История Колымы: Глаза и уши 171 ОБрПЛ

Совместный проект блогера Василия Образцова и MagadanMedia
Полуостров Птичий
Фото: kolymastory.ru

4 февраля 2024. Василий Образцов уже давно пишет о Колыме и Магадане, о событиях и людях, повлиявших на историю региона. Совместный проект ИА MagadanMedia и сайта "Моя родина — Магадан" — новый взгляд на родные места.

Основная задача части были обнаружение целей, которое осуществлялось при помощи РЛС, и передача данных, сама радиостанция была установлена в радиорубке.


РЛС у полуострова Птичий. Фото: kolymastory.ru

Новая РЛС была доставлена на Островной весной 1976 года.

Не для кого не секрет, что туманы частый гость в бухте Нагаево. В сильный туман пост обеспечивал вывод кораблей из бухты, также осуществлял проводку кораблей в бухту Нагаево. Каждые две минуты радисты передавали координаты судов относительно РЛС.


Развернутая РЛС на мысе Островной. За ней виден полуостров Птичий. Фото: kolymastory.ru


Вид на развернутую РЛС на мысе Островной. За РЛС на пригорке видна радиорубка. Фото: kolymastory.ru


На фото РЛС на мысе Островной, вдали остров Недоразумения. А в море видны подводные лодки 613 серии 171 ОБрПЛ. Снимок, скорее всего, сделан от радиорубки. Фото: kolymastory.ru

Электричество для освещения зданий, питания радиоаппаратуры части вырабатывалась дизель-генератором. Здание гаража для автомобилей и дизель-генератор находились возле ручья.

В распоряжении поста был ЗИЛ-157, ЗИЛ-131, который пришел в часть летом 1975 года, и ГТС.


Старая казарма поста. Фото: kolymastory.ru

Сперва личный состав части жил в старой деревянной казарме. Это единственное здание уцелевшее от поселка батареи № 960. Во время жизни батареи в нем располагалась санчасть. Располагалась она на склоне за ручьем, ближе к батарее.

В старой казарме все матросы жили в одном кубрике, там стояли 5 двухярусных кроватей. У командира поста был свой кубрик.

В штат поста входили 3 радиста, 3 радиометриста, 3 моториста и командир поста. Кока на посту не было и его обязанности выполняли радиометристы. Только в 1975 году в штат поста был введен кок.

В обязанности радиометристов также входило дежурство по команде и топка печей.

Радисты три раза в день выходили на связь со штабом и осуществляли круглосуточную вахту (зимой), летом был другой график несения вахты.


Личный состав части у старой казармы. В центре — командир поста мичман Виктор Павлов, трагически погиб весной 1980 года при ЧП на Островном. Фото: kolymastory.ru


Личный состав поста у казармы. В центре — командир поста мичман Виктор Павлов, за ним стоит его старшая дочь. Фото: kolymastory.ru


Первенство МРТВ по хоккею с мячом между радистами и мотористами. В матче участвовали нач. штаба дивизиона капитан-лейтенант Салимовский защищал ворота радистов, за мотористов играл кап. 3 ранга Почепаев. На льду видны бортики ограждений. Март 1975 года.. Фото: kolymastory.ru


Разгрузка шлакоблоков личным составом на месте строительства новой казармы (команды). Август 1975 года. Фото: kolymastory.ru


Строительство новой казармы. Фото: kolymastory.ru


Вот так выглядела новенькая построенная казарма в то время…. Фото: kolymastory.ru


На этом снимке видны и новая и старая казарма. Видно, что казармы располагались на разных склонах сопок, между которыми протекал ручей. Фото: kolymastory.ru

Теперь немного о снабжение и быте части...

Отдельно кухни не было и еду готовили непосредственно в казарме. Питьевую воду и для других нужд летом брали ручья, зимой в ручье выдалбливали яму и воду брали из нее. Воду в команду носили из речки в лагунах — это большие кастрюли литров по 40.

Продукты хранились при команде, свежая картошка обычно быстро замерзала потом шла в ход сушеная картошка и сушеный лук из банок.

Зимой 1974 года казарма отапливалась остатками угля с законсервированной батареи и дровами. Позже дрова заготавливались матросами в лесу и на дрова пошли остатки старой казармы, оставшейся от батареи.

Смена мичманов, доставка почты, хлеба и увольнительные в город осуществлялись зимой на лыжах, а весной пешком по припаю.

Впрочем, передам слово Александру Костину, служившему там: "Когда приходило время меняться мичманам на посту из штаба приходила радиограмма, что сегодня в 10 часов будет "оказия". Это означало, что в определенном месте нас будет ждать машина с хлебом, почтой и сменным командиром.

Обычно она ждала нас на дороге, огибающей морпорт выше его (объездная на Головные, нефтебазу). Мичман и трое матросов становились на лыжи и наискосок выходили к ручью, который параллельно впадал в наш ручей. Часть пути шли по ручью потом лесом и остаток пути тундрой. С машины забирали почту, хлеб (уже замороженный), прибывший мичман брал лыжи у своего сменщика, убывающего в город и после небольшого отдыха возвращались на пост. Весной, когда снега оставалось мало тогда за хлебом мы ходили по береговому припаю, в мае 1976 года по нему я уходил с поста на демобилизацию".

Снабжение части на Островном производилось как морем, так и по дороге.


У полуострова Птичий. Август 1975 года. Тральщик привез продукты для части на Островном. Грузы перегружали на шлюпку (шестивесельный ял) и на ней доставляли на берег. На фото — причаливание шлюпки с грузом к берегу. Фото: kolymastory.ru




На фото виден процесс подъема груза с берега в часть на листе железа. Фото: kolymastory.ru

В левом углу снимка видна деревянная лестница. которая вела в часть. В 90 годах она была сожжена местными вандалами… На самой сопке у лестницы в 80 годах будет построен пост наблюдения (в настоящее время от него остался один фундамент).

В правой части снимка внизу видна емкость для дизтоплива, она будет установлена позже возле гаража, — в ней хранилось топливо для дизель-генератора.

Топливо также привозилось морем в 200 литровых бочках. Бочки с солярой поднимались наверх тросом, их подвозили к гаражу и сливали в большую емкость.

Вот так описывает доставку грузов в часть в 70 годах прошлого века Александр Акимов: "Насчёт доставки материалов по строительству. К косе полуострова Птичий подходил корабль, материалы и грузы сбрасывались на воду или перевозились на лодках с корабля на берег. На берегу грузы укладывали на лист железа. Лист железа тросом наверху привязывался к машине и вытягивался на сопку в часть..."

Дорога по зимнику..


ЗиЛ-131 пробивается в часть по зимнику после снегопада. Фото: kolymastory.ru

Грузы в часть зимой доставлялись по зимнику на машинах".


ЗиЛ-131 и ЗиЛ-157 пробиваются по зимнику в часть после снегопада. Фото: kolymastory.ru

Нужно отметить, что дорога до Магадана была тяжелой и зимой и летом, поэтому основной завоз грузов и продовольствия производился в течении трех месяцев летом судами.


Разделка добычи после рыбалки. Фото: kolymastory.ru

В летнее время питание становилось более разнообразным. Дары моря — рыба и крабы, дары земли — грибы и ягоды, делали рацион питания матросов лучше, а жизнь веселее.

В 1980 году на Островном произошло ЧП, которое привело к человеческим жертвам. После этого случая ближе к осени 1980 года пост был расформирован, личный состав перевели на 9 км и другие подразделения. Но сам пост на мысе Островном и строения какое-то время использовались, как база отдыха для экипажей подводных лодок.


Лето 1981 года. Экипаж ПЛ С-176 отдыхает на Островном после боевой службы. На фото мичман Семенов Петр Иванович коптит рыбу. Фото: kolymastory.ru


Подводники 171 бригады у пушки Б-13 на батарее № 960. Фото: kolymastory.ru

После ухода 171 ОБрПЛ (420 ОДПЛ) из Магадана на мысе Островном какое-то время базировались пограничники. В время их базирования были построены еще два здания — располагались они рядом с радиорубкой в 150-300 метров в сторону материка. Также была построена небольшая гидроэлектростанция на ручье...


Поселок на мысе Островной. Двухэтажное здание, построенное после 1980 года, во время базирования пограничников). Предположительно — штаб. Фото: kolymastory.ru


оселок на мысе Островной. Здание, построенное после 1980 года, во время базирования пограничников. Предположительно — гараж. Фото: kolymastory.ru


Поселок на мысе Островной. Останки от бывшей гидроэлектростанции. Построена и работала после 1980 года во время базирования здесь пограничников. Фото: kolymastory.ru


Поселок на мысе Островной. Общий вид уцелевших зданий. 2014 год. Фото: kolymastory.ru


Поселок на мысе Островной. Развалины бывшей дизельной. Здание было построено во время жизни батареи и снабжало электричеством батарею, позже пост 171 бригады. 2014 год. Фото: kolymastory.ru


Поселок на мысе Островной. Развалины здания бывшей радиорубки (во время базирования здесь поста 171 бригады). Фото: kolymastory.ru

Здание радиорубки было построено из красного кирпича, как и здание дизельной и дота (построенных во времена батареи № 960). Можно предположить, что это строение было построено также во время жизни батареи № 960 и потом уже, во время базирования поста 171 бригады, стало радиорубкой.


Батарея №960 на мысе Островном. Здание на развилке дорог между батареей, поселком и дорогой в город. Фото: kolymastory.ru

Это здание время служило баней для личного состава поста 171 бригады, пока не была построена новая деревянная баня. Позже использовалось как хранилище продуктов.

Мы благодарны за помощь и содействие в написание этой статьи Александру Акимову, Григорию Шапошникову, Александру Редькину, Виталию Елсукову, Александру Костину, Рафкату Гарееву.

Мы будем рады любой критике, уточнениям, рассказам, фотографиям и и деталям, способными сделать эту статью более полной..

Смотрите полную версию на сайте >>>