14 июля. По ходатайству Хабаровского крайкома ВКП(б) и крайисполкома Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 14 июля 1939 года в составе Хабаровского края был создан Колымский округ "с преобразованием населенного пункта Магадан в город". 77 лет жители областного центра отмечали День города 14 июля, но в 2015 году депутаты городской Думы утвердили новую дату основания города — теперь дни рождения столицы Колымы отсчитываются от 23 июня 1929 года. Так сколько же лет исполнилось в этом году Магадану, разбиралось ИА MagadanMedia.
Из истории мы знаем, что статус города Магадану был присвоен 14 июля 1939 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР. Именно на эту дату приходился День города и приуроченные к нему торжества. Но в сентябре 2015 года был учрежден новый праздник, берущий отсчет от появления Нагаевской культбазы.
"В целях восстановления исторической справедливости по вопросу летоисчисления основания Магадана, учитывая мнение общественности, на основании архивной справки областного государственного казенного учреждения "Государственный архив Магаданской области" от 10 ноября 2014 года № 107, выписки из протокола № 7 заседания секции общественных и гуманитарных наук СВКНИИ ДВО РАН от 25 марта 2015 года, в соответствии с протоколом заседания Общественной палаты города Магадана от 20 мая 2015 года, руководствуясь статьями 31 и 45 Устава муниципального образования "Город Магадан", Магаданская городская Дума решила:
Считать датой основания Магадана начало строительства в бухте Нагаево Восточно-Эвенской культурной базы — 23 июня 1929 года.
Учредить ежегодный городской праздник "День основания Магадана" — 23 июня..." (Решение № 54-Д от 08 сентября 2015 года).
14 июля снова возник повод задаться вопросом, куда же отнести 10 лет магаданской истории. Прошел почти год, но решение городской Думы до сих пор разделяет мнение историков, политиков, краеведов и активистов Магадана на два лагеря. Одни полагают, что годом основания Магадана нужно считать 1929 год, другие ведут отсчет от даты присвоения статуса города — 14 июля 1939 года.
Кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник СВКНИИ ДВО РАН Людмила Хаховская:
"Тот факт, что строительство Нагаевской культбазы положило начало городу Магадану, отрицать невозможно. Акция выбора места расположения Нагаевской культбазы является той исторической развилкой, "точкой бифуркации", которая предопределила локализацию, топографию и самое имя будущего города. Если бы склоны безлюдной бухты не показались привлекательными культбазовцам в то время, наш город, вполне вероятно, мог бы располагаться в другом месте и носить иное название". ("Вечерний Магадан").
Директор школы № 19 Нинель Плахова:
"К инициативе изменить дату рождения Магадана я отношусь положительно. Ведь первые строители культбазы высадились с парохода "Генри Ривнер" на берег бухты Нагаева в июне 1929 года и сразу приступили к ее строительству. В комплекс культбазы входила и школа — первая в будущем городе Магадане. Вместе с учителями сразу по прибытии включились в свою работу медики, геологи, дорожники. Их вклад в строительство Магадана велик, и о нем нам нельзя забывать". ("Вечерний Магадан")
Историк, ведущий научный сотрудник Краеведческого музея Сергей Ефимов:
"В истории становления нашего города все даты имеют документальное подтверждение, они четко указывают на дату основания — начало строительства города в 1929 году и дату преобразования населенного пункта Магадана в город в 1939 году.
Утверждением даты основания Магадана в 1929 году мы воздадим должное нашим первостроителям, которые ехали сюда в начале 1930-х годов строить город на берегу бухты Нагаева. Строить наш город стали в 1929 году, значит это и есть дата основания. И мы, настоящие коренные магаданцы, это знаем, гордимся и искренне рады, что эта дата станет для нас законной на все времена.
В заключение хочу сказать о том, что уточнение дат основания городов, организаций и предприятий — дело правильное для нас и наших потомков, нужное для восстановления исторической истины. Примером может стать уточнение даты основания газеты "Магаданская правда". С начала 2013 года она изменила ее с 23 июля 1935 года на 1 октября 1932 года, когда вышел первый номер общедальстроевской газеты "Дальстрой". С него-то до сих пор идет валовая нумерация "МП". ("Вечерний Магадан").
Заместитель мэра Магадана Юрий Казетов:
"На сегодняшний день нет четкой концепции по датам образования населенных пунктов. Например, год основания Москвы исходит из летописных упоминаний. Датой основания Владивостока и Хабаровска считается день, когда пришли казаки, забили первый колышек и поставили свой острог. Споры по истории основания Новосибирска привели к тому, что за дату основания решили считать момент создания там железнодорожного переезда.
В Магадане на смотровой площадке "Каменный венец" установлен памятник первопроходцам, где указано, что на этом месте они высадились 22 июня 1929 года. Поэтому нам нельзя не отдать дань тем людям, которые его строили. Нужно чтить память о них.
На данный момент у нас две даты празднования — основания и присвоения статуса". ("Вечерний Магадан").
Бывший председатель городской общественной палаты Олег Дудник:
Перенос основания Магадана это не "переиначивание истории", а восстановление исторической справедливости. Город существовал уже с 1929 года. Ассоциация социологов опросила более 4 тысяч человек, из них 56 процентов высказались "за". Получено положительное экспертное заключение ученых СВКНИИ. После чего вынесено предложение в городскую Думу". ("АИФ-Магадан").
Однако, как оказалось, ученые СВКНИИ не согласны с переносом даты рождения Магадана.
К. и. н, заведующий сектором археологии и истории СВКНИИ ДВО РАН Александр Лебединцев:
"На наш взгляд, перенос дня основания Магадана не обоснован, поскольку создание культбазы в бухте Нагаево не предусматривало образования населенного пункта с постоянно проживающим населением. Создавались такие учреждения в глухих изолированных районах, вдали от населенных пунктов, особенно русских поселений, в местах сосредоточения в основном кочевого населения.
Культбаза являлась социально-культурным учреждением. Деятельность ее носила узковедомственный характер. Утверждение о том, что город существовал с 1929 года, — неверно. Постройки культбазы не подпадают под понятие "рабочий поселок".
Существуют различные версии о том, что в 60-80-е годы, 90-е или 10-15 лет назад инициаторы переноса даты основания города пытались этого добиться. Насколько это достоверно, неизвестно. Но сам факт безуспешности этих попыток показывает, что руководство города все же не решалось на этот шаг.
Вопрос о переносе даты основания города Магадана широко не обсуждался. Утверждение о том, что ученые СВКНИИ дали положительное экспертное заключение, не верно. Согласно выписке из протокола заседания секции общественных и гуманитарных наук СВКНИИ ДВО РАН от 25 марта 2015 года, мнения ученых разделились, и общего решения не было сделано. Голосованием такие серьезные вопросы не решаются. Научные сотрудники сектора археологии и истории СВКНИИ (6 человек) посчитали, что дата основания города Магадана может быть определена на основе Указа Президиума Верховного Совета СССР о присвоении Магадану статуса города (14 июля 1939 г.). Эту точку зрения поддержали многие ученые-геологи научно-исследовательского института.
Сотрудник Магаданского краеведческого музея кандидат политических наук Антон Волчков заявил, что коллектив музея поручил ему озвучить общее мнение как результат неформального обсуждения о том, чтобы считать дату основания Магадана с момента образования культбазы. Как потом выяснилось, директор музея д.и.н. Александр Орехов и старший научный сотрудник к. и. н. Александр Навасардов имели противоположную точку зрения. Тщательного анализа всех фактов музеем не проводилось". ("АИФ-Магадан").
К. и. н., заведующая кафедрой всеобщей истории СВГУ Галина Пустовойт:
Мы пришли к заключению, что перенос даты необоснован и противоречит закону.
Культбаза не может считаться основанием города, это был поселок, временный переселенческий пункт.
Городская же Дума не вправе исправлять Указы вышестоящих инстанций, не в ее это полномочиях". ("АИФ-Магадан").
Д. и. н, профессор Анатолий Широков:
"Первое упоминание о Магадане в письменном источнике относится к Приполярной переписи 1926–1927 годов. Там четко указан топоним "Магадан" и количество жителей — 4 человека. Не было бы более "исторически справедливым" взять это время за основание Магадана?". ("АИФ-Магадан").
Председатель Союза журналистов Магаданской области Павел Жданов:
"Подтягивание под основание появление Нагаевской культбазы на берегу бухты, наивно. Первое — культбаза потому Нагаевской называется, что находилась в поселке Нагаево. Второе — поселки Нагаево и Магадан срослись или, если угодно, объединились значительно позже, а до присвоения городу статуса и численность населения в них указывалась как у самостоятельных единиц". ("Вечерний Магадан").
ИА MagadanMedia также спросило у читателей, поддерживают ли они перенос даты основания города. В голосовании приняли 256 жителей Колымы. Большинство пользователей отметили, что не считают этот вопрос главной проблемой региона. Другим популярным ответом стал отказ от переноса даты. Восстановить историческую справедливость захотели лишь 16% читателей. Среди голосующих оказались и те, кому все равно — 9%.
Сегодня, 14 июля, информационное агентство решило напомнить читателям, по ходатайству Хабаровского крайкома ВКП(б) и крайисполкома Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 14 июля 1939 года в составе Хабаровского края был создан Колымский округ "с преобразованием населенного пункта Магадан в город".
Участники Первой Колымской экспедиции Юрия Билибина. Автор фото: снимок из социальных сетей
В 1928 году первая Колымская экспедиция Юрия Билибина положила начало детальному изучению Колымы. Достоверные сведения об экономике края были получены гидрографической экспедицией Ивана Молодых, который рекомендовал бухту Нагаева как удобную для сооружения порта и исходную точку строительства дороги.
13 октября 1928 года Ольский райисполком принял решение о постройке Восточно-Эвенской (Нагаевской) культбазы, а 22 июня 1929 года на берег бухты вышли первые строители, приступив к сборке трех жилых домов, школы, ветеринарного пункта, больницы и здания интерната.
В 1930 году от моря прорубили просеку к Магаданке, где появились строения культбазы, фактории, базы "Союззолото". Поселок Нагаево стал центром вновь образованного Охотско-Эвенского национального округа. Когда в ноябре 1931 года на пароходе "Славстрой" прибыли демобилизованные воины Особой Краснознаменной Дальневосточной армии, население увеличилось сразу с 500 до двух тысяч человек. Запестрел палаточный — "ситцевый" — городок, а палаточная улица была названа именем командующего Дальневосточной армии Василия Блюхера.
В ноябре 1931 году был создан "Государственный трест по промышленному и дорожному строительству в районе Верхней Колымы "Дальстрой". 4 февраля не приспособленный для плавания во льдах пароход "Сахалин" подошел к воротам бухты Нагаева. Дальше его не пустил лед. На "Сахалине" прибыла группа руководителей треста во главе с первым директором "Дальстроя". Пароход доставил и первую группу заключенных.
Пароход "Сахалин". Автор фото: фото из социальных сетей
Место для постройки опорной базы Эдуард Берзин выбрал в трех км от бухты. За короткое время на берегах реки Магаданки построили бараки, механические мастерские, лесопильный заводик с 13-километровой узкоколейкой для подвозки леса. Побывавший здесь летом 1932 года Сергей Обручев писал:
В долине речки на просторной и свободной площадке построен городок Магадан — современная столица побережья. Из него в Нагаево ходят автобусы (пока еще грузовики со скамейками), и даже, как говорят, цивилизация зашла так далеко, что в этих автобусах надо остерегаться воров.
Автобус Нагаево — Магадан — Нагаево. Автор фото: фото из социальных сетей
В октябре 1932 года из Ленинграда прибыли первые 20 двухэтажных щитовых домов. Буквально через месяц они были собраны, так появились улицы Советская и Коммуны. Вступил в строй и первый деревянный водопровод.
На берегу Магаданки, в районе современного 31-го квартала, вырос кирпичный завод, работавший на местных суглинках. Кирпича не хватало, и в качестве утеплителя на стройке использовался прессованный мох. На четвертом км возник глинобитный городок. Первые кирпичные здания — два трехэтажных жилых дома — стали возводить в 1933 году. Первыми общественными зданиями были электростанция и телеграф.
Дом связи (центральный телеграф). Снимок 1960-х годов. Автор фото: архив Александра Глущенко
Летом следующего года был сдан в эксплуатацию 50-метровый причал, а 29 декабря 1934 года магаданцы принимали пароход "Уэлен". С его палубы опустили четыре отечественных самолета. На них летчики совершали поистине героические вылеты — от ледовых разведок до длительных тысячекилометровых полетов без карт.
В том же году открылся техникум для подготовки горнопромышленных, сельскохозяйственных и педагогических кадров. Появились своя постоянная газета "Советская Колыма", издательство, музей. В мае 1935 года началось строительство четырехэтажной школы № 1 по проекту, присланному Недеждой Крупской по просьбе Эдуарда Берзина.
Магаданская средняя школа №1, 1947 год. Автор фото: архив Александра Глущенко
В декабре 1935 года введены в эксплуатацию судокотельный, механический и кузнечный цеха Марчеканского завода, где начали выпускать стальные катера, сухогрузные и нефтеналивные баржи. Через два года самостоятельным предприятием стал авторемонтный завод.
В 1936 году была установлена радиосвязь с материком. Магаданцы услышали голос московского диктора.
Вначале город рос как база для снабжения колымских приисков, куда и велась трасса, отправлялись основные силы геологов, горняков, строителей. Учитывая отдаленность от месторождений, плохой климат побережья, Эдуард Берзин планировал не развивать Магадан, а выстроить главный город золотодобывающего края на Колыме, в устье реки Таскан. Были предложены и другие варианты — в устье Оротукана, в районе нынешних поселков Стекольный и Уптар. Этим планам не суждено было сбыться.
Паровой экскаватор. Автор фото: архив Александра Глущенко
С 1937 года прямое подчинение Дальстроя ЦК ВКП(б) и НКВД определило структуру Колымы и особый характер ее деятельности. Это, естественно, отложило отпечаток и на город, ставший пропускными воротами Севвостлага. Основной рабочей силой здесь на долгие годы стали заключенные. Сотни тысяч людей, пострадавших в годы политических репрессий 30-50-х годов, прошли путь от Нагаевского порта до самых дальних приисков и поселков.
Заключенные на работе в шахте. Автор фото: фото из социальных сетей
В городе осталось немало немых свидетелей тех роковых лет. Архивные документы, музейные экспонаты, строения УСВИТЛа и могильные надгробия долго еще будут напоминать о трагических страницах жизни опорного пункта "Архипелага ГУЛАГ". Историки и краеведы нанесли на карту региона 250 сталинских лагерей. По материалам ОУРЗ ГУЛага в архипелаге погибло около 1,6 млн человек, 800 тысяч прошли через колымские лагеря.
Александр Солженицын как-то назвал Магадан "полюсом лютости". Лютость политической системы 30-50-х годов куда как превосходила природную суровость Крайнего Севера. Она смертельным холодом пронизывала души пригнанных сюда со всей страны людей. Почти всегда далеко не худших. Главный конструктор Сергей Королев, этнограф Нина Гаген-Торн, доктор философии Леонид Кертис, историк русской архитектуры Леонид Вагнер, терапевт Антон Вальтер, солистка Киевского оперного театра Евгения Юдкевич, художники Исаак Шерман и Леонид Вегенер, композитор и дирижер Петр Ладирдо, талантливый пианист Ананий Шварцбург, литературовед, лектор Лондонского университета Дмитрий Святополк-Мирский, актер Георгий Жженов и многие другие.
Уже в 1937 году Малая Советская энциклопедия представляла Магадан как новый город, центр Верхне–Колымского горнопромышленного района. Городом именовался он и в приказах Дальстроя. Но официально Магадан получил этот статус Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 14 июля 1939 года.
В апреле 1941 года введено в эксплуатацию здание главного управления "Дальстроя" (позже здесь обосновалось "Северовостокзолото"). Оно выделялось масштабом среди других зданий. Авторы проекта архитектор Н. Н. Юргенсон, конструктор В. Г. Дроздов. В октябре того же года закончилось строительство Дома культуры (с 1946 года — театр имени Горького), которое велось архитекторами Е. В. Сомовым и И. В. Поляковым, конструктором В. Г. Дроздовым. Город обрел свой деловой и общественный центр.
Бывшее Колымское шоссе, сейчас — проспект Ленина. Автор фото: фото из социальных сетей
В Великую Отечественную войну Магадан жил единым стремлением со страной: сделать все для победы над врагом. В эти тяжелые годы вступил в строй стекольный завод на базе местного вулканического пепла. Промкомбинат изготавливал рабочую одежду и обувь, штамповал пуговицы, ложки, ветошь шла на производство ваты. Кожевенный завод давал клей, мыло, щетки. Начала выпуск кондитерских изделий макаронная фабрика. Автомобили были переведены на газогенераторное топливо.
Напряженным трудом магаданцы помогали фронту. В 1942 году в действующую армию фронтовикам отправили целый эшелон с подарками. А всего на Колыме было собрано на оборонные мероприятия около полумиллиарда рублей. Звено бомбардировщиков "Комсомол Колымы", авиаэскадрилья "Советский полярник", самолеты "Дальстроевец", "Колымский колхозник", "Общественница "Дальстроя", танковая колонна "Пионер Колымы" — вот далеко неполный перечень боевой техники, построенной на средства колымчан. С оружием в руках воевали многие магаданцы. Комсомолец Иван Скуридин погиб в боях за освобождение Ленинграда, повторив подвиг Матросова. В числе героев также наш земляк С. И. Шершавин. Честно сражались и многие бывшие заключенные.
Супруги-танкисты Бойко. Автор фото: архив Александра Глущенко
После войны через Магадан пошли новые этапы с зэками, большей частью советские военнопленные, освобожденные из гитлеровских лагерей. Они строили дороги, новые прииски на Колыме, Индигирке. Их труд широко использовался при возведении зданий в Магадане. И не все сумели выжить в жестоких условиях Севера и каторжных работ — многие реабилитированы посмертно.
В августе 1945 года прибыл "Феликс Дзержинский" с двумя тысячами девушек на борту, приехавших на Колыму по комсомольским путевкам. Многие из них на десятилетия соединили свою жизнь с суровым краем. К ним принадлежит и заслуженная учительница школы РСФСР, директор гуманитарного лицея Вера Ефимовна Гоголева, которая ушла из жизни в 2014 году.
Пароход "Феликс Дзержинский" (бывший "Николай Ежов").. Автор фото: архив Александра Глущенко
С окончанием войны наступил качественно новый период развития северного края и его центра. За последующие десятилетия Магадан превратился в крупный административный, финансовый, научный и культурный центр, где берут истоки все жизнеобеспечивающие артерии территории. В развитии науки, образования, здравоохранения Магадан в это время занимал лидирующее положение в Российской Федерации. Трудно переоценить важность создания в городе Северо-Восточного комплексного научно-исследовательского института Сибирского отделения АН СССР, филиала Тихоокеанского института рыбного хозяйства и океанографии, позднее — института биологических проблем Севера и Магаданского зонального НИИ сельского хозяйства Дальнего Востока.
Постановлением Совета Министров РСФСР № 1761 от 22 ноября 1960 года в Магадане создан Магаданский государственный педагогический институт. Сегодня, бывший МГПИ — крупнейший в регионе Северо-Восточный государственный университет.
Магаданские ученые внесли большой вклад не только в решение проблем области и региона, но и в отечественную науку в целом. И мы гордимся тем, что два подразделения академической науки долгие годы возглавляли Почетные граждане города Магадана Николай Шило и Борис Гарбарец.
Отличительной чертой этого периода в жизни города стало комплексное развитие строительства. В пик строительной индустрии весь Магадан представлял собой огромную строительную площадку. Город ежегодно получал свыше 100 тысяч кв. метров жилья, по несколько школ, детских садов, других объектов социально-культурного и производственного назначения.
Кинотеатр Горняк и Дом пионеров. Автор фото: фото из социальных сетей
60-80-е годы, без преувеличения, были периодом формирования города нового типа. Его исторический центр, построенный по проектам ленинградских зодчих, органично дополнили современные микрорайоны. Благоустроенными стали улицы, площади, скверы. И, конечно, не случайно в когорту Почетных граждан Магадана вошли люди, непосредственно связанные с архитектурным преобразованием города: Иван Лукин, Алексей Жарких, Герман Максименко.
Сегодня Магадан — это современный город со сложной инфраструктурой, которая, по сути, определяет доступность и качество городской среды. С каждым годом Магадан заметно преображается: строятся новые жилые дома, ведется благоустройство улиц, площадей, парков и скверов, реконструируются исторические и культурные памятники.
___________
18+. Информационное агентство MagadanMedia (МагаданМедиа), регистрационный номер ИА № ФС 77 — 76865 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций 01.10.2019