Сталин разрешил построить свой танк магаданцам Ивану и Александре Бойко 72 года назад

На создание тяжелой бронемашины супруги потратили 50 тысяч рублей личных сбережений и сами стали экипажем ИС-2 "Колыма"
День в истории
Экипаж "семейного" танка Бойко одет в короткие кожаные куртки поверх офицерского обмундирования.
Фото: Журнал "Огонёк" (Лето 1944).

10 февраля 2015. Газета "Советская Колыма" в номере от 10 февраля 1943 года опубликовала письмо супругов Ивана и Александры Бойко Иосифу Сталину, в котором чета колымчан просила верховного главнокомандующего отправить их на фронт и разрешить им воевать на построенном на свои деньги танке. В лаконичном ответе говорилось: "Благодарю вас, Иван Федорович и Александра Леонтьевна, за заботу о Красной Армии. Ваше желание будет исполнено. Примите мой привет, И. Сталин", сообщает ИА MagadanMedia.


Супруги-танкисты Бойко, Фото с места события из других источников. Автор фото: фото из архива Александра Глущенко

В 1938-м из Владивостока прибыл в Магадан недавний еще краснофлотец Иван Бойко. Получил на Магаданской автобазе тяжеловесный "Ярославец" и пошел колесить на нем по Колымской трассе. В первый же год молодого парня избрали делегатом V Всеколымской конференции комсомола. Как лучший шофёр в 1941 году был отмечен знаком "Отличник-дальстроевец".

А для 22-летней Александры Моришевой поворотным оказался год 1940-й. К тому времени были у нее уже за плечами Киевский химико-технологический техникум и пара лет работы на спиртзаводе в Башкирии. Немного, конечно, но для того, чтобы по договору на Север махнуть, хватило. Отдел кадров Дальстроя направил ее работать контролером-комплектовщиком в контору общего снабжения. А в конце этого же года стала Александра носить фамилию Бойко.

Грянула война. В 42-м Ивана как лучшего шофера включили в состав делегации дальстроевцев, отправившихся с эшелоном подарков для бойцов на фронт. Вернувшись, рассказал, как тяжело приходится там. И решили молодые свою лепту в победный исход войны внести – 50 тысяч рублей сбережений в Фонд обороны перечислить, а заодно и письмо Верховному Главнокомандующему отправить. С просьбой: разрешить им воевать на построенном за эти деньги танке. Долгожданный ответ Бойко получили 10 февраля 43-го года.

По приказу начальника Дальстроя Ивана Никишова были освобождены от работы шофер автобазы № 6 управления автотранспорта Иван Бойко и работница треста "Колымснаб" Александра Бойко, направляющиеся добровольцами на фронт.

В ноябре 1943 года по ускоренной программе супруги Бойко окончили Челябинское танковое училище, но лишь в мае 1944 года колымчане были направлены в 48-й полк 5-го танкового корпуса, а в начале июня они получили под Тулой именной тяжелый танк ИС-2: Александра была назначена его командиром, а Иван — механиком-водителем.


Гвардии подполковник Д. Гойзман вручает супругам Бойко с экипажем танк ИС-2, Фото с места события из других источников. Автор фото: фото с сайта oper.ru

Как писал историк и краевед Сергей Ефимов, уже через несколько дней, в боях у деревни Малиновка, танк Бойко таранил немецкую "пантеру". Ранения, контузия... Но начинает расти и их боевой счет, счет уничтоженных танков и орудий противника. Открыт счет и первым наградам: в августе 44-го Александра Леонтьевна получила орден Отечественной войны 1 степени, Иван Федорович - орден Красного Знамени. В сводке Совинформбюро говорилось: "Экипаж танка, где командиром, младший техник-лейтенант Александра Бойко, и водителем, младший техник-лейтенант Иван Бойко, за две недели уничтожил пять танков и два орудия противника". На борту их танка была выведена надпись: "Колыма"...

Бои в Прибалтике, Польше, Чехословакии - таковы вехи фронтового пути супругов Бойко, семейного экипажа боевой машины. Праздник Победы они встретили в Праге.


Генерал-лейтенант танковых войск Н. Фекленко встречается с супругами Бойко в госпитале в Москве, Фото с места события из других источников. Автор фото: Журнал "Огонёк" (сентябрь 1944)

После войны прославленные, но уже бывшие танкисты вернулись в родной Магадан. Иван Федорович семь лет проработал здесь заместителем начальника четвертой автобазы, а Александра Леонтьевна – директором хлебозавода. Дважды, в 1947 и 1953 годах, она избиралась депутатом Магаданского городского Совета трудящихся.
В середине 50-х годов судьба распорядилась так, что пути-дороги супругов разошлись. Но ни раз еще встречались они на сборах однополчан, воинов-освободителей. А в 1989 году ветераны были приглашены на празднование 50-летия Магадана – города их вечной памяти.

Помнит о них и город, навсегда вписавший имена Александры Леонтьевны и Ивана Федоровича Бойко в славную когорту почетных граждан Магадана.

Смотрите полную версию на сайте >>>


Следующая новость