1 октября. 1 октября в силу вступило постановление правительства РФ, утвердившее индексацию утилизационного сбора на автотехнику в среднем на 70-85%. Ранее также была введена долгосрочная шкала индексации утильсбора в пределах 10-20% с 1 января каждого последующего года в течение следующих пяти лет. Новые правила, как и следовало ожидать, выгодны российским автозаводам, которые собирают методом отверточной сборки китайские модели и вешают на них свой шильдик, сообщает ИА PrimaMedia.
Плюс в том, что изменения не затрагивают льготные коэффициенты, действующие для физических лиц, самостоятельно ввозящих в РФ автомобили с объемом двигателя до 3 литров для личного пользования.
В других случаях, всё очень грустно. Так, размер утильсбора на новый легковой автомобиль самого массового сегмента — с двигателем внутреннего сгорания объемом от 1 до 2 литров (таже Toyota Corolla) — вырос с 300,6 тыс. рублей до 556,2 тыс. рублей. В рамках утвержденной шкалы с 1 января 2025 года он увеличится уже до 667,4 тыс. рублей, а к 2030 году после череды плановых индексаций, как предполагается, будет составлять почти 1,2 млн рублей.
Утилизационный сбор — введенный в 2012 году платеж, который единоразово уплачивается на каждый локально произведенный в РФ и каждый ввезенный в страну автомобиль. Размер платы определяется исходя из базовой ставки, умноженной на повышающий коэффициент, который зависит от вида транспорта, его массы, возраста и объема двигателя.
Все автопроизводители, имевшие производство в РФ и подписанный с Минпромторгом специнвестконтракт (СПИК), до 2019 года получали от государства промсубсидии, которые фактически являлись компенсацией уплаченного ими утильсбора. Такой порядок продолжает действовать и сейчас, но с 2020 года компенсация сбора стала частично, а с 2022 года — полностью "привязана" к уровню локализации продукции, который оценивается в баллах согласно правительственному постановлению №719, отмечает "Интерфакс" (18+).
Как следует из опубликованных материалов к проекту федерального бюджета РФ на следующую трехлетку, в этом году поступления от утильсбора на автотехнику составят более 1 трлн рублей, в том числе почти 400 млрд рублей будут обеспечены локальным производством и свыше 680 млрд рублей — импортом. В 2025 году поступления, как ожидается, почти удвоятся, перевалив за 2 трлн рублей.
Выпуск легковых автомобилей в России, по данным Росстата, в январе-августе 2024 года вырос на 47,2%, до 442 тыс. штук. Импорт новых легковых автомобилей в Россию, как сообщало ранее аналитическое агентство "Автостат" (18+), вырос на 52,6%, до 578,8 тыс.
Отметим, что "АвтоВАЗ" пока не может справиться с китайским нашествием. Российский автогигант в сентябре 2024 года планирует продать на внутреннем рынке около 40 тысяч автомобилей Lada, что превышает результат сентября прошлого года, но ниже ожиданий самой компании.
"Сентябрь уже близится к концу, и не зря и глава республики (Удмуртия Александр Бречалов — прим. ред.), и я часто в своих комментариях говорил, что идет активная экспансия китайского автопрома. И, к сожалению, мы видим, что сентябрь месяц не будет не то, что рекордным для продаж "АвтоВАЗа", а уровень продаж будет менее ожидаемого. Надеемся, что вплотную подойдем к планке примерно 40 тысяч автомобилей в сентябре. Хотя рассчитывали больше", — сказал президент "АвтоВАЗа" Максим Соколов в Ижевске.
В сентябре прошлого года продажи "АвтоВАЗа" были на уровне 36,231 тыс., в августе этого года было продано 38,214 тыс.
Эффект от мер господдержки российского автопрома, включая повышение утильсбора, проявится ближе к концу этого года, а по оценкам некоторых экспертов — к концу первого квартала 2025 года, отметил Соколов. План продаж "АвтоВАЗа" на весь 2024 год по-прежнему составляет более 450 тыс. автомобилей.
За 8 месяцев 2024 года "АвтоВАЗ" продал в РФ 293,49 тыс. пассажирских и коммерческих Lada (+42%), в том числе Lada Granta — 137,876 тыс. шт. (+4%), Lada Vesta — 84,195 тыс. шт. (рост в 4,9 раза на низкой базе), Lada Niva Legend — 30,699 тыс. (+26%), Lada Niva Travel — 33,743 тыс. (+13%).