8 января. Василий Образцов уже давно пишет о нашем городе и области. О его истории, его настоящем и будущем. Блогер показывает его красоту, судьбу, людей. Совместный проект ИА MagadanMedia и сайта "Моя родина — Магадан" — новый взгляд на родные места.
Капониры представляли собой мощные двухэтажные сооружения, с вентиляционно-отопительными системами, помещениями для отдыха, душевыми, пороховыми погребами, системами жизнеобеспечения. В каждом капонире находился запас снарядов. Ходы сообщения, состоявшие из системы потерн, залегавших на глубине от 3 до 7 метров, связывали все сооружения и служила трассой для проведения кабелей приборов управления стрельбой.
Бронированная башня командного пункта управления огнем. Фото: kolymastory.ru
Дзоты и доты, которые охраняли подходы к батарее с тыла, казармы — все это было расположено недалеко от батареи за сопкой, в недосягаемости вражеской артиллерии.
Б-13 на мысе Островной. Видимо, позже эта батарея получила номер 383. Батарея вступила в строй в 1940 году, была расформирована в 1960.
Орудие Б-13 с тыла. Фото: kolymastory.ru
Пушки изготавливались на заводе "Большевик": на мысе Островном они были производства 1937-1938 гг.
Моряки 171 бригады у пушки Б-13 на батарее № 960. Фото: kolymastory.ru
Все вышеперечисленные данные получены из справочников и просторов интернета. На этой батарее сам бывал не один раз, начиная с отроческого возраста и по недавнее время... На основе собственных впечатлений и умозаключений и своих товарищей и коллег добавлю следующее..
Сама батарея и комплекс обслуживающих ее зданий располагался в 1-1,5 километре к востоку от мыса Островной на возвышенности, практически у самого обрыва. Комплекс административных и жилых зданий располагались на спуске к ручью у мыс Островного и в метрах 300 от устья ручья.
Александр Акимов у пушки Б-13 на батарее № 960. Фото: kolymastory.ru
Между самой батареей и комплексом административных и жилых зданий, как ошибочно указывается в источниках, сопки не было.. Была только дорога, спускающаяся от батареи до зданий возле мыса Островной.
Дороги из города на батарею № 960 и полуостров Птичий. Фото: kolymastory.ru
В годы постройки и существования батареи к ней вела дорога из города. Проходила она мимо водохранилищ и далее шла вдоль ручья, а заканчивалась у комплекса административных и жилых зданий. Ответвление на саму батарею находилось в метрах 500-600 не доезжая до казармы. В настоящее время эта дорога пока еще существует, правда в плачевном состоянии. Ее активно используют туристы, грибники и рыбаки, для охоты за рыбой и крабом у мыса Островной.
По рассказам очевидцев вторая дорога (тракторная) до батареи появилась в 70 годах прошлого века. Ориентировочно либо во время строительства нефтебазы на Головных, либо позже.. Она шла от объездной дороги на Головные, ее начало находиться в метрах 300-400 до поворота и спуска непосредственно на саму бывшую нефтебазу. Эта дорога шла мимо болота, рядом с вершинами сопок по гряде до самой батареи. Заканчивалась дорога у дота с двумя амбразурами для пулеметов. В настоящее время дорога не используется, но ее следы еще видны..
Сама батарея состояла из двух капониров, у каждого капонира было два орудийных дворика. Каждый капонир обслуживал по два орудия Б-13. Также был пункт управления стрельбой, предположительно пункт наблюдения. Также было еще одно подземное сооружение, к сожалению его назначение неизвестно. Весь комплекс был соединен подземными переходами. В метрах 200-300 от капониров находилось еще одно наземное здание, предположительно насосная, снабжающая комплекс сжатым воздухом. От нее к капонирам по шахтам шли трубы, через которые воздух под давлением подавался к механизмом и орудиям.
Снабжение электричеством самой батареи и зданий осуществлялось дизельной электростанцией, расположенной на берегу ручья.
Сами капониры лично я считал одноэтажными, пока в одном из капониров не нашел лестницу, ведущую вниз. К сожалению что там было и что находиться до сих пор для меня остается тайной — вход на этаж ниже полностью был заполнен льдом. К сожалению, я не могу приложить фотографию, будем надеяться, что кто-нибудь сможет ее предоставить.. Так что можно предположить, что капониры на батарее Островного состояли из нескольких этажей.
Вход в капонир. Фото: kolymastory.ru
В каждый капонир вело два входа в тамбур и уже непосредственно в саму батарею вел уже один вход. Такая планировка позволяла защитить вход в капонир от попадания снарядов и обеспечивала беспрепятственный выход и вход в капонир.
Сами капониры со стороны входа находились практически вровень с землей, поэтому входы были сделаны ниже поверхности земли и к каждому входу вела лестница.
Потолок капонира. Фото: kolymastory.ru
Большая часть помещений в капонире имела железные двери, закрывающиеся изнутри. Одна из них на снимке.
На снимке потолок капонира... Судя по всему крыша капонира состояла не только из монолитного железобетона. Видно, что потолок каземата сделан из стали. Вот такой многослойный пирог.
Управление механизмами и орудиями на батарее осуществлялась при помощи пневматики. На снимке видны трубы подачи и распределения воздуха
Капониры были оснащены принудительной вентиляцией. На снимке хорошо видны уцелевшие короба вентиляции..
На фото видно, что большая часть помещений, в случае необходимости, перекрывалась дверями. Также капониры были оснащены гидрантами для борьбы с возможными пожарами. Такой гидрант хорошо виден на снимке.
Капонир. Пороховой погреб. Стеллажи для снарядов. Фото: kolymastory.ru
В капонирах находились также пороховые погреба для хранения снарядов и картузов с порохом. На снимке видны уцелевшие стеллажи для них.
Орудия Б-13 первой серии, установленные на батарее имели картузный тип заряжания, то есть сперва укладывался снаряд, после картуз с порохом. Это наложило определенные особенности на оборудование порохового погреба. Необходимо было иметь два механизма подачи из погреба — для снарядов и картузов с порохом.
Капонир. Пороховой погреб. Механизм подачи снарядов. Фото: kolymastory.ru
На фото виден механизм для подачи к орудию картузов с порохом горизонтального типа, управлялся вручную, при помощи рычага.
Орудийный дворик. Фото: kolymastory.ru
У каждый капонир обслуживал два вот таких орудийных дворика. Орудие уже снято, но сам дворик пока уцелел. Видны крепления орудия, подводы сжатого воздуха для орудия. Также видны ниши, по видимому для гильз и другого назначения.
Вот так вот выглядел орудийный дворик с орудием Б-13 до разграбления любителями металла..
Глазами и центром для батареи был командный пункт управления огнем. Он был наполовину утоплен в землю и защищен бронированным колпаком. Каким он был до разграбления Вы можете посмотреть на фото в начале статьи. Это фото датируется уже 2012 годом.
Полуразделанная рубка управлением огнем. Командный пункт. Вид внутри. Фото: kolymastory.ru
На этом фото хорошо видна толщина бронированного колпака пункта управления и амбразура, которая при необходимости могла быть закрыта как временно, так и наглухо замуровывалась.
Полуразобранный командный пункт управления огнем. На фото хорошо видны два этажа. Первый этаж был подземным и фактически служил проходом из хода коммуникации в командный пункт. Второй этаж представлял из себя уже сам непосредственно командный пункт и по сути являлся бронированным колпаком. На фото хорошо видно, что и пол между этажами был выполнен из стали.. Возникает ощущение, что на бетонное основание был поставлен цельный бронированный колпак.
Фото командного пункта с другого ракурса. Хорошо видны уцелевшие трубы. А также радиатор центрального отопления, что позволяет полагать, что на батарее был не только подвод сжатого воздуха, воды и электричества, но и присутствовало водяное отопление.
Предположительно пункт наблюдения. Фото: kolymastory.ru
Недалеко от командного пункта управления огнем находился предположительно пункт наблюдения, выполненный из бетона. В него можно было попасть как по поверхности, так и из люка, у входа. Скорее всего люк вел в переходы между капонирами и пунктом управления огнем. К сожалению люк был затоплен водой и попасть туда не представлялось возможным.
Как говорилось выше, капониры, пункт управления огнем, переходы и другие подземные сооружения были оснащены принудительной вентиляцией. На фото один из заборов воздуха на территории батареи.
В метрах 50-100 от капониров увидели вот такой вот неприметный холмик с люком и шахтой.
Спустившись в колодец я оказался в большом помещении, частично заполненным льдом. Выхода в переходы из него не было, поэтому логично было предположить, что толщина льда составляла не менее двух метров. Для чего служило или использовалось это помещение, так и осталось загадкой.
В метрах 100 от батареи, над самым обрывом было обнаружено вот такое сооружение. Что это было — слив или вентиляция так и осталось непонятным..
В метрах 300 от капониров по дороге находиться еще одно здание, предположительно насосная. Здание расположено на некотором удалении от капониров и орудийных двориков в глубь материка.
Здание построено на века и думаю могло выдержать попадание снаряда тех времен. Обратите внимание на толщину стен, на этом снимке хорошо видно… Вход и окна расположены со стороны материка. В сторону батареи — глухая железобетонная стена.
Внутри здания хорошо видны фундаменты под агрегаты, которые стояли здесь. Возможно, здесь стояли агрегаты для обслуживания пневматической системы батареи.
Вентиляционные короба внутри помещения. Все капитальные здания батареи были оснащены системой принудительной вентиляции.
Трубы из здания насосной по коробам и галереям уходили на батарею.
Колодец в короба коммуникаций. Фото: kolymastory.ru
Один из колодцев на территории батареи, ведущий в технические коммуникации, по которым проходили трубы и кабеля между сооружениями.
Среди оборонительных сооружений батареи можно отметить следующие...
Со стороны моря батарея была надежно защищена отвесными скалами, подняться по которым представляет и сейчас большую проблему.
Остатки от оборонительных сооружения. Траншеи, блиндажи. Фото: kolymastory.ru
По всему периметру батарея была обнесена забором с колючей проволокой, в том числе и со стороны отрывистого берега.
Со стороны дороги батарею прикрывал дот на два пулемета. Сохранились станки для установки пулеметов. Дот был выполнен из дерева, бетона и кирпича. Нижняя часть дота была деревянной и была утоплена в землю. Выше уже до самой крыши дот был железобетонным. Амбразуры для пулеметов были уже в бетоне. Крышу дота время и люди не пощадили, поэтому сложно представить какой он был во время жизни батареи.
Вот так выглядит дот в настоящее время со стороны дороги. Над землей видны только пулеметные амбразуры. Деревянная часть дота защищена землей.
Также для обороны батареи были подготовлены траншеи, и окопы. На фото вход из траншеи в переходы батареи. Для брустверов траншей использовалась местная лиственница. С стороны материка по периметру батареи еще сохранились полузасыпанные остатки окопов, траншей, проволочных заграждений.
В состав комплекса административных и жилых зданий входило несколько зданий, расположенных на территории возле мыса Островной. Остатки некоторых сохранились и по сей день.
Развалины бывшей дизельной. Здание было построено во время жизни батареи и снабжало электричеством батарею, позже пост 171 бригады. Фото: kolymastory.ru
Разрушенное здание бывшего гаража. Тут же стоял дизель-генератор, который обеспечивал электроэнергией батарею и сооружения.
Во время базирования здесь 171 бригады это была радиорубка. Есть предположение, что это здание было построено во время жизни батареи.
Старая казарма, она была деревянная
Поселок на мысе Островной. Деревянное здание бывшей медсчанчасти батареи.
Деревянное здание бывшей медсчанчасти батареи. Фото: kolymastory.ru
Деревянное здание бывшей медсчанчасти батареи. Во время базирования 171 бригады в ней размещалась казарма. После ввода в строй новой казармы была разобрана и из нее была построена баня.
Это здание также было построено во время жизни батареи, назначение неизвестно. Здание расположено прямо у дороги на батарею перед въездом в поселок. В метрах 50 от него развилка дорог в поселок и на батарею (в сопку). Во время базирования 171 бригады одно время использовался в качестве бани, потом как овощехранилище.
Часть зданий и сооружения были построены во время базирования поста МРТВ 171 бригады до 1980 года, другие построены после 1980 года, во время базирования здесь предположительно пограничников.
Все здания на фотографии были построены уже после расформирования батареи. Во время базирования подводников и пограничников.
Бывшая (новая) казарма, была построена во время базирования здесь 171 ОБрПЛ. Строил казарму личный состав пункта наблюдения 171 бригады.
Казарма. Казарма была построена двухэтажной. Первый (цокольный этаж) был выложен из местного камня (бута). Второй этаж был выложен из шлакоблоков.
Котел отопления в казарме 171 бригады. Фото: kolymastory.ru
Отапливалась казарма при помощи автономной системы отопления с котлом. На данный момент сохранилась и часть самой системы (трубы) и котел, работавший на угле и дровах. Дрова для котла заготавливались личным составом поста 171 бригады.
Часть зданий и сооружений были построены после расформирования поста наблюдения 171 бригады, во время базирования здесь, предположительно, пограничников.
На ручье была построена после 1980 года маленькая гидроэлектростанция, видимо работавшая в летний период для снабжения электроэнергией поселка в качестве дополнительного источника электроэнергии. Следы от нее существуют и по сей день.
Останки от бывшей гидроэлектростанции. Построена и работала после 1980 года во время базирования здесь пограничников. Фото: kolymastory.ru
Фундамент сложен из местного камня (бута). Остались остатки гребного колеса, станина, закрепленная на фундаменте и кожух..
Поселок на мысе Островной. Останки от бывшей гидроэлектростанции. Построена и работала после 1980 года во время базирования здесь пограничников. Видны вал, колесо, передаточный механизм и фундамент этого сооружения
Гидроэлектростанция располагалась практически у самого устья ручья.
Останки от бывшей гидроэлектростанции. Фото: kolymastory.ru
От берега до поселка по склону сопки вели деревянная лестница (сгорела в 90 годах). У лестницы предположительно находился наблюдательный пункт МРТВ 171 ОБрПЛ.
На другом склоне судя по многочисленным описаниям в интернете находилась небольшая узкоколейка. Хотя последнее вызывает сомнение..
По моему личному мнению скорее всего там была вагонетка на рельсах и лебедка для ее подъема. По крайней мере у самого берега сохранились два рельса вкопанных в землю, что говорит в пользу этой теории..
Таким образом грузы с барж и буксиров можно было поднять на территорию поселка (части).
Вот так описывает доставку грузов в часть в 70 годах прошлого века Александр Акимов: "Насчёт доставки материалов по строительству. К косе полуострова Птичий подходил корабль, материалы и грузы сбрасывались на воду. Мы это все вылавливали и вытаскивали на берег, укладывали на лист железа. Лист железа тросом наверху привязывался к машине и вытягивали на сопку. Грузы в часть зимой доставлялись по зимнику на машинах"
Из охранных и оборонительных сооружений самого поселка мало что осталось. Можно отметить непосредственно здание, которое стоит возле дороги у развилки на поселок и батарею, уцелевший окоп наблюдателя у подъема с берега в поселок..
После расформирования и консервации батареи сам поселок еще долгое время использовался военными — сперва МРТВ 171 ОБрПЛ, потом в качестве базы отдыха для экипажей подводных лодок 171 ОБрПЛ. После расформирования 171 ОБрПЛ (420 ОДПЛ) по неподтвержденным данным здесь какое то время базировались пограничники.
Время и люди не пощадили батарею №960. В настоящее время практически все здания разрушены..
Сама батарея практически в полной сохранности существовала долгое время, до наступления демократических времен и нашествия стервятников за металлом.. Пушки были порезаны на металлолом и вывезены..
Орудийный дворик. Орудие порезано на металлолом и вывезено..
Командный пункт. Его не сгубило время и война. Пал жертвой автогена стервятников за металлом. Фото: kolymastory.ru
Командный пункт управлением огнем. Его не сгубило время и война. Пал жертвой автогена стервятников за металлом..
Пункт управления стрельбой был срезан, все кабеля вытащены и сожжены, все доступные трубы отрезаны и вывезены..
В настоящее время остались в сохранности оружейные дворы, капониры и здание технического назначения в метрах 300 от батареи, предположительно служившее насосной (пушки управлялись при помощи пневматики)
Предположительно насосная. Вид снаружи. Фото: kolymastory.ru
Считаю необходимым отметить, что батарея № 960 на мысе Островном по своим параметрам, зданиям, коммуникациям значительно превосходит свою соседку батарею № 401 с мыса Ольский.
Хочется также отдать дань уважения к строителям этого сооружения, ибо несмотря на большой объем работ батарея была введена в строй ударными темпами..
Есть сведения, что строительство этой батареи осуществляли заключенные, но ни каких фактов или находок, прямо говорящих об этом не найдено. Также в районе батареи я не видел ни могил, ни крестов.
Очень обидно и горько осознавать, что батарея, которая могла стать памятником живой истории города, принесена в жертву золотому тельцу и стервятникам от металла. И никто из нас не сможет показать своим детям — посмотри, вот эти пушки Б-13 защищали вход в бухту Нагаева…
Выполнила свою роль батарея № 960 в полной мере? Думаю, что да. Батарея строилась для обороны побережья от японских империалистов. Бухта Нагаева не увидела ни японских десантов, ни флота. А это значит, что не сделав не единого боевого выстрела, батарея тем не менее, полностью выполнила возложенную на неё задачу.
__________________
Хочу выразить свою признательность и благодарность за помощь в работе над статьей Александру Акимову, Михаилу Трумпе.