23 февраля. Василий Образцов уже давно пишет о Колыме и Магадане, о событиях и людях, повлиявших на историю региона. Совместный проект ИА MagadanMedia и сайта "Моя родина — Магадан" — новый взгляд на родные места.
Вот любопытный приказ от 24 января 1952 год: "Приказ ГУСДС № 33 сообщает, что бульдозерист прииска "Хета" Г. М. Аксютин, взяв в 1950 г. на социалистическую сохранность бульдозер № 39357, проработал без капитального ремонта 6589 машино-часов и выдал 105 504 куб. м горной массы. Проводя своевременный профилактический ремонт, Г.М. Аксютин сэкономил около 100 тыс. руб. и выполнил трёхлетний объём работ. За достижение высоких показателей в работе и рациональное использование техники он награждён значком "Отличник социалистического соревнования золотоплатиновой промышленности" и денежной премией в размере месячного оклада. В этом же приказе руководству ЮЗГПУ и производственно-техническому управлению Дальстроя рекомендуется изучить опыт работы Аксютина и распространить на предприятиях".
Из интервью бульдозериста Аксютина: "Когда в 1950 году я впервые сел за штурвал машины, я понял, что мне доверили большое и почётное дело.
Условия эксплуатации бульдозера у нас тяжёлые. Вот почему особое значение приобретает уход за механизмами. Моя бригада, приняв бульдозер на социалистическую сохранность, строго выполняла инструкцию по уходу за машиной. Так, перед началом работы бульдозер тщательно осматривался, и все обнаруженные мелкие дефекты устранялись силами машинистов. Наружное крепление перед началом смены должно быть подтянуто, проверено состояние крепёжных деталей. Особое внимание мы обращаем на состояние сварных соединений, все трущиеся части тщательно и своевременно смазываем.
Наша машина № 39-357 отработала два промывочных сезона без капитального ремонта. За это время мы переработали 105 тысяч кубометров горной массы, а время эксплуатации машины составило 6795 машино-часов. Таким образом, выработка бульдозера в межремонтный период почти в три раза превышает плановую".
Из капитального ремонта машина Аксютина пришла позже других. И, в то время как другие машинисты уже обкатывали машины, Аксютин всё хлопотал вокруг своего бульдозера, придирчиво осматривая каждую его деталь. А придираться было к чему,— Спорнинский авторемонтный завод с недочётами отремонтировал бульдозер машиниста. Вместе с бригадиром возились у машины и сменные машинисты.
Когда начался новый промывочный сезон, за 15 дней Аксютин выполнил июньский план.
Форсировался на прииске и ремонт горного оборудования. Работники механической службы к середине января подготовили к промывочному сезону около 50% горного оборудования.
В механическом цехе работали четыре слесарных звена. Лучше других трудилось звено, ремонтирующее центробежные насосы и транспортёры. Станочники, занятые на ремонте, ежедневно выполняли технические нормы на 200–250%.
Механизаторы, подсчитав свои возможности, решили завершить весь ремонт в феврале, намного раньше намеченного срока.
В механическом цехе освоили реставрацию некоторых деталей. Так, рационализаторы нашли оригинальный способ восстановления роликов и бандажей скрубберов при помощи медного шаблона путём электросварки с последующей слесарной обработкой. Это позволило экономить порядка 15 тысяч рублей.
На ОЗГО был выполнен заказ хетинцев — отремонтированы бульдозеры и трактор, заблаговременно отправленные на завод.
По просьбе редакции газеты старшим ревизором ЮЗГПУ Соболевым в январе 1952 года производилась проверка по материалам письма работников горнадзора. Факты, изложенные в письме, подтвердились.
В ходе проверки были вскрыты факты незаконных выплат государственных средств, нарушения финансовой дисциплины, безответственного отношения к сохранности социалистической собственности и нерадивое отношение к делу.
Так, начальник предприятия "Хета" Недайводов незаконно выплачивал премиальные лицам, которые непосредственно не принимали участия в выполнении производственного плана. Несмотря на то, что в июле 1951 года участки предприятия не уложились в себестоимость продукции, за что горняки участков №1, №2 и другие были лишены премиальных, Недайводов, нарушая приказы министерства и главка, распорядился выплатить премиальные всем руководителям подсобно-вспомогательных цехов.
Были выплачены премии заведующему складом, заведующему пекарней, заведующему столовой, заведующему конбазой, работникам конторы предприятия и др.
По мнению Недайводова это был его актив, обеспечивший выполнение производственного плана. На самом же деле Недайводов исказил практику выплаты премиальных, тем самым нанеся материальный ущерб предприятию.
Начальнику предприятия "Хета" Недайводову было указано на формальное выполнение "Положения о премировании" и предложено удержать незаконно выданные премии.
Хорошо трудился коллектив прииска "Хета" в феврале 1952 года, с каждым днём улучшая технико-экономические показатели.
Большой трудовой подъём в коллективе вызвало обращение горняков "Пятилетки" о развёртываниии предмайского социалистического соревнования. Обсудив его, горняки взяли на себя конкретные обязательства и вызвали на социалистическое соревнование горняков предприятия "Днепровский".
Коллектив прииска обязался в честь Первого мая выполнить план добычи металла к 30 августа и дать 20% металла сверх задания, снизить потери металла при извлечении на 2%, построить к началу промывочного сезона 75% приборов, закончить ремонт горного оборудования к 15 апреля.
Стремясь к дальнейшему улучшению качественных показателей, коллектив решил снизить себестоимость основной продукции на 5%, сэкономить не менее 5% электроэнергии и 3% горючего, смазочных и других материалов.
Экскаваторно-бульдозерный парк прииска "Хета" под руководством А. Панченко также активно готовился к предстоящему промывочному сезону. В начале февраля на базу прииска были доставлены первые 5 машин, капитально отремонтированных на заводе. Бульдозеристы монтировали на них лебёдки, отвалы и другое оборудование.
Машины, прошедшие капитальный ремонт, тщательно испытывались. Механический цех готовил к промывочному сезону большую партию запасных частей и деталей. На прииске начались занятия курсов бульдозеристов, на них обучалось 30 машинистов.
На прииске "Хета" в 1952 году промывочный сезон открыл промприбор под руководством Виталия Ревякова.
20 мая вокруг агрегата собралось много народа. Каждый желал быть участником начала горняцкой страды. В торжественную минуту начальник прибора Виталий Ревяков включил рубильник, и тогда заработал транспортёр, завертелся скруббер, наполняя долину грохотом, ударила мощная струя воды. Над эстакадой прибора взвился алый флаг, возвестив о начале горняцкой страды.
Воды было мало, и прибор проработал три часа. Но бригада не унывала. Горняки знали — вода будет. В последующие дни работать приходилось рывками. Каждый час, каждая минута были дороги и максимально использовались для добычи металла.
И вот настал день, когда бригада проработала всю смену, прибор действовал безотказно. В начале июня прибор уже работал круглосуточно. Коллектив бригады прилагал все силы, чтобы увеличить проектную мощность агрегата и промывать песков больше, чем запланировано.
В том, что прибор работает хорошо, была большая заслуга Виталия Ревякова. В дни подготовки к промывке он часто бывал на промприборе, следил за ремонтом эстакады и сам, вместе с механиком участка Гершт принимал активное участие в монтаже оборудования.
— Всё должно быть сделано хорошо, прочно, чтобы комар носа не подточил, — говорил часто Ревяков, требуя высокого качества работ.
— Вот с автоматикой у нас ничего не получилось. — делясь своими сокровенными думами, с сожалением рассказывал Виталий корреспонденту "Советской Колымы", — нет опыта. А ведь судя по работе агрегатов на других предприятиях, на которых установлено автоматическое централизованное управление, — эта вещь нужная и очень ценная. С автоматикой можно было бы вдвое сократить обслуживающий персонал прибора, а это значит снизить расходы средств на добыче металла.
Прибор обслуживала лучшая бригада бульдозеристов Нестерова. Между бульдозеристами и горняками установился тесный контакт, большая трудовая дружба, которая зародилась ещё в 1951 году и помогала им в общей борьбе за металл.
Второй сезон работал Виталий Ревяков начальником прибора, руководя добычей металла.
Ревяков Виталий Ефимович у промприбора. Фото: из газеты «Советская Колыма»
Его профессия в прошлом ничего общего не имела с горняцким делом. Работая директором небольшого клуба железнодорожников, Виталий вряд ли помышлял о горняцкой специальности. В 1950 году вместе с другими молодыми людьми он приехал на Колыму, закончил курсы горных мастеров в Юго-Западном управлении.
Свой трудовой путь Виталий начал с горного мастера, за короткий срок дошёл до начальника промывочного прибора.
В коллективе прииска хорошо отзывались о молодом горняке, его всегда называли в числе лучших начальников промприборов.
— Главное, — Виталий Ревяков, — это внимательнее изучать каждого рабочего с тем, чтобы лучше определить его деловые качества и использовать на той работе, которая ему больше подходит и на которой он может лучше проявить свои способности.
В 1952 году состав бригады значительно обновился, в неё влилось много новичков, не знакомых с работой промприбора и Виталию приходилось кропотливо обучать каждого, требовать от них добросовестного отношения к труду.
— В нашей работе самое важное — это не допускать потерь металла, — говорил в интервью журналисту Ревяков, — а для этого нужно, чтобы рабочие умело регулировали подачу песков и воды, равномерно производили пробуторку колоды.
С утра и до позднего вечера находился Виталий на приборе, вникая во все тонкости работы прибора. Давал задания бульдозеристам, как лучше отрабатывать полигон, чтобы не задеть мёрзлый грунт, следил за работой мотористов и пробуторщиков. Во время пересмены проверял состояние механизмов, наблюдал за смазкой и очисткой узлов агрегата от грунта.
В 1951 году коллектив прибора, руководимый Ревяковым, одним из первых завершил промывочный сезон, дав Родине много металла сверх задания.
По почину коллектива прииска "Мальдяк" в 1952 году в бригаде развернулось социалистическое соревнование за достойную встречу Великого Октября. Горняки изо дня в день наращивали темпы промывки, успешно осваивая проектную мощность прибора.
Вечером 26 мая было особенно многолюдно в клубе прииска. Заслушав обращение коллектива прииска "Мальдяк" и обсудив свои возможности, горняки решили выполнить годовой план досрочно и дать до конца промывки значительное количество металла сверх задания.
— В прошлом году наш коллектив работал по-стахановски и занял первое место в социалистическом соревновании. — говорил начальник прииска Недайводов. — В этом году мы снова приложим все усилия, чтобы также быть первыми в управлении.
В конце мая на прииске вступили в строй ещё два прибора. С первых же дней коллективы этих приборов набрали высокие темпы.
Несмотря на все победные реляции и обязательства, дела на прииске "Хета" обстояли не так блестяще, как хотели это показать руководители прииска.
Как выяснилось позднее, коллектив прииска плохо подготовился к промывочному сезону, к началу добычи касситерита было вскрыто всего лишь пятая часть полигонов, подлежащих отработке.
На самих промприборах имелись существенные недостатки: некоторые из них не были оснащены подшлюзками, отсутствовали лотки для сбора гали, настилку трапов произвели небрежно. Более того, на отдельных агрегатах первой очереди не было оборудования, не производились электромонтажные работы.
В дни, когда многие предприятия уже начали успешно добывать металл, на "Хете" ещё не были полностью укомплектованы бригады, не назначены начальники приборов.
Было затянуто строительство бульдозерных профилакториев, заправочных и моечных пунктов, не был готов и бульдозерный парк.
Одной из причин такого положения дел на прииске было то, что, почив на лаврах, руководители прииска не сумели закрепить достигнутые успехи, не мобилизовали коллектив на достижение более высоких показателей. В результате с окончанием промывки темпы работ на предприятии снизились.
Сказалось и отсутствие чёткого планирования и организационная неразбериха. В четвёртом квартале 1951 года предприятие работало без производственного плана. У большинства работников горного надзора и у самих руководителей в связи с этим появилось благодушное настроение, утратилась требовательность к людям. Подготовка к промывке была пущена на самотёк.
В 1952 году положение мало изменилось. Из-за отсутствия чёткого планирования и плохой организации труда предприятие четыре месяца несло большие убытки. Только на горно-подготовительных работах перерасход достиг огромной суммы, допущен перерасход на сжатом воздухе, строительстве приборов и во вспомогательных цехах.
В трудных условиях оказались механизаторы. В 1952 году все бульдозеры прошли капитальный ремонт на Спорнинском авторемонтном заводе. Качество произведённого ремонта оказалось очень низким, во время обкатки на всех машинах были выявлены серьёзные дефекты, на устранение которых пришлось затратить много сил и средств. В результате бульдозеры вышли на полигоны с большим опозданием.
Но на этом мытарства бульдозеристов не закончились. Им приходилось вести подготовку полигонов на глазок, так как схемы отсутствовали. Работники маркшейдерской службы не побеспокоились заготовить эти схемы заблаговременно. Также, из-за отсутствия схем, полигон на террасе "Эташ" отрабатывался в течение ряда лет с нарушением технологии.
В плохой подготовке прииска к промсезону виноваты были не только руководители предприятия. Долгое в управлении шли разговоры о необходимости слияния "Хеты" с каким-либо другим предприятием, которые прекратились только к началу промсезона. Неопределённость положения расхолаживала коллектив прииска.
Много вопросов возникало и улучшению культурно-бытовых условий горняков. За время работы прииска было построено лишь одно жилое помещение. Крыши производственных построек и домов протекали. В общежитиях и квартирах отсутствовало радио. В помещении, где жили бульдозеристы, было неуютно, в коридорах грязь, в комнатах теснота.
Начальник предприятия Недайводов и главный инженер Тупицын вместо того, чтобы быстрее ликвидировать недостатки и мобилизовать людей на их преодоление, предпочитали ссылаться на трудности…
Коллектив экскаваторно-бульдозерного парка прииска "Хета" также поддержал обращение горняков "Мальдяка" и активно включился в предоктябрьское социалистическое соревнование, взяв на себя повышенные обязательства.
В своём письме в газету "Советская Колыма" механизаторы писали: "Обсудив обращение горняков "Мальдяка", коллектив нашего парка полностью поддерживает его и приложит все силы к тому, чтобы досрочно завершить промывочный сезон, добиться высоких технико-экономических показателей.
Мы с радостью включаемся в предоктябрьское социалистическое соревнование и берём следующие обязательства: выполнить план по переработке горной массы к 15 августа и до конца промывки переработать дополнительно 40% объёмов, сэкономить 2% смазочных материалов и 5% горючего, не допускать неплановых простоев машин, довести коэффициент использования техники до 0,8, подготовить пять специалистов-бульдозерщиков".
Вызываем на социалистическое соревнование коллективы экскаваторно-бульдозерных парков предприятий "Днепровский" и им. 3-й пятилетки".
Обязательство подписали начальник парка Панченко, парторг Останин, механик Орлов, знатные стахановцы предприятия — бригадир экскаватора Чигридов, бригадиры бульдозеров Аксютин, Звягинцев и другие.
В июне успешно работали бригады промприборов, возглавляемые Керш и Рыбаковым. Они намного увеличили производительность труда. Оба прибора имеют высокие показатели по объёмам промывки и добыче продукции.
Свою лепту в успешную работу промприборов вносили бульдозеристы. Бригада Дрозжина в полтора раза перевыполняла свои задания.
В целом механизаторы значительно улучшили свою работу. Не было ни одной бригады, которая бы не перевыполняла суточных заданий. Вызвав на социалистическое соревнование коллективы экскаваторно-бульдозерных парков соседних предприятий, они успешно выполняли свои обязательства.
Чигридов Павел Петрович. Фото: из газеты «Советская Колыма»
Так, бригада экскаваторщика Чигридова выполнила месячное задание июня на 168%. Бульдозерные бригады прииска выполнили план июня на 140–160%. Ударной работой отметилась бульдозерная бригада Дрозжина.
Несмотря на все успехи горняков, к осени 1952 года над "Хетой" сгустились чёрные тучи. Геологоразведка за два года работы прииска так и не смогла обеспечить его промышленными запасами касситерита, что делало перспективы прииска очень туманными.
(Геологоразведка велась на значительных площадях, следы её деятельности и сейчас можно увидеть на спутниковых снимках, но промышленных запасов касситерита так и не было найдено — О.В.)
Учитывая количество балансовых запасов Хеты и в целях снижения административных расходов руководством Дальстроя было принято решение в сентябре 1952 года о ликвидации прииска "Хета" и передаче его в качестве рассыпного участка в ведение рудника "Днепровский".
Помимо техники, зданий и сооружений, передаче подлежали также материалы секретного делопроизводства и секретные материалы.
Для приёма-передачи этих документов была создана комиссия на основании приказа № 019 по руднику "Днепровский" от 20 сентября 1952 года. В состав комиссии входили инспектор секретной части рудника Лукьянова, главный маркшейдер рудника Кондратьева, старший инспектор группы кадров и секретной части прииска "Хета" Останин. Комиссия должна была приступить к работе 25 сентября и закончить работу к 29 сентября 1952 года.
На первый взгляд обычная рутинная работа передачи и приёма документов, при которой вряд ли что-то случиться. Но именно так и произошло в этот раз.
В процессе передачи документов выяснилось, что часть секретных и совершенно секретных документов на прииске "Хета" отсутствуют… Судя по всему, пояснить отсутствие важных документов Останин И.П. внятно так и не смог. Утеря секретных документов грозила не только потерей работы, но и свободы…
Для проведения служебного расследования по утере секретных и совершенно секретных документов приказом № 022 по руднику Днепровский от 22 ноября 1952 года была создана комиссия в составе инспектора секретной части Лукьяновой (председатель), начальника режима и оперработы Головкина и старшего инспектора секретной части Тыченок. Приказом комиссии приказывалось приступить к работе и предоставить начальнику рудника "Днепровский" Чернецову все материалы расследования к 1 декабря 1952 года.
К сожалению, документов, которые могут рассказать о последствиях пропажи секретной документации, не нашлось…
Работы на Хетинском месторождении были остановлены в начале 1955 года вместе консервацией рудника "Днепровский", куда в это время входил участок "Хета": "1 января 1955 года рудник "Днепровский" становится на консервацию согласно приказу ГУСДС № 669 с 25 декабря 1954 года. Работы по консервации рудника были возложены на Западное ГПУ".
Как уже говорилось ранее, основным поставщиком рабочей силы для прииска Хета служил ОЛП № 8 "Хета". О том, что из себя представлял ОЛП № 8 можно узнать из бухгалтерского отчёта рудника "Днепровский" за 1 полугодие 1955 года.
Большая часть зданий и сооружений лагерного пункта "Хета" были построены в 1942 году. На 1 июля 1955 года на территории лагерного пункта находились:
_________________________
В процессе подготовки материала были использованы статьи и заметки из газет "Советская Колыма" и "Магаданская правда", а также документы архивов МОКМ и ГАМО.
Моя признательность за помощь в работе коллективам Государственного архива Магаданской области и Магаданской областной универсальной научной библиотеке имени А. С. Пушкина.
_________________________
Уважаемые старожилы Колымы, хочу обратиться к Вам с просьбой — если у вас в домашних архивах сохранились фотографии, документы времён Дальстроя, может у кого-то сохранились воспоминания, заметки и записи родителей о жизни тех лет — если вам не жалко, приму в дар с огромной благодарностью электронные копии для работы по истории Магаданской области для сайта "Моя родина — Магадан". Буду признателен Вам за любую помощь в этой работе.
Василий Образцов.