10 сентября 2016. Технологический фестиваль Startup Village, который Фонд "Сколково" провел во Владивостоке 8 сентября этого года, приобретет статус ежегодного мероприятия. Об этом в ходе фестиваля объявил его ведущий и модератор, старший вице-президент Фонда по внешним коммуникациям и рекламе Александр Чернов. После окончания официальной части Startup Village by THE SEA собеседник РИА PrimaMedia рассказал причинах активной "экспансии" "Сколково" на восток страны и важности инноваций для развития страны и региона.
Напомним, что технофест Startup Village by THE SEA во Владивостоке вызвал широкий интерес как действующих, так и потенциальных стартаперов Дальнего Востока. Четыре стартап-проекта, ставшие победителем конкурса, отправятся в ноябре этого года в Финляндию, где пройдут "прокачку" на крупнейшей европейской техноконференции Slush. Кроме того, организаторы предоставили участникам фестиваля во Владивостоке возможность познакомиться и пообщаться с российскими и зарубежными предпринимателями, добившимися успехов в инновационном бизнесе. Поддержку мероприятию оказали Инвестиционное агентство Приморского края, компания DNS, ГК Slavda Group и Сбербанк.
— Александр Дмитриевич, какими аргументами руководствовался Фонд "Сколково", решая проводить Startup Village в Приморье ежегодно?
— Аргумент, я думаю, здесь только один.Год назад на первом Восточном экономическом форуме президент России Владимир Путин сказал, что развитие Дальнего Востока – это приоритет. "Сколково" по самой природе своей — проект, который направлен на инновационное развитие. Сегодня без инноваций развивать экономику невозможно. Да, без инноваций экономика может быть даже хорошая, может быть даже эффективная. Но развиваться она не будет. Расти сейчас можно только за счет инноваций, все остальное – это "повторение пройденного".
И вот эта политическая позиция государства — что этот регион должен стать приоритетным — и способность "Сколково" на это влиять сошлись в этой "точке". Если можно так выразиться, эта "помолвка" между Фондом и Дальним Востоком напрашивалась уже давно, и теперь мы начинаем здесь массированно работать.
— Вы много лет были журналистом-международником, потом – в области PR и маркетинга. То, чем вы занимаетесь сейчас, вы воспринимаете как миссию или как вызов?
— Я не могу сказать, что моя настоящая работа – это то, о чем я всю жизнь мечтал. Но когда я в 2011 году пришел в "Сколково", это оказалось дико интересно. Я тогда долго проходил всякие собеседования, кандидатов было много. И в итоге меня позвали работать. Честно скажу, ко многому я тогда оказался просто не готов.
— Неужели работа в "Сколково" настолько специфична?
— Каждый день — самые неожиданные ситуации. Например, в самом начале этого огромного проекта выяснилось, что, оказывается, ни один человек в мире ни разу "подобного "Сколково" не делал. То есть взять и прочитать книжку о том, как делать "Сколково" — невозможно. И лекций нет. Этого знания в мире до нас попросту не существовало.
И сейчас мы прем какими-то нехожеными тропами, "косячим", делаем ошибки… И, тем не менее, двигаемся вперед, о чем говорят результаты самого проекта. В тех тяжелейших условиях, в которых он реализуется — экономических, финансовых, индустриальных -проект набирает вес, набирает, как борец сумо. Как определить, миссия ли это моей жизни? У меня этих миссий было столько… занимался олимпиадами, чемпионатом мира по футболу. Наверное, теперь я занимаюсь продвижением инноваций в нашей стране просто потому, что мне это нравится.
— Вы часто выступаете ведущим и модератором мероприятий Фонда как в Москве, так и в регионах. Что вы получаете от общения с инноваторами?
— Этого общения мне как раз на самом деле и не хватает. Больше всего со стратапами как с людьми и компаниями, которые должны обладать потенциалом на вырост, общается в нашем случае как раз Юрий Александрович (указывает на находящегося рядом вице-президента по развитию деятельности "Сколково" на Дальнем Востоке Юрия Сапрыкина). Кстати, я бы посоветовал перестать говорить "Дальневосточное представительство Фонда "Сколково". Это звучит долго и скучно. Надо говорить просто: "Сколково — Дальний Восток", "SKolkovo FAR EAST". Тогда ты убираешь эту бюрократическую, замусоленную речь — и полностью погружаешься в эту историю.
— Тем не менее, на мероприятиях , таких как сегодняшнее, именно в вашем лице потенциальные стартаперы знакомятся с "экосистемой "Сколково".
— Знаете, кто по-настоящему больше всего общается со стартаперами? Президент Фонда Виктор Вексельберг. Мы проводили такое общение в рамках Восточного экономического форума, который буквально несколько дней как закончился. Он отменил все, что у него было запланировано, ради возможности встретиться с ребятами. Все графики полетели.
Почему? Да потому что он лучше нас всех понимает, что Сколково существует только потому, что есть такой интересный, агрессивно-позитивный набор исследователей и людей, которые хотят добиться успеха в рамках инновационного движения. Вот он и везде, где есть такая возможность, хочет общаться со стартаперами.
Я же почти всех их знаю, но мало общаюсь, не хочется их отвлекать от работы. Я общаюсь с ними как с людьми, но я реально не общаюсь с ними по предмету их исследованию. Я самый последний в нашей команде, кто может назвать себя экспертом в этих вопросах.
— То есть для Юрия Сапрыкина, например, стартаперы – это коллеги, а для вас – "ребята"?
— Для Юрия они – клиенты. Я не шучу, вице-президент Фонда — официант. Мы все официанты. Абсолютно не унижает здесь само понятие, слово "официант", потому что это — очень важная работа. Мы все официанты, водопроводчики и кто угодно для наших клиентов, и тем, кто это не понимает, в Фонде делать нечего. Но они для меня еще и "ребята", да.
— А каких качеств не хватает вашим ребятам, что затрудняет путь к успеху?
— Наглости всем не хватает. Илья Скачков (основатель Group-IB, спикер дискуссионной сессии Startup Village by THE SEA – ред.) сегодня об этом очень интересно сказал. Веры в себя не хватает. Они в свой проект верят больше, чем в самих себя. Но это беда национального масштаба.
Почему самые успешные компании в Америке — при том, что самые интересные стартапы в Европе? Потому что те же американцы верят в себя с таким бешеным накалом, что у них глаза аж выскакивают и там впереди остаются! Настолько они уверены в себе. Извините, дерьмо будут продавать — и продадут!
А наши и европейские ребята имеют роскошный продуманный проект, основанный на серьезной науке, с хорошим продуктом, но — не уверены. Вот здесь нам – официантам, водопроводчикам – как раз и работать надо.
Справка: ЧЕРНО (Некоммерческая организация выполняет функции иностранного агента)В Александр Дмитриевич родился в 1961 году. По окончании Московского института иностранных языков почти 10 лет проработал в ИТАР-ТАСС. С 1995 по 2000 годы работал директором Департамента внешних связей компании Coca-Cola Eurasia. После работы вице-президентом по стратегическим коммуникациям компании ТНК в течение многих лет участвовал в крупнейших спортивных проектах, среди них: выдвижение Москвы на юношеские и летние Олимпийские игры 2010 и 2012 годов, выдвижение Сочи на зимние Олимпийские игры (Сочи-2014), выдвижение России на право проведения чемпионата мира по футболу — 2018.
Входил в состав исполнительного комитета Российского футбольного союза, работал генеральным менеджером российской сборной. Неоднократно получал профессиональные премии в области журналистики, PR и маркетинга.
С 2011 года — директор Фонда "Сколково", руководитель департамента по внешним коммуникациям и рекламе, пресс-секретарь. С июня 2012 года — вице-президент Фонда "Сколково" по внешним коммуникациям и рекламе. С июня 2015 года — старший вице-президент Фонда "Сколково" по внешним коммуникациям и рекламе.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Startup Village by THE SEA во Владивостоке: 10 часов в мире инноваций
"Сколково" разыграл путевки на "Открытые инновации" среди стартапов Дальнего Востока
Эксперты: Startup Village "Сколково" в Приморье – шаг к созданию интеллектуального хаба