26 мая 2017. Чукча мечтает:
Чтобы каждый человек был сыт, имел бы новый чайник, котел, топор, ружье, большой нож, малый нож, олени чтобы не падали от хворости, люди не умирали бы от заразы.
("Восемь племен". В. Тан – Богораз).
В Магадане зимнее утро. Сумерки. Пуржит. Снег сильными порывами ветра бьется, как птица, в освещенные окна магаданцев, качающиеся фонари, витрины магазинов. По улице Пролетарской к центру города неспешным шагом идет пожилой человек с внимательным, все замечающим взглядом. Он иногда здоровается, раскланивается со знакомыми. Так вот уже несколько десятилетий в любую погоду начинается рабочий день Дмитрия Петровича Коравье. Даже в выходные дни он проделывает этот маршрут. Мне, работающему длительное время на другом конце города, приходилось его видеть в субботу и воскресение, идущим своим неспешным шагом. Как–то спросил его о цели этих прогулок. Он с гордостью ответил: "Я – потомок оленеводов. А у пастухов нет выходных. В любую погоду они ежедневно выходят на работу. Поэтому среди оленеводов много долгожителей. Хочу тоже следовать их примеру".
Коравье – фамилия, производная от чукотского слова "кораны" – олень.
Ее обладатель родился в тундре, в окрестностях старинного села Хатырка Анадырского района Камчатской области, 11 октября 1937 года. И теперь он сравним с компьютером, который имеет широчайший банк данных о жизненных реалиях Чукотки и Колымы второй половины двадцатого столетия и начала двадцать первого века. Обстоятельства складывались таким образом, что быстробегущее время дарило ему яркие отпечатки двух эпох – до 1991 года и после него.
У отца Дмитрия Петровича было многозначительное чукотское имя Куттегин, а мать звали Эку. В стойбище обитали несколько семей по кровно – родственному признаку. Свои небольшие стада они объединили в одно, как бы общее.
– Тундра прекрасна, кормилица чукчей! – восклицает, прерывая беседу, Коравье. – Ее чистоту берегли, весь мусор кочевники сжигали – загораются у него глаза.
Пока взрослые караулили стадо, ребятня упражнялась в бросании чаата на оленьи рога, волочащиеся на веревке по земле. Тот, кому удавалось метко набросить аркан, становился героем. Зимой мальчишки ломали ветки ольхи и мастерили из них миниатюрные нарты, причем детали их на морозе склеивали слюной. Такие вот тундровые забавы! А вообще – та тундровая жизнь и больших и малых не баловала. Удивительно только, что дети не болели. Причина тому – свежий воздух, кристально — чистая вода и натуральная еда, в основном оленина и травы.
1947 год – переломная пора в судьбе мальчика – "оленя": школа позвала. Перед началом занятий по стойбищам собрали полсотни мальчишек и девчонок, дали им котомки с юколой и прочей провизией. В сопровождении проводника и учителя они трое суток шагали до школы – интерната в Хатырке. Село совсем небольшое, с десятком домиков – землянок. Над крышами маячил ветряк – пожалуй, единственный признак технического прогресса. Он – то и подавал электричество в школу.
Никто из детей не говорил по-русски. Учителя же были русские, владевшие чукотским языком. Его прекрасно знал и директор семилетки Павел Филимонович Хоронжук. Он – то и придумал для Коравье имя и отчество – Дмитрий Петрович. Одним словом взял на себя роль крестника.
За каких – то полгода чукчата уже довольно бойко общались по-русски. Русские ребята в свою очередь перенимали чукотские слова и в немалой степени тундровые обычаи. Например, с удовольствием ели юколу – сушеную рыбу. А вот чукотская детвора, выросшая в тесных ярангах, не могла сразу привыкнуть к комнатам на 10 – 15 человек, а особенно к дверям, назначение которых она не сразу поняла. Ее постоянно тянуло в необъятные просторы тундры.
Как правило, родители съезжались в Хатырку посмотреть на своих чад к ноябрьским праздникам, нередко за сто или более километров. Для них устраивали большое чаепитие в интернатской столовой. За столами они сидели вместе с детьми. Обстановка располагала к радушию и согласию. После таких встреч тундровики с готовностью отпускали детей на учебу.
Почему же нередко бывали случаи сопротивления, даже вооруженного, школьному обучению? Дмитрий Петрович объясняет:
— Многое зависело от переводчиков. Неточный перевод государственных положений, инструкций, приказов и даже объявлений ведет к взаимному непониманию властей и граждан – жителей тундровой глубинки, а то и к общественному взрыву.
Что тут скажешь? Слово – это оружие, с которым следует обращаться умеючи и очень внимательно, осторожно. Видимо, это условие не всегда бралось в расчет местным руководством при общении с аборигенами. Это вело подчас к трагическим последствиям, вплоть до убийства госслужащих. Такое ЧП зафиксировано в чукотском селе Ваеги в 1949 году.
Семь классов Коравье закончил в 1954 году и сразу поступил в Анадырское педагогическое училище народов Севера. Заведовала им бывшая фронтовичка, заслуженный учитель Российской Федерации Вероника Сергеевна Франтова. Учащиеся ее называли русской мамой. Многие из выпускников и поныне работают в разных концах Колымы и Чукотки, несут людям Крайнего Севера свет просвещения.
Дмитрий Петрович сравнил Франтову с Макаренко, поскольку она широко применяла его методы воспитания. В училище неизменно действовал принцип самообслуживания: его питомцы кололи лед на речке Казачка, чтобы получать из него питьевую воду. Они топили печи, ловили горбушу и кету в Анадыре, на собачьей упряжке возили разные хозяйственные грузы для нужд своего заведения.
В душе Коравье обида: до сих пор в Анадыре – окружном центре нет улицы имени Франтовой. И память о ней, о женщине с чутким сердцем, о талантливом педагоге год за годом стирается, уходит в небытие. Несправедливо!
Архив. Фото: Издательство "Торэн"
Получив образование о среднем специально образовании, чукотский паренек Дима надел форму солдата Советской Армии и оказался в поселке Угольные Копи писарем продовольственно – фуражной службы Анадырского полка. Через два года Коравье вновь в родной Хатырке, заведует интернатом. Тем самым, где когда –то сам учился. Вскоре получил новое назначение – стал учителем Хатырской Красной яранги, летом и зимой на оленьих и собачьих упряжках колесил по любимой тундре, обучал взрослое население грамоте. Ехал ли он на упряжке, учил ли неграмотных чукчей грамоте, у него пела душа от счастья. Пользы и впечатлений в эти годы хоть отбавляй.
Радостным для краснояранговца выдался 1962 год. Его направили на учебу в Ленинградский педагогический институт имени Герцена. Там зачислили на факультет народов Севера с полным государственным обучением. Питались и обувались чукотские студенты бесплатно.
Дмитрия поразил город на Неве чистотой и высокой культурой, впечатляли воображение театры и музеи. Все увиденное и услышанное он жадно впитывал в себя, благодарил судьбу за волшебный подарок – жить и учиться в этом прекрасном городе. В летние каникулы работал пионервожатым в пионерлагере "Ладога" для детей моряков Балтийского флота, а в одно лето нанялся рабочим в "Союзпушнину". Практику в ленинградских школах сдал на "пятерку". Диплом педагога начального образования с отличием получен им в 1966 году.
Да, интересные и значимые моменты в биографии Коравье: он выступал на сцене в составе ансамбля песни и танца народов Севера. Ему повезло — снялся в качестве статиста в известном фильме "Начальник Чукотки". Правда, съемки шли в студии, но они его просто завораживали.
Архив. Фото: Издательство "Торэн"
И снова Хатырка: учитель подготовительного класса восьмилетней школы, ее завуч, а в 1968 уже директор. Затем до 1975 года он директор Хатырской средней школы – интерната. Восемь лет возглавлял Беринговский районный отдел народного образования. Там и получил звание заслуженного учителя Российской Федерации. Как видим, учитель из тундры через ступеньки служебной лестницы не перескакивал, по крупицам накапливал профессиональный опыт и знания. Даже намеком не заподозришь его в карьеризме. Круто поднялся Дмитрий Петрович в служебном статусе только в 1983 году: его новая должность: заведующий отделом по народностям Севера Магаданского облисполкома. К тому времени Колыма и Чукотка основательно изменились. Во всех селах для тундровиков построили дома, клубы, больницы, детсады и школы. Их жители трудились на зверофермах, пошивочных мастерских, нга предприятиях ЖКХ и т. Д. Был решен вопрос занятости сельского населения. Электроэнергия подавалась в квартиры круглосуточно. Люди стали забывать жирники на нерпичьем сале и стеариновые свечи. Потомственные оленеводы, морзверобои и рыбаки узнали, что такое отпуск. Сначала чукчи и эвены освоили отдых в санатории "Талая". Слава о прекрасном отдыхе и укреплении здоровья в колымской здравнице с начала 60 – х годов покатилась по всей Чукотке, Колыме и Якутии. Затем они семьями начали выезжать на материк в отпуск на многие месяцы.
Мощный скачок совершила и оленеводческая отрасль. В оленеводство пришли молодые специалисты, направленные и обученные в Провиденское профтехучилище, Ольском совхозе -техникуме за счет средств оленеводческих совхозов. Исключительно важную роль, по мнению Коравье, они сыграли в подготовке местных кадров. После выпуска они с воодушевлением и огромным желанием стали трудиться в оленеводческих бригадах, внедряя в древнюю отрасль передовые методы хозяйствования. Государство в то время быстрыми темпами внедряло мировой положительный опыт в оленеводство. Все бригады получили в помощь передовую технику: мощные и надежные тракторы — болотоходы с санями, усовершенствованные и облегченные юрты, чумы и палатки. Пастухи оленеводы освоили снегоходы "Буран", бензопилы, энергоемкие печи, компактные электростанции, радиостанции и т.д. Результаты радовали тундровиков. В 1984 году в Чукотском автономном округе насчитывалось 602 тысячи 734 оленя, в Беринговском районе – 51 тысяча 188 оленей, в совхозе имени Жданова (центральная усадьба – пос. Хатырка) – 19 тысяч 266 оленей. В те годы был популярен лозунг: "Даешь миллион оленей!". Тогда Чукотка и Колыма имела поголовье, близкое к 1000000 оленей. И если бы не грянула "перестройка", Дмитрий Петрович был уверен, что такой рубеж был бы взят и перевыполнен.
Заметно повысился и культурный уровень эвенов, чукчей, коряков. Молодежь поступала в различные учебные заведения, успешно осваивала различные профессии и специальности. Даже в школах преподавались основы оленеводства, благодаря чему молодежь шла в тундру.
Архив. Фото: Издательство "Торэн"
Тепло вспоминает Дмитрий Петрович работников мобильного медицинского отряда во главе с доктором Александром Вольфсоном. До отдаленных населенных пунктов он добирался на собачьих упряжках, вездеходе и вертолете, проводил детальное обследование здоровья тундровиков, применяя при этом рентгеновскую переносную установку. "Летучих медиков" до сих пор помнят в чукотских селах Ваеги, Хатырка и Мейныпыльгино.
Заметный след оставил первый секретарь Чукотского окружкома КПСС Вячеслав Иванович Кобец. При нем укрепилось, расширилось оленеводство, в национальных селах открыли средние школы, в результате чего сократилось число направлений учеников в интернаты. Этому способствовало и специальное постановление Совета Министров от 1 апреля 1977 года. Оно называлось так: "О мерах по дальнейшему улучшению народного образования в Чукотском национальном округе Магаданской области". Его значение огромно.
Многое сделала для развития экономики и культуры Чукотки председатель окрисполкома депутат Верховного Совета СССР Анна Дмитриевна Нутэтэгрынэ. Благодаря ее стараниям коренные жители тоже стали пользоваться правом на северные надбавки к зарплате.
Архив. Фото: Издательство "Торэн"
Последующая должность Коравье – старший инспектор по работе с коренными малочисленными народами Севера отдела по национальным вопросам аппарата администрации Магаданской области. Он прошел через все сферы перестроечной и реформенной поры. Один из самых сложных периодов – ликвидация национальных сел и оленеводческих совхозов. Это, к примеру, пос. Озерки Сусуманского района и пос. Меренга Омсукчанского района. Коренные жители благополучных прежде сел с национальным укладом пережили жуткую драму. Уютные поселки были разморожены и расформированы, материальная часть разворована. Жители были переселены в непривычные и неприемлемые для них условия. Резко уменьшилось оленепоголовье, исчезали традиционные промыслы, угнетала безработица. Чтобы разрядить обстановку, уже в 1994 году администрация Магаданской области принимает постановление о дополнительных мерах экономической поддержки хозяйствующих субъектов аборигенов. Серьезная заслуга в этом тогдашнего председателя Малого Совета Владислава Ивановича Гончарова.
Пользу принесло и "Временное положение о территориях традиционного природопользования малочисленных народов и этнических групп Севера Магаданской области", принятое на год раньше. Благодаря ему создавались национальные предприятия, где трудоустраивались аборигены. Своевременным оказалось также распоряжение администрации Магаданской области об установлении компенсационных выплат кадровым оленеводам. Это были своевременные меры, позволившие в самые трудные годы возникнуть национальным предприятиям "Аявлик", "Стрелец", "Букчан" и др., которые взяли на себя бремя заботы об аборигенах и их трудозанятости. Национальные предприятия и родовые общины росли как на дрожжах. Отдел по национальным вопросам аппарата администрации, руководимый Д.П.Коравье, продолжал процесс поддержки коренного населения, оказавшегося в беде. В 2003 году принят закон Магаданской области "Об единовременных выплатах в связи с беременностью и рождением ребенка женщинам – оленеводам". В 2006 году очередной важный шаг – появляется закон Магаданской области "О единовременных выплатах женщинам из числа коренных малочисленных народов Севера в связи с беременностью и рождением ребенка". Отметим, сегодня все аборигены получают такие выплаты.
Нельзя обойти стороной закон Магаданской области от 19 мая 2006 года "Об областной целевой программе "Содействие трудовой занятости коренных малочисленных народов Севера на 2006 – 2010 годы".
Архив. Фото: Издательство "Торэн"
Его название говорит само за себя. Вряд ли можно сомневаться в том, что при разработке этих законодательных актов учитывалась позиция Дмитрия Петровича Коравье, опытнейшего специалиста по работе с коренными жителями Севера. В то время в отделе по национальным вопросам он работал в "тандеме" с Марией Алексеевной Бех. Эти два прекрасных специалиста сумели сплотить и объединить вокруг себя лидеров общественного движения народов Севера: А. К. Хабарову, А. С. Бударина, И. А. Шахурдина, М. П. Железную, З. И. Бабцеву, М. Т. Ященко, У. И. Вельчинскую, В. И. Ерохину, Л. И. Логинову и т.д. Совместно с активистами и специалистами СВКНИИ разработана областная целевая программа. Многие считают эти годы расцветом национального общественного движения. В этот период в Магаданской области возникло более 80 национальных предприятий и родовых общин. Были трудоустроены и нашли свое место в жизни сотни аборигенов, материально и морально поддержаны сотни семей эвенов, чукчей, коряков.
Огромное поступательное движение вперед в эти годы получила культура и национальные традиции народов Севера. Под руководством Л. Б. Балдаевой приобрел популярность в России и за рубежом эвенский ансамбль "Энэр". Горожане и гости города полюбили национальные праздники "Бакалдыдяк" и "Хэбденек". Практически в каждом населенном поселке Магаданской области возникли самодеятельные национальные кружки и ансамбли. Дети аборигенов с удовольствием и огромным желанием занимались национальными танцами эвенов, чукчей, коряков и т.д. У них возникло естественное желание учить свои родные языки. Засверкал в городе и заиграл национальными красками конкурс представительниц народов Севера "Дюран".
Лет 15 лет назад очень часто можно было услышать от молодых и красивых чукчанок, эвенок: "Почему Вы нас заставляете участвовать в конкурсе? Я не хочу!" Приходилось убеждать девушек, приводить примеры из жизни аборигенов, взывать к совести, увлекать дорогими призами. И дело сдвинулось с мертвой точки. Первый конкурс удался на славу. Жюри, во главе которого был Дмитрий Петрович, пришлось крепко поспорить и "поломать копья". Первое место заняла студентка СВГУ Алена Логвиненко, получив в награду дефицитный в то время музыкальный центр. Прекрасно выступили в конкурсе Ольга Конь, Анна Громова, сестры Валентина и Людмила Хабаровские. Подхваченный мэрией г. Магадана и руководством СВГУ, в настоящее время ежегодно этот конкурс собирает полные залы зрителей, звучат аплодисменты благодарной публики, вручаются памятные призы, светятся улыбками смущенные девушки.
Не оставалась в стороне от национального движения и администрация Магаданской области. Она поддерживала и поощряла национальные предприятия и родовые общины, выделяла им территории для традиционных видов деятельности. Регулярно проводились конкурсы среди национальных предприятий. Победители поощрялись крупными суммами для развития предприятий и обеспечения трудозанятости коренного населения.
Архив. Фото: Издательство "Торэн"
5 лет назад Коравье с почетом проводили на пенсию, наградив его заслуженной медалью.
— Дмитрий Петрович, что актуально для вас сейчас, какую помощь оказываете людям? — интересуюсь у него.
Главная наша забота – трудоустройство аборигенов, улучшение жилищных условий. Особенно много приходит к нам за поддержкой молодежи. "Узких мест" еще немало. Важную роль сыграл I областной молодежный форум коренных малочисленных народов Севера для привлечения внимания к молодежи, к ее проблемам.
Архив. Фото: Издательство "Торэн"
Дмитрий Петрович по–прежнему востребован и постоянно в гуще событий областной общественной Ассоциации народов Севера. Среди аборигенов слово старейшины "аксакала" не обсуждается, а исполняется.
***
… Какие штрихи можно добавить к портрету отличника просвещения России Дмитрия Петровича? Он прекрасно образованный человек, интеллигент с большой буквы. Его любимое занятие – чтение. Любимые писатели – Лев Толстой и Михаил Шолохов. Предпочитает классику. Его притягивают переломные сюжеты из истории государства Российского и ее герои. Ведь и в судьбе его самого просматриваются крутые жизненные вихри. При этом Коравье всегда вспоминает и отдает дань уважения людям – русским, украинцам, белорусам, которые бескорыстно, с полной отдачей несли свет знаний в стылую чукотскую тундру, давали ее сынам и дочерям путевку в большую жизнь. За его плечами большой трудовой путь, отмеченный благодарностями и наградами, среди которых орден "Знак Почета", медаль "Ветеран труда". Его помнят и чтят на Чукотке, хорошо знают и уважают в Магадане и области. Всю свою долгую жизнь он отдает свои силы и помыслы светлому будущему народов Севера.
Примечание: Дмитрий Коравье умер 2 июня 2017 года.