История Колымы: Строительство драги № 8 ДС

Совместный проект краеведа Василия Образцова и MagadanMedia
Драга на полигоне
Фото: из архивов МОКМ

26 января. Василий Образцов уже давно пишет о Колыме и Магадане, о событиях и людях, повлиявших на историю региона. Совместный проект ИА MagadanMedia и сайта "Моя родина — Магадан" — новый взгляд на родные места.

1955 год

Ноябрь. Подготовка котлована

Строительство драги № 8 ДС планировалось начать в ноябре 1955 года, срок сдачи драги в эксплуатацию был назначен на 15 июля 1956 года.

Горно-подготовительные работы по рытью котлована с выемкой под пирс для строительства драги были возложены на прииск "Бурхала", котлован должен быть готов к 10 ноября 1955 года, и после этого в работу должны были включиться монтажники.

Но котлован не был готов к установленному сроку, после этого также успешно были сорваны ещё несколько плановых сроков, что привело к задержке начала монтажных работ на два месяца. Под угрозой оказался и плановый срок сдачи в эксплуатацию самой драги.

О том, как начиналось строительство драги № 8 ДС, рассказывал в своих воспоминаниях Георгий Павлович Буш: "В ноябре 1955 года я был откомандирован с прииска в распоряжение отдела капитального строительства Северного управления, назначен старшим нормировщиком строительства драги № 177, строящейся в пойме реки Дебин, в трёх километрах от Бурхалы. Начальником строительства драги был грек по национальности Янанаки Сергей Иванович, деятельный, способный ладить со всеми, настоящий хозяйственник, за справедливость уважаемый не только начальством, но и последним работягой.

Это было строительство с титульным списком более двухсот миллионов рублей. Для драги готовился котлован длиной 60 метров, шириной 40 метров и глубиной 4,5 метра. Для уборки основной массы грунта планировался массовый взрыв. Прииску были установлены сроки производства взрыва и подготовки котлована для сдачи строителям драги.

Вот на этом котловане и погорел неприступный горный директор 1-го ранга, главный инженер Везденеев… 

Получил приказ Везденеев о проведении массового взрыва в марте 1955 года, а поскольку шурфовку проводили некачественно, присылая на работу чуть ли не доходяг, да и тех было недостаточно, то ко времени взрыва, многие шурфы не были пробурены на всю нужную глубину. Тем не менее Везденеев приказал готовить взрыв, как есть. Взрыв был таким, что грунт весь был выброшен на склоны окружающих гор, а котлован для сборки понтона драги не годился. Началось добуривание, довзрывание, пригнали два экскаватора, которые за час убирали взорванный грунт, а остальное время просто стояли. Срок сборки драги отодвинулся на два месяца. А из Дальстроя приказ — "Главного инженера прииска Везденеева от работы освободить, без права в дальнейшем ведения горных работ".

… Янанаки усадил меня на две недели рядом с собой в качестве счётной машины для расчётов возможности сборки деталей драги на берегу, а потом уже блоками загружать на понтон, с целью экономии времени, упущенного при подготовке котлована.

Начало поступать оборудование и началась сборка на берегу, одновременно продолжались работы по котловану. На понтон уже подготовленные узлы собирали монтажники, в основном литовцы, сосланные после войны, это были специалисты, дисциплинированные люди.

До разворота основных работ по монтажу я пять дней провёл на прииске Западного управления, где уже почти собрана была драга — выписал из их нарядов чуть не целый справочник работ, который оказался неоценённым в моей последующей работе. Когда с чем-то железным заедало — бежал к Павлу Коротаеву, всегда готовому помочь.

Драгу собирали ускоренными темпами, стараясь наверстать упущенное время. Работы было много, но работалось уже легко и приятно, я чувствовал себя равными со всеми, как не чувствовал себя уже почти 18 лет".

Декабрь. Экскаватор с прииска "Верхний Ат-Урях" 

В начале декабря на строительную площадку была переброшена с прииска "Верхний Ат-Урях" передовая экскаваторная бригада Дмитрия Жукова с экскаватором "Шкода".

После 10 декабря был начат монтаж экскаватора, которому предстояло производить разгрузку автомашин с дражным оборудованием.

Чтобы ускорить монтаж драги, экскаваторщики взяли на себя обязательство досрочно завершить сборку машины. Кроме того, в свободное от разгрузки машин время, бригада работала на подготовке котлована, где добилась высоких показателей.

1956 год

Начало января. Обязательства строителей

В ознаменование XX съезда КПСС коллектив строителей драги, возглавляемый Янанаки, обязался досрочно уложить пирс и стапель под понтон, а также выполнить половину работы по сборке самого понтона. В день открытия съезда (14 февраля 1956 года) строители планировали начать сварку понтона.

Капкан для строителей

А как же обстояли дела на самом деле? По сообщению Янанаки, ход строительства драги вызывал серьёзные опасения, что назначенный срок пуска в эксплуатацию драги так и останется только на бумаге.

В начале января 1956 года к завершению подходили работы по подготовке котлована, где должен был производиться монтаж драги. Согласно плану, объём земляных работ по обустройству котлована составлял 16 000 кубометров.

Из-за того, что котлован не был готов в намеченные сроки, задерживалась сборка стапеля и монтаж понтона, а в целом монтажные работы отставали графика на два месяца.

Сильно тормозил работы недостаток лесо— и пиломатериалов, которые с опозданием доставлялись на строительную площадку.

Строительно-эксплуатационная контора с опозданием изготавливала необходимые для сборки стапеля детали, которые, свою очередь, особым качеством не отличались.

Выполнение целого ряда работ задерживалось из-за отсутствия необходимого количества рабочей силы.

К началу монтажа драги, должно было быть завезено 1 300 тонн конструкций, фактически на начало января 1956 года на строительной площадке было не более 700 тонн конструкций, остальные задерживались в пути и Магадане.

На руках у строителей находилось не более половины необходимой технической документации.

Заседание техсовета СГПУ

Отставание строительства драги от намеченного графика, что грозило привести к срыву ввода драги в эксплуатацию, привело к сбору технического совета СГПУ в начале января, где обсуждалось текущее положение дел и меры по ускорению строительства.

На заседании технического совета было принято решение по устранению отмеченных недостатков и ускорению строительства. Особое внимание обращалось на ускорение горных работ, улучшение организации труда, доставку необходимой технической документации.

Среди мер по ускорению строительства было решено выделить для строительства и монтажа драги дополнительно 60 рабочих и вести монтажные работы двумя экскаваторами вместо одного, предусмотренного проектом.

Также технический совет обязал заместителя начальника управления Орловского бесперебойно, в необходимом количестве обеспечивать строительство лесом. Контроль за строительством и монтажей драги техническим советом был возложен на производственный отдел и отдел главного механика управления.

И результаты…

Вот только принятые техсоветом меры по обеспечению и ускорению строительства драги в большей своей части оставались только на бумаге, либо выполнялись крайне медленно.

Так, в отделе кадров до 9 января и не знали о необходимости направить на строительство дополнительную рабочую силу. Другие пункты намеченных мероприятий также не выполнялись.

Всё это свидетельствовало о том, что в управлении СГПУ строительство драги не относили к объектам первостепенной важности.

На строительной площадке

Тем временем работы по строительству драги не приостанавливались ни в морозы, ни в пургу.

За ударный труд руководством стройки были отмечены экскаваторная бригада Жукова, монтажная бригада Воросова, сварщики бригады Бунина, звено плотников под руководством Чёрного, бензорезчик Лабин, слесарь Олексюк, строители Щегаускас, Щербик и многие другие.

Вторая половина января

Ко второй половине января 1956 года котлован так и не был полностью подготовлен прииском "Бурхала", что фактически срывало начало монтажных работ.

К этому времени строители за короткий срок оборудовали для себя два добротных общежития, восстановили и отремонтировали 22 квартиры для семейных рабочих. Построили контору, кузницу, склад технических материалов и ограждение всей строительно-монтажной площадки. Заканчивалось строительство двух других складов для хранения электрооборудования и мелких деталей.

Был произведён капитальный ремонт и монтаж экскаватора "Шкода", который использовался в качестве крана, с грузоподъёмностью до 30 тонн. Закончена сборка и стыковка двух свай весом по 16,5 тонны каждая. Завершено строительство стапеля для сборки черпаковой рамы весом в 72 тонны. Полностью подготовлены к монтажу маневровая и рамоподъёмные лебёдки.

А проблемы всё те же…

Так и не было налажено в полном объёме снабжение строительства необходимыми материалами и лесом.

Всего монтажникам предстояло смонтировать на строительстве драги 59 узлов, но технической документации и чертежей было получено только на 21 узел.

Из требующихся 1 300 тонн конструкций на строительную площадку было завезено только 750 тонн. Получается, что за полмесяца было завезено всего 50 тонн необходимого оборудования.

Не хватало на стройке зубил, гаечных ключей, электродрелей и других необходимых инструментов

Несмотря на решение техсовета управления об укомплектовании строительства рабочей силой, этот вопрос решался крайне медленно.

Плохо обстояло с предоставлением автотранспорта для перевозки людей на работу. Машина систематически подавалась с опозданием, а иногда совсем не приходила.

Строительство пирса и стапеля под понтон

Строительством пирса и стапеля под понтон занималась звено плотников под руководством Павла Чёрного, который уже принимал участие в строительстве драг.

Работа по возведению пирса была непростой и ответственной — пирс должен быть исключительно прочным. По нём должен был работать электрокран весом в 124 тонны, который, в свою очередь, должен был поднимать до 30 тонн груза.

По плану на строительство пирса отводилось 10 дней, но в честь XX съезда КПСС звено плотников обязалось изготовить его за 5 дней, чтобы ускорить строительство драги.

Взятое обязательство плотники выполнили — пирс был построен, в целом звено систематически перевыполняло плановое задание в полтора раза. 

Конец января. Начало работ по сборке понтона

После завершения работ по пирсу началось строительство стапеля под понтон, работами руководил прораб Владимир Краснофеев.

Работа по укладке стапелей была ответственной и сложной, на них предстояло производить монтаж понтона и всей драги. По проекту, стапелям предстояло выдерживать нагрузку до 1 100 тонн.

По плану на возведение стапелей отводилось десять дней. Но строители в два раза сократили отведённое им время на укладку, и уже к исходу 27 января 1956 года работа была завершена.


Драга № 177 прииска «Бурхала». Июнь 1963 года. из архивов МОКМ

Фактически монтаж драги был начат 31 января 1956 года, когда был уложен первый металлический лист понтона на стапеля. 

Тем временем руководство СГПУ не уделяло особого внимания завозу всех узлов и деталей драги, обеспечению строителей и монтажников необходимым инструментом и материалами.

Февраль. Монтаж понтона и узлов драги

К 8 февраля 1956 года днище понтона было собрано, устанавливались вертикальные плоскости. Одновременно с этим велась сборка черпаковой рамы, передней мачты и свай.

В коллективе строителей высокими показателями отличались монтажная бригада Воросова, звено слесарей-монтажников, под руководством Червинского, электросварщик Бунин и другие. Все они вдвое перевыполняли дневное задание, обеспечивая при этом высокое качество работ.

Но монтаж понтона задерживался из-за отсутствия ряда деталей и материалов, с поставкой которых медлил Колымснаб. Руководители стройки обращались в Колымтехснаб с просьбой завезти 6–8 миллиметровое железо для изготовления на месте, в полевых условиях, недостающих частей понтона. Но и эта просьба не удовлетворена.

Март. Монтаж драги

Вот как описывала строительство драги газеты "Советская Колыма" в номере от 18 марта 1956 года: "С наступлением вечера множество электрических огней вспыхивает над территорией, где сооружается мощный агрегат, луч прожектора открывает в сумерках могучие очертания тяжёлых конструкций. Они вздымаются кверху, перемещаются на огромной высоте, управляемые незримой рукой человека. Это ведётся укрупнение главной фермы драги. Сложная и ответственная работа успешно выполняется группой монтажников под руководством тов. Червинского и бригадой передового экскаваторщика тов. Жукова, которая обслуживает мощный подъёмный кран. На берегу котлована завершается сборка главного транспортёра, передней и задней мачты драги. С большим опережением графика монтажники собрали эфельное колесо".

После завершения работ по подготовке котлована экскаватор был переоборудован в кран большой грузоподъёмности и трудился на монтаже металлических конструкций понтона и тяжёлых агрегатов. На новой для неё работе бригада Жукова не снизила темпов, выполняя нормы на 185%.

Сварка понтона

К середине марта 1956 года коллектив участка полностью завершил сварку днища понтона, электросварщики начали работу в трюмах.

Только на одном понтоне предстояло наложить шесть километров швов электросварки, а на всей драге протяжённость швов должна была составить 15 километров, при соответсвующем качестве сварки.

Сварку понтонов предыдущих драг вели строго по заводской инструкции, на драге № 8 ДС, решено было отступить от неё для введения скоростных методов работ. В отличие от прежней организации труда на строящейся драге каждый сварщик был закреплён за определённым трюмом, таким образом, была ликвидирована обезличка в работе, улучшилось качество электросварки.

Из репортажа в газете "Советская Колыма": "Трюм № 13, как и все остальные, напоминает гигантский железный ящик с отсеками. Несмотря на электроосвещение, в нём полумрак, влажный, насыщенный гарью, воздух. У боковой металлической стены мы встречаем рабочего.

— Это наш лучший электросварщик, Леонид Завалишин, — поясняет тов. Янанаки.

Леонид Завалишин энергичный, высокий, крепкого телосложения молодой мужчина. Всё в нём — и движения, и неторопливая, негромкая речь — говорит о большой внутренней силе. Тринадцатый год работает электросварщик Завалишин на монтаже драг. Он обладает богатым производственным опытом, который помогает ему перевыполнять задания. Если по норме положено выложить за смену 20 метров электросварочного шва, то Завалишин прокладывает до шестидесяти метров.

— Что вам помогает добиваться таких успехов?

На этот вопрос тов. Завалишин очень лаконично, но ясно и убедительно поясняет:

— Успех дела зависит от многого. Но самым главным является правильная организация труда и применение более совершенных методов электросварки. Я, например, применяю в работе шестимиллиметровые электроды, а не четырехмиллиметровые, которые применяют многие электросварщики. В соответствии с этим внимательно регулирую напряжение и силу тока. Этим способом процесс электросварки ускоряется на 40—50 процентов. Кроме того, я не допускаю холостого хода аппарата, всегда стараюсь экономно расходовать электроэнергию, электроды. Особое внимание уделяю сохранности сварочного аппарата, кабеля, электродержателя, подготовки необходимого инструмента".

Особенно напряжённая работа развернулась в центральных трюмах. Работающие здесь электросварщики Бунин и Омельченко ежедневно в два раза перевыполняли технические нормы, достигая отличного качества сварочного шва.

К 23 марта электросварщики Леонид Завалишин и Омельченко завершили сварку двух центральных трюмов, выполняя ежедневно технические нормы на 260—280%, добиваясь при этом отличного качества работы.

Не отставал от них электросварщик Бунин, который заканчивал электросварочные работы в двух других трюмах, меньших по объёму.

Высокопроизводительным трудом отмечались монтажные звенья Ярлыкова и Олексюка, занимавшиеся окончательной отделкой трюмов драги.

Монтаж узлов

На берегу дражного котлована полным ходом шла сборка отдельных узлов драги: главного транспортёра пустой породы, задней мачты, главной фермы.

По инициативе Мирослава Червинского на монтаже драги стали устанавливать металлические конструкции целыми блоками. Так поступило звено при монтаже главной фермы: отдельные узлы были на берегу соединены в блоки весом по 18—20 тонн и уже потом устанавливались на место. 

Ранее такой метод сборки при монтаже первых драг в Дальстрое не использовался, на берегу монтировались узлы весом не более 7—8 тонн. Усовершенствованный метод сборки позволил намного ускорить темпы работ.

На первых драгах Дальстроя монтаж вёлся только по отдельным узлам. Это не только усложняло, но и намного затягивало сроки работ. И тогда у монтажников родилась мысль: нельзя ли одновременно вести монтаж нескольких узлов? Если на одном из них по какой-то причине происходила заминка, то звено переходило на другой узел. Таким образом, можно было снизить простои из-за недостающих комплектующих. Попробовали — получилось, в результате звено слесарей-монтажников, которыми руководил Георгий Данилович Зонов, вдвое перекрывало сменные задания, работая по новому методу.

К 22 марта 1956 года была завершена сборка главного транспортёра и задней мачты, подходила к концу укрупнённая сборка главной фермы. Здесь хорошие показатели имело звено монтажников, руководимое Червинским. На сборке главного транспортёра хорошо поработало звено монтажников, возглавляемое Зоновым.

К концу подходили работы по установке опор электролинии, которые были закончены к 23 марта. 24 марта строители приступили к установке опор другой электролинии.

Дражный полигон и паводок

Успех работы монтируемой драги во многом зависел от наличия подготовленных талых грунтов. Уже в марте необходимо было приступить приступать к завозу и монтажу оборудования для гидрооттайки дражного полигона. Эта работа была не менее важной, чем строительство драги, но к ней так и не приступили…


Драга на дражном полигоне Колымы. из открытых источников

Ещё одним неприятным сюрпризом, который несла с собой приближающаяся весна, был паводок. Это обязывало руководителей управления и дражного участка произвести комплекс работ, для обеспечения сооружение от возможного наводнения. На участке необходимо приступать к сооружению дамбы. В связи с этим дражники послали на имя главного инженера СГПУ Кудина специальную телеграмму. Однако вопрос о мероприятиях по борьбе с предстоящим паводком оставался неразрешённым, что вызывало резонное беспокойство в коллективе строителей и монтажников.

График строительства

До марта 1956 года строительство драги сильно отставало от намеченного графика, что было связано с несовременной подготовкой котлована для строительства. Но к 22 марта дражный участок смог ликвидировать отставание от графика, а часть работ шла с его опережением.

К концу марта суточные задания по всей стройке выполнялись в среднем на 185%, и мартовский план был выполнен 27-го числа.

К месту строительства полностью были завезены все металлические конструкции драги, продолжается завоз электрооборудования.

События апреля

Коллектив дражного участка с большим воодушевлением включился в соревнование за достойную встречу международного праздника трудящихся — Первое мая. В честь этой даты коллектив дал слово не позднее 26 числа завершить апрельский план монтажных работ.

5 апреля 1956 года на участке был вывешен плакат-молния, в котором сообщалось: "Монтажное звено, возглавляемое тов. Червинским, уже завершило своё апрельское задание по установке главной фермы на понтоне. Равняйтесь на передовиков производства!"

Такими же высокими темпами трудились и другие монтажники. Звено Зонова с опережением графика смонтировало на палубе понтона технологические насосы большой производительности.

К 20 апреля были смонтированы и установлены на понтоне все шесть отсадочных машин. Звено Ярлыкова досрочно установило на понтоне транспортёр пустой породы, был завершён монтаж завалочного люка и распределителя. Велись работы по подготовке к монтажу привода бочки.

Таким образом, был полностью завершён монтаж надпалубной надстройки первого этажа правого борта. На палубе одновременно закончили монтаж котельной установки, завершались работы по сборке передней мачты.

Как и прежде, высокопроизводительно трудились звенья монтажников, которыми руководили Червинский, Ярлыков и Зонов.

Работу строителей и монтажников задерживала несвоевременная доставка электрооборудования и силового кабеля.

На дражном полигоне бульдозерами производилась очистка снега перед уборкой торфов.

Большое внимание уделялось жилищному строительству. К концу апреля была выложена большая часть фундамента под строительство восьмиквартирного дома. Заканчивалась проходка котлована под фундамент двенадцатиквартирного дома для строителей драги. Эти дома планировали сдать в эксплуатацию в течение 1956 года.

 Руководители управления должны принять все меры к тому, чтобы ускорить доставку электрооборудования и кабеля на дражный участок.

Май

К середине мая на драге № 8 были установлены бочка и драгерка, готовились к подъёму передняя и задняя мачты. Понтон драги был снаружи окрашен, и произведено его испытание. Коллектив строителей и монтажников стремился к тому, чтобы 25 мая поставить драгу на плав.

В эти дни велись большие работы по переноске электролинии протяжённостью 4,5 километра, где оставалось установить 5 опор из 26. На готовые опоры подвешивали провода. Опоры приходилось ставить в условиях сложного рельефа местности. Несмотря на это, звено плотников устанавливало опору за полтора-два дня вместо пяти по норме.

Заканчивались работы и на другой электролинии, расстоянием в 3,8 километра. Здесь осталось только подвесить провода.

Продолжалось строительство жилых домов для дражников. Шла кладка стен 8-квартирного дома, на строительстве 12-квартирного дома была уложена половина фундамента. Но работы задерживались от графика — строительная контора СГПУ выделяло на стройку мало автосамосвалов.

Драга всплыла!

В конце мая рабочие будни коллектива дражного участка ознаменовались важным событием. В одиннадцать часов двадцать минут утра 26 мая в монтажный котлован была пущена вода, заполнение водой огромного котлована происходило до девяти часов вечера. Затем монтируемая драга, вес которой достигал к тому времени 920 тонн, всплыла на поверхность воды.

После всплытия драги были полностью убраны стапеля. Произведённая обстоятельная проверка трюмов показала исключительно хорошие качества монтажных и сварочных работ, течи воды не обнаружено ни в одном трюме.

По случаю всплытия драги на участке состоялся митинг. Здесь были зачитаны телеграммы от партийной и профсоюзной организаций строительно-эксплуатационной конторы, а также от горного управления и райкома профсоюза, в которых строители и монтажники драги поздравлялись с производственной победой. Работники дражного участка в своих выступлениях на митинге выражали уверенность, что монтаж драги будет завершён в установленные сроки.

Июнь. Монтажные работы на плаву

К середине июня развернулись работы по монтажу палубной надстройки второго этажа. Первый этаж обшивался оцинкованным железом, ставились оконные переплёты.

Звено Червинского готовило к монтажу подъёмный кран драги и подкрановые пути.

На драге началась укладка силовых и осветительных кабелей. Работы задерживало отсутствие щитов постоянного и переменного тока, пульта управления. Это оборудование изготавливалось на Оротуканском заводе, и не было вовремя доставлено на строительную площадку.

На 25 июня планировалось начать обкатку отдельных узлов и механизмов драги.

После окончания курсов на стройку прибыла бригада драгеров, которая прошла подготовку на дражном участке прииска им. Чкалова. Прибывшие драгеры активно помогали монтажникам в завершении работ по строительству драги.

Июль

Из репортажа, посвящённого строительству драги, в газете "Северная правда": "Автобус подходил к посёлку Бурхала. Разговаривавшие кто о чём пассажиры вдруг сменили тему разговора. И было отчего. Из окон автобуса хорошо было видно мощное сооружение — первая строящаяся в нашем районе электрическая драга.

— Да это целый завод, — громко сказал один из пассажиров.

— Завод не завод, а что пловучая фабрика, это точно, — поправил сидящий рядом, судя по всему, горняк.

Разговор о совершенном техническом агрегате продолжался ещё долго. Люди говорили о дражном способе добычи металла, о вводе в эксплуатацию мощных электрических драг в нашем районе, строительство которых предусмотрено шестым пятилетним планом.

С начальником строительства драги С. И. Янанаки мы встретились в небольшой конторке. Сергей Иванович опытный дражник. Он возглавляет строительство третьей по счёту драги. Многим небезынтересно будет знать, что из себя представляет драга, как она работает.

… Мы на драге. Поднимаемся по крутым металлическим лесенкам. Вот и драгерка. Это своеобразный капитанский мостик. Мы находимся на высоте 24 метров. Отсюда драгер ведёт управление всем агрегатом. Управление основными механизмами драги — автоматическое, кнопочное и электропневматическое. В драгерке много света, пол покрыт линолеумом, имеется телефон, паровое отопление, мягкий электрический свет.

— Вот здесь, — говорит Сергей Иванович, — должен стоять пульт управления, но его пока нет. Оротуканский завод задерживает его изготовление.

Проходим в следующее помещение. Здесь находится высоковольтное распределительное устройство и пятимашинный электрический агрегат весом 12 тонн. Недавно была произведена обкатка агрегата. Выявленные недостатки были устранены. Агрегат готов к пуску.

Мы поинтересовались, сколько человек обслуживает сложное электрохозяйство драги.

— Один человек в смену, — был ответ".

Пуск драги

25 июля коллектив строителей и монтажников рапортовал об окончании строительства, и драга № 8 ДС двинулась из монтажного котлована к эксплуатационному контуру, начав переработку грунта перемычки, соединявшей монтажный котлован с рекой Дебин. 

В конце июля драга проходила испытание под нагрузкой, промывая за сутки сотни кубометров грунта. Все механизмы работали безотказно.


Драга № 177 прииска «Бурхала». 1966 год. из архивов МОКМ

Пока драга работала в одну смену. В скором времени на прииск "Бурхала" должны были прибыть драгеры с прииска имени Гастелло, после чего драгу планировали перевести на трёхсменный режим работы.

Август

Несмотря на то, что драга "8 ДС" всё ещё шла по эксплуатационному контуру, 1 августа было снято первое золото.

Сдача драги в эксплуатацию ожидалась в конце августа — начале сентября, после приёмки комиссией в эксплуатацию драги № 10 ДС.

Подводя итоги

Думаю, стоит напомнить, что монтаж драги начался 31 января 1956 года укладкой первого металлического листа понтона на стапеля, и был закончен 25 июля 1956 года. Фактически драга была построена за 6 месяцев (без учёта подготовки котлована). Само строительство было начато в ноябре 1955 года.

Строители драги

Газетные строки сохранили имена тех, кто своим ударным трудом в намеченные сроки строил первую драгу в Северном горнопромышленном управлении.

Начальник строительства — Янанаки Сергей Иванович. Старший прораб, технический руководитель стройки — Александр Аронович Черток. Прораб Владимир Краснофеев.

Бригада экскаватора "Шкода" под руководством Дмитрия Жукова.

Плотники — Павел Перепичка, Алексей Щербин, Франц Ковзан, Иван Грицив, Григорий Луцив, Залитис, Ярушайтис, Грицко и Щербин. Бригадир плотников — Павел Чёрный.

Монтажники — И. Токмаков, В. Гоц, И. Кузнецов, Щербаков, Дружинин.

Звеньевые монтажников — Мирослав Червинский, Ярлыков, Георгий Данилович Зонов, Олексюк.

Бригадиры монтажников — Александр Иванович Воросов, Валентин Бондаренко, Василий Киселёв.

Электросварщики — Бунин, Леонид Завалишин, Омельченко, Владимир Семенюк. 

Бензорезчики — В. Лабин, Красаускас и Янушаускас.

Инструментальщик Аким Петрович Романчук.

Строители — Щегаускас, Щербик. Бригадир строительной бригады Франц Адамович Ковзан.

Старший моторист В. Еремеенко.

Драгер С. Дружинин.

Вместо эпилога

В статье использованы материалы газет "Советская Колыма", "Северная правда", "Магаданская правда" и документы из архивов ГАМО и МОКМ.

Моя признательность за помощь в работе коллективам Государственного архива Магаданской области и Магаданской областной универсальной научной библиотеке имени А. С. Пушкина.

_________________________

Уважаемые старожилы Колымы, хочу обратиться к Вам с просьбой — если у вас в домашних архивах сохранились фотографии, документы времён Дальстроя, может у кого-то сохранились воспоминания, заметки и записи родителей о жизни тех лет — если вам не жалко, приму в дар с огромной благодарностью электронные копии для работы по истории Магаданской области для сайта "Моя родина — Магадан". Буду признателен Вам за любую помощь в этой работе.
Василий Образцов.

Смотрите полную версию на сайте >>>