MagadanMedia, 11 июня. Сегодня в подкасте "Ваши уши" — интервью с магаданским художником Филиппом Куценко.
Динамичные изображения пляшущих скелетов, голых нимф, ведьм населяют мир из пенящихся волн и человекообразных деревьев. Здесь современные сюжеты переплетены с гротескным фантасмагорическим миром эпохи средневековья.
Родился 25 мая 1984 года в Магадане. Окончил Профессиональный лицей № 1 (Магадан). В 2009 году увидел иллюстрации Генриха Клея и решил, что "уметь так рисовать было бы полезно". Для его работ характерна скрупулезность в изображении батальных сцен, драк, танцев, а все герои выписаны по законам человеческой пластики и анатомии.
Главные темы творчества — жизнь и смерть, внимание к внутреннему миру человека и его духовности. Автор порой и сам не может объяснить сюжетику своих произведений, а зрителю вполне могут прийти на ум и работы Гюстава Доре, Франсиско Гойи, Виталия Ильина (Барандаша)...
Рисует тушью, карандашом. Занимается книжной графикой. Дебютировал в 2015 году с работой "Разбойники" на выставке "Художник и книга. Книжная графика и иллюстрация в творчестве магаданских художников".
В 2016 году в издательстве вышла книга А. Якубек "Не буквально" с иллюстрациями Филиппа. В 2021 году проиллюстрировал книгу А.Гарипова "История Керидж-сити: повести трущоб".
— Расскажи, где ты и когда ты родился? Чем ты любил заниматься в детстве?
— Я родился в 1984 году в Магадане. В моём детстве было очень много всякой научной фантастики, фильмов про пришельцев, чудовищ, монстров, фильмов ужасов — всё это вдохновляло на творчество. Однажды бабушка купила мне пластилин. Так я стал лепить своих монстров, своих героев, целые армии. В общем, я любил всё, что любили дети того времени: смотреть фантастику, играть в игры и лепить из пластилина.
Работа Филиппа Куценко. Фото: Филипп Куценко
— Кем ты работаешь?
— Я работаю дворником и разнорабочим.
— Помнишь, когда впервые начал рисовать? Что тогда нарисовал?
— Это было в школе. Как и многие, я что-то малевал в тетрадке на уроках от скуки. Впервые осознанно я нарисовал иллюстрацию к "Робину Гуду".Это была массовая сцена: Робин Гуд стоит рядом с королём Артуром в окружении своих товарищей. Хотя, возможно, я путаю — может, это была сцена сражения, где люди колют друг друга пиками и рубят топорами. Точно не помню. Мне было очень интересно рисовать людей в движении. Такие изображения всегда интереснее рассматривать, поэтому мои первые рисунки — это нагромождение черт знает чего и кого.
Работа Филиппа Куценко. Фото: Филипп Куценко
— Как проходит твой день, когда ты рисуешь? Есть ли у тебя какие-то ритуалы подготовки к творчеству?
— Мой день проходит просто. Я встаю в шесть утра, иду на работу, возвращаюсь вечером. Немного отдохнув, начинаю рисовать. Регулярно — два часа в день. Этого времени достаточно. Раньше я рисовал больше, находил время рисовать для себя, и для кого-то. Сейчас решил не тратить силы на переделывание — иначе ходишь по кругу, перерисовываешь одно и то же. Можно очень долго вырисовывать какую-то деталь, а в итоге так ничего и не добиться. Учусь делать так, чтобы получалось сразу, как я хочу, не возвращаясь к старым работам — в зависимости от настроения. Не хочу, чтобы рисование превращалось в рутину. Это должно быть в удовольствие. Иначе — какой смысл?
Работа Филиппа Куценко. Фото: Филипп Куценко
— Кто входит в число твоих любимых художников?
— Дюрер и Рембрандт — два художника, настоящие столпы графики. Мистика Дюрера — это просто удивительный средневековый дух. Это мистический, загадочный художник. Рембрандт — это мельчайшие детали, прекрасная работа с тенями, удивительная фантазия. Каким нужно обладать воображением, чтобы нарисовать настолько детальные и проработанные вещи! На самом деле, художников, которые вдохновили меня, гораздо больше. Я постоянно нахожу новых и продолжаю учиться. Иллюстрации Генриха Клея я увидел довольно поздно — мне уже было около двадцати лет
Работа Филиппа Куценко. Фото: Филипп Куценко
— Что именно в них тебя зацепило?
— В них, как мне тогда казалось, не было ничего особенно сложного. Но при этом они были очень динамичными и живыми. В них была энергия, в отличие от работ классических художников. Его быстрые рисунки полны действия — в них всегда множество персонажей, животных, людей, машин. Но чтобы так рисовать, нужно быть настоящим мастером.
— Как думаешь, Магадан как-то повлиял на твои рисунки?
— Нет, Магадан на меня вряд ли повлиял. На меня больше повлияли культура, музыка, фильмы, книги.
Работа Филиппа Куценко. Фото: Филипп Куценко
— В твоих работах много движения. Почему тебя тянет именно к таким, динамичным сюжетам?
— Сам процесс рисования чего-то в движении гораздо интереснее, чем рисование статичных фигур. Потому что труднее предсказать, чем закончится такой сюжет. Больше свободы для воображения, как мне кажется. Ну и, конечно, в динамике ярче выражаются эмоции — злость, радость. Всё это в движении фигур выглядит очень живо, не статично. Ты как будто становишься свидетелем чего-то, что происходит в эту секунду.
Работа Филиппа Куценко. Фото: Филипп Куценко
— Что тебя вдохновляет? Музыка, кино, игры, живопись?
— Меня вдохновляют работы других художников — и старых, и современных: Ким Чон-ги, Сэм Вульф, Аллен Уильямс. Также — инструментальная музыка и видеоигры. Сейчас прохожу "Вуконг" — удивительно красивая игра. Сколько труда приложили авторы! Настоящее произведение искусства, прекрасная работа художников. Она наполнена восточной мистикой, о которой я раньше даже не подозревал.
— Какая у тебя любимая картина из твоих работ?
— У меня нет "любимого" рисунка. Есть те, которые получились хуже, а великолепных — не припомню. Мне нравятся мои старые рисунки. В них было больше понимания, чего я хочу; они были проще и живее. Однажды я разочаровался в них — они показались мне детскими. Я решил, что пора рисовать что-то серьёзное, масштабное. Но теперь понимаю, что ошибся. Ничего нового я не приобрёл. Я продолжаю учиться.
Работа Филиппа Куценко. Фото: Филипп Куценко
— Если бы ты мог проиллюстрировать любую книгу, то какую бы выбрал?
— Я бы хотел проиллюстрировать книгу о короле Артуре и рыцарях Круглого Стола. Это прекрасная история о сильных людях, о романтике средневековья, о мистике и магии. Это просто очень красиво.
— Что бы ты посоветовал начинающим художникам?
— Начинающему художнику нужно ставить перед собой сложные задачи. Решая их, ты всегда чему-то научишься. Не так уж и интересно рисовать что-то простое — так можно утратить весь интерес и вдохновение. А без этого дело не пойдёт. Учись у авторов, которые тебе нравятся. Выбирай их самые сложные работы. Не срисовывай один в один — твоё воображение должно работать: стараться, подмечать детали. Так твой набор инструментов станет богаче, и ты сможешь нарисовать то, что хочешь.
Работа Филиппа Куценко. Фото: Филипп Куценко
— Бывал ли ты на колымской трассе? С чем она для тебя связана?
— На Колымской трассе я не был, но о ней рассказывают всякие ужасы. Это опасная дорога, которую строили заключённые. Время от времени там гибнут люди. В общем, ничего хорошего.
— Вопрос от предыдущего гостя (главреда MagadanMedia Юлии Чухломиной): где, на твой взгляд, находится сердце мира?
— Сердце мира — это не какое-то место или страна. Сердце мира — в людях, способных на сочувствие и сострадание, в тех, кто не остаётся равнодушным, кто обладает волей идти на жертвы, противостоять злу, даже тогда, когда нет надежды на победу. В романтиках, которые умеют ценить красоту. Именно в таких людях — настоящее сердце мира.
Работа Филиппа Куценко. Фото: Филипп Куценко
— Твой вопрос для следующего гостя.
— Какая разница, кто нарисовал картину, написал книгу или снял фильм? Может быть, гораздо важнее то, что видят в ней зрители? Зачем произведению нужен автор? Может, без него можно обойтись? Тем более, если произведение может создать машина.
— Что бы ты хотел пожелать человеку, который будет читать это интервью?
— Я желаю тому, кто прочтёт это, относиться ко всему написанному с иронией и не принимать ничего всерьёз.
"Ваши уши" — независимый проект. Подписывайтесь и делитесь с друзьями. Так вы не пропустите новый выпуск и поможете нам.
Дополнительные материалы — в телеграм канале.