31 марта 2016. Почему нам часто не хватает сердца. Есть у писателя Виктора Астафьева рассказ, не вошедший в "Царь-рыбу", с удивительным названием, которое сразу зацепило: "Не хватает сердца". В том смысле "не хватает сердца", что человеческому сердцу трудно, невозможно вместить сострадание ко всем бедам и горестям ближних, столько их много — не хватает сердца!
Но это — по человеческой мерке. А в акафисте святым первоверховным апостолам Петру и Павлу есть удивительные слова: "Радуйтеся, Петре и Павле, сердца не тесная, весь мир любовию вместившая и концы вселенныя просветившая" (Икос 2). А в 7-м икосе говорится: "Радуйтеся, Петре и Павле, имущии ноги благовествования краснейшия и сердца освященная, вы бо Евангелию послужисте и евангельски пожисте".
"Не тесными" становятся лишь сердца, освященные Богом, тогда они могут "весь мир любовью вместить".
В акафисте святителю Иоанну Максимовичу, архиепископу Шанхайскому и Сан — Францисскому, нашему святому современнику (память 2 июля н.с.), говорится: "О святителю чудне Иоанне, толико распространил еси сердце свое, яко нетесно вмещается в нем множество почитающих тя человек от различных племен и народов..."
Такое сердце было и у святой блаженной МАТРОНЫ Московской (на днях молитвенно вспоминали обретение её мощей в 1998 г.).
***
Я впервые услышал о Матроне в начале 90-х в Свято — Даниловом монастыре...Какие-то женщины посоветовали мне съездить к ней на кладбище, объяснили как. Сказали: "помогает!".
Сел я на 38-й трамвай и поехал на Даниловское кладбище... Как посоветовали, перед входом купил цветы, расспросил где. Немного поплутав, справа от центральной аллеи увидел несколько женщин у одной могилки, это и была Матронушка.
Я помолился ей от души, поставил свечку, сделал земной поклон, взял щепотку земли... Еще о ней мало что было известно, только изустно рассказывали, что была слепая, святой жизни, и всем помогает.
Потом я не однажды приезжал сюда, будучи в Москве, каждый раз видел все больше народу, потом и священники стали приходить, служить молебны. В 1995 г. мне подарили на могилке бумажную икону преп. Сергия, которую я бережно храню — "от Матроны".
Матрона, Матронушка дорогая! Как мы чувствуем твою любовь, твое сострадание ко всем нам, твою помощь...
***
Когда впервые после прославления приехал в Свято — Покровский монастырь, то ахнул: огромные очереди и к иконе Матроны, что на внешней стене храма (аж за ворота, на улицу выходит), и к мощам, вовнутрь собора... Кого здесь только нет — и полунищие наши верные Христу старушки, и ухоженные красавицы в дорогих шубах, и деловые люди, и студенты, много приезжих со всех концов России, некоторые с баулами, может прямо с вокзала, негде остановиться — идут и идут к Матроне.
Как и к преподобному Сергию, и к батюшке Серафиму, и к блаженной Ксении.
По чистоте жизни ее, освященной страданиями, по доброте сердца ее Господь — это тайна! — даровал ей силу помогать сегодняшним страдальчествующим людям, всех сословий и положений, и все это чувствуют.
Я только раз постоял в очереди к иконе, потом просто подходил, становился напротив нее, молился мысленно — и всегда чувствовал ненапрасность этого обращения. А к мощам удавалось часто — когда спешил, перед отъездом — подойти без очереди: то неожиданно земляк-семинарист Дима возник в форме (он уже священник), провел, то по очереди женщина монастырская проходит, что-то там помочь надо, потом без очереди заводит... так и казалось, что сама Матрона помогает, когда опаздываю.
Но теперь, в обычный день, я приезжаю попозже, к закрытию, уже очередь не такая протяженная, с удовольствием (тем более, если тепло), пока стою, читаю, как и многие, акафист Блаженной.
В храме встречают нас справа Николай Чудотворец, слева — блаженная Ксения Петербургская, а когда подходим к мощам, с правой руки — икона Божией Матери "Взыскание погибших", написанная по благословению Матроны. Об этом образе мало кто знает в очереди, может быть, не мешало небольшую соответствующую табличку приделать.
И вот, заходя за перегородку, сразу ступаем к подсвечнику, что в двух шагах справа, тут же послушницы принимают цветы у всех приходящих, а потом уже — с молитвой припадаем к мощам блаженной.
Охранники поторапливают — не задерживаться! — людей много, река, и все стараются, подходя, самое сокровенное прошептать, приложившись к мощам.
А напротив — еще и икона Матронушки, вся увешанная цепочками, колечками, медальонами и другими украшениями — в благодарность за помощь... Потом послушница дает освященные головки цветов, кому сколько, здесь же можно взять и стебелечки, и увы — хоть и не хочется из этого уголка уходить, но пора.
***
Сам монастырь был создан, по преданию, первым Романовым, царем Михаилом Федоровичем, основанием для этого стало то, что отец его Патриарх Филарет — почил в день Покрова Пресвятой Богородицы. Это было в 1635 г., монастырь именовался "Покрова на убогих домах". Это было место за окраиной Москвы, до этого здесь находилось кладбище, где хоронили бездомных, нищих, бродяг, казненных...
Французы и эту обитель разграбили в 1812 году.
Монастырь восстановили, а уже после революции собственные французы снова разорили обитель, взорвали колокольню, а на месте монастырского кладбища, которое в XIX-XX в.в. было усыпальницей московского купечества, устроили парк культуры и отдыха, который существует и по сей день.
Таких мест было немало, князь мира сего через своих сподручных не только уничтожал, но и осквернял изощренно святыни, заставляя людей, теряющих память и страх Божий, развлекаться и танцевать на могилах своих предков...
Никак не забуду отвратительные кадры по ТВ в начале "перестройки", когда устроили танцы — оргию под рок-музыку на портрете Брежнева, специально увеличенном под размеры площадки. Это люди того же духа, как и те, кто потом в ненависти к нашему народу изобразили Россию в виде свиньи, и публично, на экране, стали "разделывать" ее...Всё те ж "надменные потомки известной подлостью прославленных отцов...".
***
В 1997 году, за день до отлета на Север, я узнал о стоянии возле Останкинского телецентра в связи с намерением НТВ показать фильм христоненавистника Скорцезе... Был совершен Крестный ход от Троицкого храма (здесь тогда еще располагалось подворье Оптиной пустыни) до здания телецентра. Собралось несколько тысяч человек, с хоругвями, иконами. Было зачитано обращение к руководству НТВ и передано, насколько помню, И. Малашенко, генеральному директору НТВ. С пламенной речью выступил Владимир Осипов, которого дважды при советской власти судили и отправляли в лагеря (пятнадцать лет в общей сумме!) за пропаганду национального русского возрождения, за издание православно-патриотического альманаха "Вече" (1971-74 г.г.).
За ним — еще и еще...
Художник Сергей Бочаров выставил свои полотна, на одном из них, под названием "Грачи прилетели" изображено мрачное облако, нависшее тяжело над саврасовской Русью, и оно наполнено сотнями мелких, узнаваемых портретиков из бесовского племени разрушителей России, немало из них продолжают и по сей день работать на телевидении... Полотно производило очень сильное впечатление.
После стояния — уже началось смеркаться — Крестный ход направился обратно, к Троицкому храму, шли и пели молитвы и тропари Пресвятой Богородице: "Не имамы иные помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе Владычице, ты нам помози...". Когда огибали тамошний пруд и слева осталась телебашня, а справа — храм, к которому мы шли, то подумалось: вот и вся Россия сейчас "между": или к Богу пойдем или выберем эту "иглу", которая страшнее всякого наркотика.
И этот Крестный ход продолжается, и будет идти до скончания века, и перейдет в вечность.
***
Фильм они показали, хотя и Патриарх Святейший Алексий II обратился с просьбой не делать этого. Это было оскорбление России, наглое, хамское, но это стало началом конца этой клики — и Гусинского, и Малашенко... А потом символически загорелась и телеигла, и все это было не просто так.
***
О. Андрей Кураев писал тогда в статье "Фильм "Последнее искушение Христа" показан. Какие уроки?" (она вошла в книгу: "Как делают антисемитом"): "Самое скандальное событие в религиозной жизни России за 1997 год произошло 9 ноября. В этот воскресный вечер НТВ показало фильм "Последнее искушение Христа". Конфликт, исподволь зревший последние годы, стал очевиден: крупнейшая информационная империя России объявила открытую войну Русской Православной Церкви.
Повода к тому сама Церковь не давала. Поводом послужил просто календарь. 9 ноября — годовщина "хрустальной ночи". Это та печальная ночь, когда в нацистской Германии начались еврейские погромы. Понятно, что главный режиссер НТВ Александр Файфман и фактический хозяин НТВ г-н Гусинский, совмещающий посты генерального директора "Медиа-МОСТ" и президента Российского Еврейского Конгресса, хранят оправданно недобрую память об этой ночи. Но почему же за преступления немецких неоязычников (а нацизм, вскормленный оккультизмом, был откровенно враждебен не только к иудаизму, но и к христианству) он решил отомстить православным гражданам России? Почему эта его боль вылилась в оскорбление тому народу, который спас европейскую еврейскую общину от уничтожения?
Оскорблений не было? Было просто проявлено право любого человека на свободу высказываний? Да, такое право есть. Но есть и его естественное ограничение. Свобода движения моей руки кончается там, где начинается лицо другого человека. Боль другого человека — вот предел, за который не должны переходить мои даже самые законные чувства. Ни моя радость, ни моя собственная боль не должны провоцировать боль у других людей".
***
Когда я в очередной раз приехал к блаженной Матроне в Покровский монастырь, там шла особая служба — Патриарх Алексий II освящал верхний храм собора, отреставрированный придел первоверховных апостолов Петра и Павла. Трансляция шла и на улицу, и потом в проповеди о том, как издревле был милосерден православный народ, Святейший Патриарх сказал, в частности, что на днях отец настоятель Сретенского монастыря поведал ему, как одна женщина — пенсионерка, которая получает 350 рублей в месяц, принесла и отдала с пенсии 300 рублей для помощи нашим солдатам в Чечне (тогда отправлялись колонны с пожертвованиями от московских приходов), сказав: "Я и на пятьдесят как — нибудь проживу...". Святейший сравнил это с лептой вдовицы... "Сердце не тесное".
***
Через несколько лет, будучи в Москве, решил отправиться в субботу в однодневную паломническую поездку. Билет заказать не успел, хотел побывать в Годеново и Переславле-Залесском, у преподобного Никиты... Поехал пораньше на "Красносельскую", откуда отчаливают автобусы, по опыту знал, что кто-то не приходит, одно-два места остаются.
Ан нет, автобус ушел без меня (на него еще женщина с билетом не попала, какая-то накладка случилась), и я пошел на противоположную сторону, там еще пара автобусов стояла. Куда? — Себино, Куликово поле. Я на этом славном месте не бывал, и обрадовался, а что такое Себино — вообще не знал.
И только потом, в салоне, когда тронулись, мне объяснили, что это родина блаженной Матронушки, и мы попали на маршрут, который только начал осваиваться. Это было здорово!..
***
Себино ( Тульская область) оказалось небольшой, полузаброшенной деревенькой. На въезде, у одного домика, во дворе сидели и выпивали мужички и женщины. Конечно же, в голове сразу нехорошее: "так всю Россию, крестьянскую Русь и пропиваем...".
Небольшой, но аккуратный Успенский храм, с подновленной оградой, и во дворе аккуратно, работы на пристройке идут — видно рачительного хозяина. Нас сюда привезли поздно, уже напоследок, наш гид Светлана поторапливала, чтобы быстрее писали записки... В храме, сразу у входа слева, отмечено место, где обычно сидела и молилась блаженная Матронушка, еще с младенческих лет. Справа — купель, в которой ее крестили.
Конечно, мы с трепетом прикладывались к этим святыням, к иконам, которые помнят ее. А потом из алтаря вышел молодой батюшка, на удивление всем — очень похожий на о. Иоанна Кронштадтского! Все мы, конечно, знали из жития о пророческом изречении этого великого святого относительно Матроны... Это было удивительно!
Провожая нас к автобусу, иерей всех благословил, потом мы подошли к дому, где родилась и жила Матронушка... Он рядом, наискось через дорогу. Все земное разрушается и ветшает, нам сказали, что в Себино сейчас проживает всего тридцать восемь человек... А я вспомнил 38-й трамвай.
Еще раз поклонились мы святому месту и поехали.
***
А ведь совсем недавно мало кто знал, кто такая Матрона и откуда она. А она (как и многие из нас, часто того не подозревая) появилась на свет в местах, исторически значимых для нашего Отечества. Деревенька Себино, Епифанский уезд Тульской губернии Российской Империи. От Себино километров двадцать до Куликова поля.
Есть предание, что когда перед битвой литовский князь Ягайло спешил на помощь Мамаю, по пути его оказался Свято-Успенский Федосьев — на Дону монастырь, игумен которого по имени Епифан, отправив до того всю братию в московское войско, гостеприимно встретил литовцев и объяснил, что ни татаро — монгол, ни русских здесь ещё не было. Три дня, пока шла сеча, поляки в свое удовольствие отдыхали и пировали в монастыре, когда же Ягайло, будущий польский король, узнал, что всё это значило и чем все закончилось, он, придя в ярость, казнил игумена Епифана... Именем этого славного героя и стала именоваться местность, а потом и город.
Появилась девочка на свет Божий в 1885-м (по другим источника в 1881-м) году 9/22 ноября, в день памяти преподобной Матроны, подвижницы V века... В этот день празднуется и афонская икона Божией Матери "Скоропослушница", связанная с ослеплением, по небрежению, и прозрением — по покаянию — одного монаха.
Поначалу мать, Наталья Никонова, опасавшаяся, что бедной семье будет трудно содержать четвертого ребёнка, хотела отдать его в приют князя Голицына в соседнем селе Бучалки...Но ещё до рождения дитяти ей приснился сон: будто на правую руку села белая птица необыкновенной красоты и сияния, с человечьим лицом, но с закрытыми глазами. И мать поняла: это Божий знак, дитё должно быть с ними. Девочка родилась слепая, без глазных яблок.
Когда крохотную Матронушку крестили в Успенском храме, над купелью поднялось — просияло благоуханное облачко, так что пораженный отец Василий сказал: "Я много крестил, но такое вижу первый раз, и этот младенец будет свят".
Поистине — "Прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде, нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя" (Иеремия,1,5). Об удивительной глубине соработничества Бога с человеком, также как и о удивительной тайне возникновения человеческой жизни (это к вопросу об абортах), свидетельствуют и замечательно точные слова из акафиста преподобному Сергию Радонежскому: "Ангелов Творец, предуведевый, по самовластному чистаго сердца твоего изволению, всеусердствующее Его воли исполнение, еще во чреве матерни трикратным возглашением показа тя миру истинного служителя быти Святыя Троицы..." (Икос 1).То — есть, ещё во чреве Господь видит наше добровольное, "самовластное сердца изволение"...
Матронушка, подобно преп. Сергию и святителю Николаю Чудотворцу, не брала грудь матери в среду и пятницу: она в эти дни спала непробудным сном.
Уже в детстве, как мы знаем, проявились у Матроны необыкновенные дары Божии — исцеления и предсказания. Молва о необыкновенной девочке быстро росла, отовсюду к ней приводили и привозили больных, даже из других губерний.
Вот лишь один поразительный пример: в четырёх километрах от Себино жил больной мужчина — отказали ноги. Матрона сказала : пусть ползет сам эти четыре километра ко мне... После того, как болящий страдалец так и сделал, он получил молитвами Матроны исцеление и с великой радостью вернулся домой на своих, как говорится, двоих.
Опасения матери, что они по бедности не вынесут бремени ещё одного ребёнка, оказались напрасными. Напротив, благодаря приношениям людей за помощь, оказанную Матронушкой, она стала настоящей кормилицей — поилицей семьи.
Промыслом Божиим, появилась у Матроны добрая подружка Лидия, дочь местного помещика Александра Янькова, её ровесница (г.р.1885).Она брала с собой в паломничества по святым местам и слепую Матронушку. Побывали они в Киево — Печерской и Троице — Сергиевой лаврах, в Санкт-Петербурге.
По преданию, когда были в Андреевском соборе Кронштадта, батюшка Иоанн после службы попросил всех расступиться перед подходящей к солее слепой девочкой и громко сказал: "Матронушка, иди — иди ко мне. Вот идет моя смена — восьмой столп России".
Именно с Лидией Яньковой после революции они уехали из Себино на поиск работы и пропитания... Ещё раньше Матрона говорила, что придёт время — "будут грабить и разорять храмы и всех подряд гнать". Отцу Лидии Матрона в канун революции советовала продать имение и уехать за границу. Он не послушал, в результате всё потерял и от потрясений скоро скончался.
Уже после поездки в Себино я узнал, что под стеной Успенского храма сохранился склеп, где были похоронены в 20-е годы прошлого века последний священник храма и — помещица Лидия Александровна Янькова, верная подружка и помощница Матронушки. Упокой, Господи, душу её, хочется верить, что она и сейчас рядом с Матроной.
Мы знаем, что на семнадцатом году у Матроны отказали ноги и стала она на всю оставшуюся жизнь "сидячей". Невозможно и представить, какой крест несла она по жизни земной, в служении Христу и ближним...
Ещё маленькой, когда мать жалела её — "дитя ты моё несчастное!" — Матрона удивлялась, потому что несчастной она себя не чувствовала. Позже, когда уже жила-скиталась в Москве, она сказала однажды, когда ей пожаловались на нервы: " нервы?.. какие нервы в тюрьме или на войне?..". В состоянии битвы духовной и телесной она пребывала всю свою жизнь.
В столицу она попала в 1925 году, скиталась по разным местам, углам и подвалам, длительное время жила в Староконюшенном переулке, близ Арбата, у односельчанки Е.М. Ждановой (с 1942 по 1949).Дочь её Зинаида Жданова, архитектор по образованию, написала, как известно, первую историю жизни Матронушки.
Матрона говорила про Москву: "это святой город, сердце России", и ещё перед нападением Гитлера предвозвещала: "Будет война. Победа будет за нами. Москву враг не тронет, она только немного погорит. Из Москвы уезжать не надо".
Всем известен спор о том, встречался ли с Матроной Сталин. Возможно, в самые тяжкие дни, когда Москва висела на волоске, в октябре 1941 года, вождю, имевшему духовное образование и знавшему о жизни святых людей, кто-то поведал о прозорливой старице, и в это тревожнейшее время, когда уже началась паника и Главковерх находился в тяжелейшем душевном состоянии, всё это могло подвигнуть его вопросить о сомнениях женщину, которую характеризовали как прозорливую... Причем не лично, а через какое-то очень доверенное лицо, что весьма и весьма вероятно.
Именно такому человеку Матрона могла повторить те слова, что не надо уезжать из Москвы, и они, по смотрению Божию, повлияли на окончательное решение Сталина. И ничего фантастичного здесь нет, к Матроне мог придти любой человек, любая женщина, бывало, она принимала до сорока человек в день.
Последние годы перед кончиной Матронушка жила на станции Сходня, у дальних родственников (нынешний городской округ Химки). Она знала о дне своей кончины и просила похоронить её на Даниловском кладбище, где действовал один из немногих незакрытых храмов: чтобы "слышать службу". Вот как она любила Церковь и красоту православного Богослужения!..
Когда жила она у Ждановых, три угла в комнате были красные, увешаны иконами сверху донизу, с горящими лампадками. Она как бы пребывала все время со всеми святыми Божиими и здесь на земле, и там, в небесных чертогах.
Зинаида Жданова свидетельствовала: "Свет тех дней согревает до сих пор. В доме перед образами теплились лампады, любовь матушки и её тишина окутывали душу. В доме были святость, радость, покой, благодатное тепло. Шла война, а мы жили как на небе".
Поразительно, но Матрона знала, как выглядит видимый нам привычно мир (а мы того часто не ценим), по свидетельству Ждановой, она говорила: "Мне Бог однажды открыл глаза и показал мир и творение Свое. И солнышко видела, и звезды на небе, и всё что на земле, красоту земную: горы, реки, травку зелёную, цветы, птичек...".
Она утешала множество людей в трудностях, болезнях, лишениях и гонениях, и повторяла, когда говорили, что она помогает: "Что, Матронушка — Бог что ли? Бог помогает!..".
В Сретенском монастыре я в первый раз увидел необычную икону блаженной Матроны — в красивом, цветастом платье, и мне даже показалось сначала — с открытыми глазами! Художник, по представлению своему, изобразил ее там, в вечной блаженной жизни.
Я тогда вспомнил, как одна замечательная женщина в Боровске (Калужская область, там Пафнутьев монастырь), подвижнической жизни, прикованная с детства к постели, "сердце не тесное" (опекает, помогает нескольким детским домам, больным детям в приютах, отреставрировала храм, член Союзов художников, журналистов и писателей, автор многих книг и альбомов), давняя моя другиня, однажды в разговоре спросила:
— Как ты думаешь, в будущей жизни, если человек спасается, а он в этой жизни был, например, инвалид, без руки, или без ноги — останется ли он таким же?
Вопрос был совершенно неожиданный, никогда не задумывался раньше над этим, но поразмыслив, всё же предположил, что если все наши недостатки, в том числе и физические, так или иначе связаны с поврежденностью человеческой природы грехом, опосредованно ли, через предков, а то и личным, то если человек принимается в Царство Небесное, будучи очищен от всякого греха, то очевидно и все последствия греха исчезнут, и он восстановится во всей полноте, вероятно, во Второе Пришествие, на Последнем Суде, во всей красоте и неповрежденности богоподобного своего образа. И эта радость умножит еще и ту великую радость, которую сулит жизнь с Богом.
Но сама память о наших ранах — духовных, душевных и физических — конечно же сохранится — в какой-то особой, наверно, для каждого человека форме.
Например, в одном из сновидений явился св. Димитрию Ростовскому, во время написания замечательных его Житий, святой мученик Орест, с "лицом веселым", который сказал ему: "Я больше претерпел за Христа мук, нежели ты написал".
После этого он показал большую рану в боку, сквозь внутренность проходящую ("Сие мне железом прожжено"), потом обнажил локоть правой руки ("Сие мне перерезано"). А потом показал такие же раны на левой руке и на обоих ногах ("А сие мне косою рассечено").
Господи, помилуй!..
***
В блаженной Матроне Бог нам являет ту простоту, ту человеческую открытость и сердечность, которую мы все так жаждем. Она поймет и примет с любой бедой и проблемой, ей обо всём можно поведать, не стесняясь, она выслушает, не осудит, утешит.
И сегодня, все мы это знаем, Матронушка, по данной ей неизмеримой Божией благодати всегда спешит нам помочь, как и обещалась, уходя из мира сего...Касается ли дело семьи, здоровья, детей, работы.
Отпевал Матронушку в храме Ризположения на Донской священник, который особо почитал её, о. Николай Голубцов (1900 — 1963), воистину "пастырь добрый", который все сердце свое, время и силы отдавал служению людям. Сын профессора Московской духовной академии А.П.Голубцова, он продолжительное время работал агрономом, пока не настала пора принять долгожеланное священство. Кроткий, смиренный, добрый, он безотказно откликался на просьбы исповедать, причастить, утешить, колесил и днём и ночью (на общественном транспорте) по всей Москве, если просили о помощи, не жалея себя. Он был одного духа с Матроной, "сердце не тесное".
Когда он скончался, уже после второго инфаркта, его отпевали три архиерея и около тридцати священников. Как пишет в "Воспоминаниях" С.И.Фудель: "...Невозможное совершалось на этих похоронах: в наш век разделений и ненависти тысячная толпа была "один дух в Господе". И прав был один из этой толпы, сказавший: "Сегодня я в первый раз в жизни почувствовал, что такое Церковь".
Нынешняя память Матронушки сопряглась с Неделей о Страшном Суде; читается Евангелие от Матфея, и люди вопрошают Господа: когда Ты алкал — и мы Тебя накормили, когда жаждал — и напоили, когда был наг — и одели, был в темнице и навестили? — И Господь отвечает: "истинно говорю вам: как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне...".
Мы просим у Господа в канун Великого поста и преддверии неизбежного Страшного Суда, когда "книги" будут "разгибаться", и всё тайное явится — милости Божией и избавления от страданий вечных.
А требуется для того — соделать свои сердца "не тесными" для ближних наших, способными принять их боль и беду... Как блаженная Матрона принимала и принимает сейчас наши тяготы, не отказывая никому.
И как непреходящий завет всем нам — слова Матронушки: "Если народ теряет веру в Бога, то его постигают бедствия, а если не кается, то гибнет и исчезает с лица земли. Сколько народов исчезло, а Россия оставалась жива и будет жить. Молитесь, просите, кайтесь! Господь вас не оставит и сохранит землю нашу!".