Из 30-летней истории колымского парламента: второй созыв

Из 30-летней истории колымского парламента: второй созыв
Фото: Источник

3 июля. Вторая половина девяностых годов прошлого века едва ли была легче первой. Второй депутатский созыв Магаданской областной Думы законодательно преодолевал последствия кризиса финансово-банковской системы, боролся с бедностью в регионе, ввел программно-целевой принцип расходования бюджетных средств, которого на Колыме придерживаются по сей день. В новое тысячелетие удалось войти с функционирующей Особой экономической зоной в регионе, что стало залогом уже не просто сохранения бюджетоформирующих отраслей экономики, но и развития территории. Второй созыв заксобрания действовал с мая 1997 года по май 2001 года, провел 42 заседания областной Думы, рассмотрел 608 вопросов, принял 160 региональных законов, 632 постановления и 208 решений Магаданской областной Думы.

Выборы во второй созыв Магаданской областной Думы состоялись 18 мая 1997 года. Значки депутатов получили 17 человек, 8 из которых — Владимир Юдин, Станислав Елисейкин, Александр Александров, Валентина Даричева, Наталья Николаева, Владимир Христов, Ольга Атаманюк, Владимир Пехтин — работали и в первом созыве, подтвердив тем самым свой профессионализм и оправдав доверие избирателей. На первом заседании председателем Думы избрали Владимира Пехтина. Однако в январе 2000 года он сложил полномочия в связи с избранием в Государственную Думу по федеральному списку избирательного блока межрегионального движения "Единство" ("Медведь"). С февраля депутатский корпус колымского парламента возглавил Илья Розенблюм, а по итогам дополнительных выборов в избирательном округе №17 был избран депутатом Анатолий Положиёв.


Тематическое фото. Фото: Дума Магаданской области

Илья Розенблюм, Владимир Пехтин

Во втором созыве уже были сформированы не 3, а 4 постоянные депутатские комиссии: по экономической политике, которая впоследствии стала называться комиссией по бюджету, налогам и финансам, председателем была снова избрана Ольга Атаманюк; по экономическому развитию Магаданской области, в которой председателем сначала избрали Евгения Сырова, а затем в связи с его переходом на другую работу — Александра Александрова; по социальным вопросам, с председателем, как и в первом созыве, Станиславом Елисейкиным; по региональной политике под председательством Владимира Юдина.

Владимир Пехтин отмечает, что второй депутатский созыв наладил более конструктивные взаимоотношения с органами исполнительной власти, с губернатором региона, что положительно сказалось на законотворческом процессе и в целом на развитии региональной экономики: "Когда прошли выборы, мы договорились взаимодействовать с исполнительной властью. Работаем на людей и развитие Колымы".


Тематическое фото. Фото: Дума Магаданской области

Николай Дудов (слева), Владимир Пехтин (по центру), Валентин Цветков (на переднем плане справа)

В годы деятельности второго созыва все еще было необходимо поддерживать жизнеспособность региона и при этом преодолеть последствия дефолта 1998 года, когда банки оказались не в состоянии выполнять обязательства перед вкладчиками, цены на импортные товары за несколько дней выросли вдвое, многие люди потеряли накопления, встали промышленные предприятия. Финансовая система и экономика в целом начали восстанавливаться лишь спустя полгода — во многом благодаря принятым парламентариями законам.

"Начали привлекать инвесторов, содействовали запуску новых производств, запустили Аффинажный завод, под который нам дали знаменитый "валютный" кредит, чтобы в регионе был замкнутый цикл производства золота. Всё это мы законодательно обеспечили. Принимали решения по рыбной промышленности, наводили порядок в обороте алкоголя", — вспоминает Владимир Пехтин.

Был разработан и принят Федеральный закон "Об Особой экономической зоне в Магаданской области". Государственная Дума приняла его 23 апреля 1999 года. Но предшествовала этому большая работа колымских законодателей и областной администрации. Как вспоминает Александр Басанский, который во втором созыве только пришел в областную Думу и работал в составе профильного депутатского комитета, законопроект рождался в спорах и требовал нестандартных решений. Идея распространить режим ОЭЗ на весь регион не соответствовала требованиям к преференциальным режимам, поэтому, чтобы охватить максимальное количество предприятий, которые смогут стать резидентами ОЭЗ, было принято решение продлить границы города Магадана вплоть до поселка Палатка.

— Федеральный центр, понимая ситуацию, пошел нам навстречу — часть налогов решено оставлять на территории региона. Хотя, конечно, тот потенциал, который был заложен в Федеральном законе "Об Особой экономической зоне в Магаданской области", полностью не был реализован. Во-первых, не удалось нашу основную сферу — золотодобычу — задействовать, были постоянные тяжбы с таможней, налоговиками... Но объективно: режим ОЭЗ позволил нам те страшные годы пройти без серьезных "катаклизмов", — вспоминает председатель профильной депутатской комиссии Александр Александров.

После подписания закона перед депутатами Магаданской областной Думы стояла важная задача — разработать и принять правовую базу, регламентирующую организационные, правовые и экономические основы регулирования хозяйственной деятельности на территории Особой экономической зоны. Заксобрание приняло ряд законов: "Об Особой экономической зоне в Магаданской области", "О внебюджетном фонде социально-экономического развития Магаданской области в условиях деятельности Особой экономической зоны", "О поддержке инвестиционной деятельности на территории Особой экономической зоны в Магаданской области".

Впоследствии, как отмечает Александр Александров, продление режима особого экономического и таможенного регулирования было прямой заслугой депутатов областной Думы.


Тематическое фото. Фото: Дума Магаданской области

Второй депутатский созыв законодательно обеспечил и программно-целевое расходование бюджетных средств в регионе. Этого принципа при формировании расходной части главного финансового документа Магаданской области придерживаются до сих пор — он доказал свою эффективность. Был принят Закон "Об областных целевых программах", который установил общие принципы и порядок формирования, утверждения, финансирования областных целевых программ.

Целый ряд законов, принятых в те годы, был призван поддержать самые уязвимые слои населения. Это законы: "Об областной целевой программе социальной защиты отдельных категорий малоимущих граждан, проживающих на территории Магаданской области, на 2000 год", "О прожиточном минимуме в Магаданской области", "Об образовании в Магаданской области", "О государственной молодежной политике в Магаданской области" и многие другие.

В мае 2001 года созыв прекратил свои полномочия, и жители региона готовились выбрать депутатский корпус третьего созыва...


Тематическое фото. Фото: Дума Магаданской области

Смотрите полную версию на сайте >>>


Следующая новость