зоне повышенного внимания органов власти всех регионов страны и активно ими обсуждается. Пока она не в полной мере учитывает региональные особенности субъектов ДФО, в том числе районов Крайнего Севера.
"В настоящее время расчет модельного бюджета в большей степени основан на фактически сложившихся расходах, которые сформировались не из оценки реальной потребности бюджетов, включая расходы на увеличение заработной платы согласно Майским указам, а исходя из финансовых возможностей региональных бюджетов. И это, на мой взгляд, ключевая проблема, касающаяся всех регионов", — сказал председатель Магаданской областной Думы.
По его мнению, такая картина, в частности, наблюдается при определении расходных обязательств по группе полномочий "Тарифное регулирование", где в расчете нормированных расходов участвует такой унифицированный показатель, как средний объем расходов консолидированных бюджетов Российской Федерации на единицу. Так, в Магаданской области в 2018 году он составлял 3,2 млн рублей, а в 2019 году уменьшился до 1,96 млн рублей. В результате рассчитанные Минфином России и включенные в "модельный" бюджет Колымы на 2019 год расходы на субсидирование выпадающих доходов предприятиям, оказывающим жилищно-коммунальные услуги населению по тарифам ниже экономически обоснованного уровня, составили 60% от фактических затрат за 2017 год.
"Другой пример. При расчете затрат на компенсацию расходов по проезду в отпуск по полномочию, связанному с предоставлением гарантий и компенсаций для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, необходимо учитывать фактическую стоимость авиабилетов в центральные районы страны, сложившуюся на протяжении ряда лет, – продолжил Сергей Абрамов. — Применяемая в настоящее время при расчете указанного полномочия величина тарифов из дальневосточных городов в Москву существенно занижена. География отпускной кампании не ограничивается перелетом до Москвы, в связи с чем в расчет должны включаться расходы на оплату проезда до конечного места проведения отпуска. Проблема, когда авиатранспорт является единственным средством перемещения пассажиров в центральные районы страны, существует не только в Магаданской области, но и на Камчатке, и Чукотке".
Спикер облдумы выступил с докладом на очередном общем собрании Парламентской Ассоциации "Дальний Восток и Забайкалье". Фото: облдума
Спикер колымской облдумы выразил уверенность, что подобные вопросы возникают и при формировании бюджетов других дальневосточных регионов, что подтверждает необходимость всестороннего анализа и корректировки применяемых показателей Методики.
"Справедливая Методика расчета дотаций станет основой, гарантирующей обеспечение в достаточном объеме расходных обязательств регионов, что в свою очередь будет способствовать созданию комфортных условий для жизни граждан и обеспечит привлекательность Дальнего Востока, о чем не единожды заявлял в своих выступлениях Президент России Владимир Путин. Предлагаю обратиться к Председателю Правительства Российской Федерации Дмитрию Медведеву с предложениями по внесению изменений в Методику расчета дотаций, направленными на обеспечение финансовой стабильности и социально-экономическое развитие субъектов Дальневосточного федерального округа. В целях подготовки обращения прошу членов Парламентской Ассоциации направить от своих территорий в адрес Магаданской областной Думы наиболее актуальные и конкретные предложения с обоснованиями по озвученной теме", – резюмировал Сергей Абрамов.