27 февраля. Проблему с опасными лифтами в России могут решить за счет россиян: в квитанциях за ЖКХ может появиться новая строка.
Каждый пятый лифт в стране выработал свой срок эксплуатации, а количество нарушений при их обслуживании за год выросло в четыре раза, подсчитали в Ростехнадзоре. Несмотря на угрозу безопасности, многие лифты продолжают использоваться, а решения проблемы пока нет. Эксперты предполагают, что расходы на замену и ремонт устаревшего оборудования могут быть переложены на граждан через повышение коммунальных тарифов.
Пока единственное, что предлагают чиновники, — продлить срок службы устаревшего оборудования.
Так, в феврале 2023 года истек 25-летний срок эксплуатации 140 тысяч лифтов, но их использование было продлено из-за отсутствия средств на замену. Еще в мае 2023 года глава "Дом.РФ" Виталий Мутко заявил, что срок службы десятков тысяч лифтов будет увеличен с 25 до 30 лет. Однако, как отмечают эксперты, это лишь временная мера, которая не решает проблему.
В 2024 году зафиксировано 5,6 тысячи нарушений при эксплуатации лифтов, что в четыре раза больше, чем в 2023 году. При этом реальная ситуация может быть ещё хуже, так как не все аварии и неполадки попадают в официальную статистику.
Эксперты указывают на недостатки в конструкции лифтов как российского, так и иностранного производства.
Например, отключение электричества может привести к потере управления лифтом, что создает угрозу для жизни и здоровья пассажиров.
По словам председателя правления Союза жилищных организаций Константина Крохина, в прошлые годы из-за недосмотра правительства Ростехнадзор был лишен полномочий проводить проверки, и это привело к ухудшению ситуации. Кроме того, санкции против России ограничили доступ к качественным скоростным лифтам, а отсутствие контроля и квалифицированных кадров усугубило проблему.
Депутат Госдумы Александр Якубовский подтвердил, что проблема устаревшего лифтового фонда существует, и ее решение требует времени. В 2023 году был предложен законопроект, ужесточающий требования к компаниям, занимающимся эксплуатацией лифтов. Однако пока темпы замены оборудования остаются низкими.
В России на учете стоит около 590 тысяч лифтов, из которых 26% иностранного производства. В таких регионах, как Ульяновская, Ярославская и Мурманская области, доля опасных лифтов превышает 40%.
Эксперты связывают сложившуюся ситуацию с нехваткой квалифицированных кадров и низкими зарплатами в отрасли.
Вероятно, власти будут решать проблему за счет повышения тарифов, что может отразиться на кошельках граждан, по пока есть ощущение, что проблема пущена на самотек, а чиновники рассчитывают на "авось" вместо реальных решений, передает "Царьград".