Перевод по номеру карты уходит в прошлое: как СБП изменил привычки россиян

Почему клиенты массово перешли на переводы по телефону
Перевод по номеру карты уходит в прошлое: как СБП изменил привычки россиян
Чаще всего россияне переводят деньги по номеру телефона
Фото: Илья Аверьянов, ИА PrimaMedia.ru

25 марта. Согласно последним данным Банка ДОМ.РФ, в 2025 году доля переводов по номеру карты сократилась до менее 1%, в то время как через Систему быстрых платежей (СБП) по номеру телефона проходит свыше 99% операций. 

Этот тренд стремительно набирает обороты. Так, если в 2023 году 90% переводов в мобильном банке делались через СБП, то к концу 2024 года показатель достиг 97%, а сейчас продолжает расти.

Эксперты объясняют такую популярность СБП несколькими главными причинами. Во-первых, это удобно. Больше не нужно вводить длинные номера карт, достаточно знать телефон получателя. 

Во-вторых, так снижаются риски ошибок и мошенничества. Наконец, с мая 2024 года отменили комиссии за переводы до 30 млн рублей в месяц, что сделало СБП еще привлекательнее для пользователей.

Объем операций через СБП показывает взрывной рост. В 2024 году сумма переводов увеличилась в 4,8 раза по сравнению с предыдущим годом, а за первые два месяца 2025 года — сразу в пять раз.

По словам Николая Козака, заместителя председателя правления Банка ДОМ.РФ, СБП стал стандартом для повседневных платежей, и клиенты уже не хотят возвращаться к переводам по реквизитам карт.

Аналитики связывают резкий рост активности с двумя основными причинами. Во-первых, отмена комиссий позволила клиентам свободно перемещать средства между разными банками в поисках лучших условий. Во-вторых, повышение ставок по вкладам, особенно для новых клиентов, спровоцировало волну межбанковских переводов.

Эряния Бочкина, аналитик Banki.ru, отмечает, что банки, теряя доходы от комиссий, вынуждены перестраивать бизнес-модель. Но зато клиенты получили беспрецедентную свободу в управлении своими финансами.

Прогнозы специалистов однозначны: к 2026 году доля СБП-переводов может превысить 99,5%, а банкам придется активнее развивать дополнительные сервисы, такие как кэшбэк и премиальные услуги, чтобы удерживать клиентов.

Смотрите полную версию на сайте >>>