История Колымы: Кулинская электростанция

Совместный проект краеведа Василия Образцова и MagadanMedia
Поселок Кулу. 1982 год
Фото: kolymastory.ru

23 июня. Василий Образцов уже давно пишет о Колыме и Магадане, о событиях и людях, повлиявших на историю региона. Совместный проект ИА MagadanMedia и сайта "Моя родина — Магадан" — новый взгляд на родные места.

Начальнику ТЭКа тов. СКВОРЦОВУ производство капитального ремонта агрегатов ТЭС-1 выполнить за счёт амортизационных сумм.

§10.

По окончании монтажа КУЛИНСКОЙ РАЙОННОЙ ЭЛЕКТРОСТАНЦИИ весь переданный УКСу эксплуатационный персонал на ТЭС-1 ЗАКРЕПИТЬ за районной Кулинской электростанцией. Начальником районной Кулинской электростанции назначить тов. КЛИМОВА".


Локомобиль СК-4 производства Людиновского завода. Фото: из открытых источников

Также текст приказа позволяет определить тип одного из устанавливаемых локомобилей на Кулинской электростанции — "СК-4" производства Людиновского завода, о нём ещё будут упоминания в следующих приказах.

Почему ТЭС-1?

К осени 1942 года на Тасканском энергокомбинате, выработкой электроэнергии занимались две электростанции — ТЭС-2 и ТЭС-3, мощности которых хватало для обеспечения электроэнергией предприятий и посёлков СГПУ. Обе электростанции использовали в качестве топлива уголь Эльгенского месторождения, который доставлялся потребителям по Усть-Тасканской железной дороге.

Особняком стояла локомобильная ТЭС-1, которая была расположена примерно в 8 километрах от ТЭС-3 и между электростанциями находилась серьёзная водная преграда — река Таскан, моста через которую не было. К этому времени запасы близлежащих к электростанции лесов иссякли, и руководство Дальстроя было вынуждено перевести ТЭС-1 на торф, что увеличивало себестоимость выработанного киловатт-часа. Чтобы перевести электростанцию на эльгенский уголь необходимо в первую очередь было решить вопрос с бесперебойным снабжением углём со станции Таскан, а это было очень интересной задачей, о чём уже говорилось выше.

Таким образом, перенос ТЭС-1 из Старого Усть-Таскана на Кулу решал целый ряд проблем как у СГПУ и ТГПУ, так и у самого Дальстроя в целом.

Поспешай не торопясь…

Изучая документы и периодические издания за 1942 год, невольно закрадывается мысль, что строительство Кулинской РЭС нужно было только руководству Дальстроя, а все остальные участники этой эпической стройки всячески стремились, если уж не саботировать её, то не прилагать особых усилий. Что, в свою очередь закономерно получало свою оценку в приказах и распоряжениях по Дальстрою. Например, приказ № 624 от 30 октября 1942 года, подписанный начальником Дальстроя И.Ф. Никишовым, где от начальника Управления капитального строительства Ахундова и главного инженера Макарова требовалось форсировать строительство районной Кулинской электростанции и Кулинской обогатительной фабрики и электростанции на реке Нерючи, а Управлению Автотранспорта предлагалось обеспечить своевременную переброску стройматериалов, оборудования и всего необходимого для строительства этих объектов на Кулу.

Подножка от УАТа

Одним из управлений, от которых напрямую зависело строительство КРЭС, было Управление автомобильного транспорта, на плечи которого было возложено перевозка грузов на место будущего строительства. Судя по дальнейшим событиям, руководство УАТа не придало особого значения выполнению графика перевозок для Кулинской электростанции, умудрившись за ноябрь 1942 года перевезти только 7–8 процентов необходимых грузов от намеченного плана. В этом "посильную помощь" водителям оказал и 10 дорожно-эксплуатационный участок (ДЭУ) УАТа, в чьём ведении было поддержание и ремонт дороги до Кулу.

Приказом № 739 по ГУСДС от 3 декабря 1942 года был освобождён от обязанностей начальника отдела эксплуатации УАТ и переведён начальником Тенькинского филиала автобазы № 1 А.И. Геренштейн. 

(В этом случае шла речь не о понижении А.И. Геренштейн за какую-то провинность, а о стремлении руководства Дальстроя нормализовать работу Тенькинского филиала автобазы № 1, поставив во главе её человека, пользующегося заслуженным доверием. — О.В.)

За "заслуги" с должности начальника 10-го ДЭУ УАТа, который обслуживал Кулинский участок, был снят Силко, на его место был назначен Переплётчиков.

Этим же приказом начальнику УАТ Маркову предписывалось увеличить количество автомашин и водителей в колонне автобазы № 1, для обеспечения выполнения плана перевозок на Теньку и ударные стройки в зиму 1942–1943 года. Также указывалось на необходимость ускорения строительства ремонтного пункта на 106 километре Кулинской трассы и ввода его в эксплуатацию не позднее 1 января 1943 года.

1943

"С бору по сосенке" 

Тем временем продолжалось комплектование будущей электростанции и её высоковольтных сетей необходимым оборудованием, которое буквально собирали по всей Колыме.

Так, согласно распоряжению № 16 по ГУСДС от 9 января 1943 года с Тасканского энергокомбината передавались на Омчакскую подстанцию в районе прииска имени Ворошилова два трансформатора 35/6 кВ: один 1000 кВА с подстанции Атурях и один 750 кВА с подстанции Партизан.

Распоряжением № 52 по ГУСДС от 3 февраля 1943 года Кулинской РЭС передавался из ЮГПУ генератор СД-18-4-18 мощностью 550 кВА 333 об/мин. подготовив его к отправке не позднее 8-го февраля 1943 года. Директору АРЗа Голикову вменялось работы по приспособлению генератора для работы с ременным приводом от локомобиля СК-4, по чертежам Колымпроекта к 15 марта 1943 года.

Начальнику Транспортного Отдела Ценину предписывалось обеспечить перевозку генератора 550 кВА, весом 8,5 тонн из Оротукана на АРЗ не позднее 10 февраля 1943 года и с АРЗа на Кулинскую РЭС не позднее 20 марта 1943 года.

Никто никуда не спешит…

Как уже говорилось ранее, строительство Кулинской электростанции, от которого во многом зависело выполнение плана по добыче первого металла (золото) Тенькинским горнопромышленным управлением в 1943 году, находилось на контроле у руководства Дальстроя, обеспокоенного медленным ходом работ на строительной площадке. Что, в свою очередь, нашло своё отражение в приказе № 624 от 30 октября 1942 года.

На февраль 1943 года, спустя четыре месяца с начала строительства, особого улучшения дел на строительстве не наблюдалось — график строительства не соблюдался, и отставание от намеченных сроков становилось критическим, что, в свою очередь, угрожало срывом своевременного пуска в эксплуатацию Кулинской электростанции и её инфраструктуры.

В качестве одной из основных причин называлась недостаточная оперативность в работе УКСа, где отсутствовала тревога за выполнение столь серьёзного задания, возложенного на Управление Капитального Строительства, и царила успокоенность,

Вторым виновником создавшегося положения вещей на строительстве называли УАТ, а точнее работу автобаз № 1 и № 6.

К концу февраля план по перевозкам грузов на объекты Кулу и Хениканджи за 4 месяца был выполнен всего лишь на 12%. На протяжении всей Тенькинской трассы по обочинам дороги валялись сброшенные и засыпанные снегом изуродованные, разбитые части и детали машин и агрегатов.

Водительский состав автобаз № 1 и № 6 своим отношением к выполнению приказа и к технике не только срывал план строительства важных объектов, которые должны были сыграть решающую роль в выполнении государственного плана 1943 года по Тенькинскому управлению, но и ставил под угрозу пригодность оборудования, перевозимого им, и возможность пуска его в эксплуатацию. Всё это происходило при олимпийском спокойствии работников УАТа и руководства № 1 и № 6.

Свою меру каждому причастному озвучили строки приказа № 106 по ГУСДС от 26 февраля 1943 года: "

§1.

Начальнику Управления Капитального Строительства тов. АХУНДОВУ и главному инженеру тов. МАКАРОВУ принять САМЫЕ РЕШИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ к ФОРСИРОВАНИЮ СТРОИТЕЛЬСТВА ЭТИХ ОБЪЕКТОВ, проявить больше инициативы и оперативности в своей работе.

Предупреждаю, что за срыв строительства и своевременный пуск в эксплуатацию строящихся объектов вы будете нести серьёзную ответственность.

§2.

Врио Начальника Управления Автотранспорта тов. Пивоварову принять решительные меры к безоговорочному выполнению моего приказа № 624 от 30 октября 1942 года и к 15 марта перебросить весь груз, как стройматериалы, так и оборудование, предназначенные для объектов Кулинских строек.

§3.

Представить в следственные органы для расследования материал на хулиганов, разгильдяев и преступников из числа водительского состава, допустивших порчу и свалку оборудования на Тенькинской трассе.

Ни одного случая аварии машины со сложным оборудованием не оставлять без расследования, виновных привлекать к уголовной ответственности.

В местах, наиболее трудных по Тенькинской трассе, организовать станции технической помощи для прохода машин с грузами большой габаритности.

§4.

Бывшему начальнику автобазы № 1 тов. ЧЕРНОВУ и бывшему начальнику автобазы № 6 тов. КУРЕННОМУ объявить СТРОГИЙ ВЫГОВОР с предупреждением за срыв перевозок и отсутствие наблюдения за водительским составом.

§5.

В целях форсированной перевозки грузов для вышеуказанных строек организовать машинную колонну, в количестве 50 машин, из числа выпускаемых из ремонта АРЗом — 40 шт. трёхосных и 10 машин из числа транспорта магаданских предприятий.

§6.

Оплату Управлению Капитального Строительства за перевозимые грузы транспортом Управления Автотранспорта производить ПОСЛЕ ПРИЁМКИ ГРУЗА на СТРОИТЕЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ, при приёмке груза составлять акт обо всех порчах и повреждениях, стоимость ремонта производить за счёт Управления Автотранспорта или организации, перевозящей этот груз".

Апрель аутсайдеров

"Скоростное" строительство Кулинской электростанции, которая должна снабжать энергией прииски Омчакской долины, шло с опозданием более чем на месяц, темпы строительства нарастали медленно. Создавалась серьёзная опасность для своевременного пуска её в эксплуатацию.

К такому положению дел были причастны как сами строители и монтажники, так и работники снаббаз и автотранспортники.

Монтаж оборудования производился одновременно со строительством здания. Сроки монтажа не выдерживались по ряду причин. Так, детали для монтируемых машин поступали вне графика, часто не те, что были необходимы в первую очередь. Например, к локомобилю № 1 ожидали плиты мокровоздушного насоса, обшивку цилиндров и плиты котла. А с Палаткинской снаббазы поступили детали локомобиля № 3, который должен монтироваться значительно позднее первого. Также вместо деталей локомобилей привезены ограждения к ним, хотя надобности в них ещё не было.

На снаббазе к ценным механизмам отношение было варварское: их грузили на автомашины без упаковки 一 навалом. В результате после перевозки за сотни километров оборудование приходило в негодность. Так получилось с деталями локомобиля "Вольф", а бригаде монтажников потребовалось много времени для ремонта ремонт этой машины, прежде чем устанавливать её на фундамент.


Реклама локомобилей "Вольф" в России. Фото: из открытых источников

Претензии были и к самим строителям электростанции, которые не выдерживали установленных сроков работ. Так, по плану, фундамент для первого локомобиля должны были закончить к 1 февраля, управились только к 7 марта.

Около главного корпуса электростанции был построен тепляк рядом с фундаментами. В результате такой непредусмотрительности строителей площадку для разгрузки деталей с автомашин пришлось сделать далеко от места работ и монтажникам приходится подтаскивать оборудование к месту установки в два приёма и вручную, так как трактора и механической лебёдки не было. Тракторы, имеющиеся в наличии у автобазы, в большинстве были неисправны и большую часть времени находились в ремонте. По итогу, установка локомобиля № 1 была произведена с помощью трактора за 6 часов шестью рабочими, а установка локомобиля № 2 вручную производили 15 человек в течение 18 часов. 

Не лучшим образом обстояли дела и с заготовкой деловой древесины, без которой строительство электростанции было невозможно. Из 7 тысяч кубометров деловой древесины, согласно плану, к концу марта было заготовлено чуть больше половины. Автотранспорт (начальник автотракторного парка Миронов) работал из рук вон плохо: два трактора, предназначенные для вывозки леса, были неисправны и стояли в ремонте. 

К началу промывочного сезона было необходимо не только запустить в эксплуатацию саму электростанцию, но и протянуть к приискам Омчакской долины линию электропередач и установить трансформаторы. А к этой работе приступили только в начале апреля, до этого времени не были заготовлены и опоры для столбов.

Создавалось впечатление, что уже никто не верил в своевременную сдачу Кулинской электростанции в эксплуатацию в назначенное время.

Майский аврал

По хронике строительства было нетрудно догадаться, что строителям было не суждено сдать в эксплуатацию КРЭС в намеченные сроки, если быть точнее — к 1 мая 1943 года.

В начале мая 1943 года на приисках им. Тимошенко и им. Гастелло были готовы к запуску первые промывочные приборы, в разрезах появилась весенняя вода, но обещанной электроэнергии не было.

Понимая, что начало промывочного сезона стучится в двери, строительство Кулинской электростанции и её объектов перешло на авральный режим. Было решено закончить строительство высоковольтной линии к 8 мая, а к 10 мая дать первый ток. 

Но, принимая новые сроки запуска электростанции в работу, руководители новостройки даже не составили графика монтажных и строительных работ до намеченного срока.

По итогу, несмотря на объявленный аврал, темпы строительства, монтажа оборудования и сооружения высоковольтной линии ничуть не возросли. Автотракторный парк по-прежнему не справлялся со своими задачами. Плотники часами просиживали без дела из-за отсутствия лесоматериалов. Токари и электросварщики простаивали из-за недостатка электроэнергии.

Когда на электростанцию прибыл главный инженер Управления капитального строительства Макаров и предложил начальнику строительства Степанову, главному инженеру Тимченко и начальнику монтажных работ Климову немедленно перестроить работу, наметить реальный срок пуска электростанции, правильно расставить инженерно-технические силы в соответствии с графиком, то они не соизволили это требование выполнить. Хуже того, Степанов при активной поддержке секретаря парторганизации Некрасова, прямо нарушая служебную дисциплину, потребовал от тов. Макарова "не мешать" работать. Опасения главного инженера УКС Макарова напрасными не были — в намеченный срок, 10 мая 1943 года, прииски Омчакской долины электроэнергии не получили.

К 15 мая не было закончено строительство водовода, без которого нормальная работа локомобилей электростанции была невозможна. Не было закончено строительство высоковольтной линии от электростанции к прииску имени Ворошилова, не говоря уже о приисках имени Гастелло и Тимошенко.

Сезон массовой промывки песков приисками Дальстроя в 1943 году начинался 18 мая и к этому сроку Кулинская районная электростанция в основном была готова к запуску, но прииски Омчакской долины (имени Ворошилова, Тимошенко и Гастелло) электроэнергию так и не получили.

Задержка произошла из-за того, что не были готовы линия электропередачи и понизительная подстанция. Проверка линии перед сдачей её в эксплуатацию обнаружила заводской брак в изоляторах. Потребовалось время для его нахождения и устранения.

Запуск первой очереди электростанции

Фактически первую электроэнергию прииски долины Маршалов от КРЭС получили 20 мая 1943 года. В этот день в пробную эксплуатацию была запущена первая очередь Кулинской электростанции из двух локомобилей.

Стоит отметить, что первая очередь электростанции была не в состоянии полноценно обеспечить потребности приисков Омчакской долины. Необходимо было в кратчайшие сроки закончить монтаж второй очереди из двух локомобилей, без ввода в эксплуатацию которой была немыслима нормальная работа предприятий Омчакской долины. Запуск в эксплуатацию второй очереди на Кулу был запланирован на конец мая. 

Результаты авралов

Строительство высоковольтной линии от электростанции к потребителям проходило в авральном режиме с многочисленными нарушениями и низким качеством работ. Натяжка проводов проводилась глазомерно, без учёта монтажных кривых. Стрелы провеса не были выдержаны, что привело 23 мая 1943 года к обрыву проводов, из-за чего прииски простояли сутки в разгар промывочного сезона.

Строительные работы на понизительной подстанции велись с большим опозданием. В результате строители приняли решение о строительстве временной подстанции по упрощённой схеме, которая не была в состоянии обеспечить нормальной работы электростанции: на ней отсутствовала защита отходящих фидеров, не были установлены статические конденсаторы. 

Необходимо было приступать к строительству и монтажу постоянной части понизительной подстанции с тем, чтобы Кулинская районная электростанция смогла снабжать энергией прииски бесперебойно.

Июль. Ввод в эксплуатацию

Как говорилось ранее, запуск первой очереди Кулинской районной электростанции и подача электроэнергии на прииски Омчакской долины был произведён 20 мая 1943 года, но до приёмки КРЭС в эксплуатацию оставалось ещё порядка полтора месяца устранения недоделок, завершения строительства отдельных объектов, монтажных и других работ.

11 июля 1943 года комиссией был подписан акт о приёмке Кулинской районной электростанции мощностью 1000 кВт в эксплуатацию, а 27 июля 1943 года был подписан приказ № 401 по ГУСДС о передаче Кулинской районной электростанции в эксплуатацию.

Надо отметить, что комиссия при приёмке электростанцию в эксплуатацию отметила ряд недоделок и дефектов, на которые в приказе было обращено особое внимание. Из документа: "‎

§1.

Акт комиссии по приёмке Кулинской Районной электростанции утвердить и считать переданной её в постоянную эксплуатацию Тенькинскому горнопромышленному управлению с 11 июля 1943 года.

§2.

Акт комиссии по приёмке в/в линии электропередач УТВЕРДИТЬ и СЧИТАТЬ в/в линию электропередач и закрытую часть понизительной подстанции принятыми во временную эксплуатацию, а открытую часть понизительной подстанции в постоянную эксплуатацию с 11 июля 1943 года Тенькинскому горнопромышленному управлению.

§3.

Окончание строительных и особостроительных работ, а также устранение дефектов и недоделок указанных, в актах и ведомостях приёмочной комиссии по комплексу Кулинской электростанции возложить на Начальника Управления капитального строительства Ахундова.

Все строительные работы, вошедшие в стройтехплан 1943 года по объектам, находящимся на площадке электростанции, а также закрытую часть понизительной подстанции должны быть закончены к 1 сентября 1943 года.

§4.

Окончание монтажных работ по механической и электрической части электростанции, понизительной и повысительной подстанций, а также исправление всех дефектов, указанных в актах приёмочной комиссии возложить на Начальника Тенькинского горнопромышленного управления тов. Виноградова по нарядам Управления капитального строительства со сроком окончания к 1 сентября 1943 года.

§5.

Начальнику Управления капитального строительства тов. АХУНДОВУ немедленно по окончании промывочного сезона приступить к исправлению дефектов и недоделок по в/в линии электропередач со сроком окончания работ 10 дней со дня прекращения подачи тока.

Все подготовительные работы и установку ряжей произвести до 1 сентября 1943 года.

Начальнику Управления капитального строительства тов. Ахундову произвести сокращение аппарата стройки в соответствии с оставшимся объёмом работ, оставив за стройкой 150 человек, остальных рабочих и ИТР по состоянию на 15 июля передать Тенькинскому горному управлению для использования на основных горных работах".

Сентябрь. Движение многоагрегатчиков

К сентябрю 1943 года на Кулинской электростанции получило развитие движение многоагрегатчиков. Так, машинист локомобиля Перистый в заявлении на имя начальника станции Климова писал: "Работая машинистом на локомобиле № 1 и желая ещё больше помочь нашей доблестной Красной Армии, прошу разрешить мне работать одному на двух локомобилях №№ 1 и 2. Все возложенные на меня, как на машиниста, обязанности буду выполнять чётко, обслуживая одновременно два локомобиля".

Заявление Перистого встретило горячую поддержку руководителей электростанции, и было удовлетворено начальником Кулинской электростанции.

С 12 сентября машинист Перистый начал работать на двух локомобилях. Время показало, что он смог сдержать своё обещание и справлялся с обслуживанием двух сложных и ответственных агрегатов.

Переход машиниста Перистого на обслуживание двух локомобилей широко популяризировался среди всего коллектива электростанции.

1944

В 1944 году основным видом топлива для Кулинской электростанции была древесина, которую заготавливали на близлежащих лесоучастках.

Из воспоминаний Виктора Володина: "В 1941–1942 годах, когда разворачивались предприятия золотодобывающей промышленности нашего управления, была построена большая электростанция для обеспечения этих предприятий электроэнергией. Электростанция, работающая на дровах, от которой на предприятия тянулись высоковольтные линии электропередачи, была построена на высокой 40-метровой террасе правого берега Кулу вблизи моста.

По проекту намечалось снабжать электростанцию дровами, заготавливаемыми в верхнем течении Кулу и доставляемыми на электростанцию молевым сплавом (сплав древесины без судовой тяги). Здесь они улавливались при помощи перегораживающего реку бона, состоящего из брёвен, соединённых в узкие сплотки, укреплённые вдоль стального троса.

Но ко времени нашего приезда туда уже давно никакого сплава по реке дров не было. Их возили тогда несколько десятков студебеккеров с полуприцепами, работавших на американском бензине.


На колымской трассе. На заднем плане — "Студебеккер". 1944 год. Фото: kolymastory.ru

Не знаю, было ли это рентабельным делом — возить дрова, изнашивая импортные автомашины и расходуя импортный бензин, чтобы потом на этих дровах получать электроэнергию. Она обходилась, конечно, очень дорого".

Весенние хлопоты

Как правило, плановые ремонты на электростанциях старались провести в зимний период, когда снижалась нагрузка на агрегаты и была возможность без ущерба для производства остановить агрегаты для ремонта. 

В зиму 1943–1944 года на Кулинской электростанции был проведён плановый ремонт локомобилей, ремонтные работы коллективом электростанции были закончены к празднику  1 Мая.

Одновременно коллективом электростанции создавался запас дров, чтобы обеспечить бесперебойную подачу электроэнергии приискам. К началу мая на складе было заготовлено около 7 тысяч кубометров дров.

В 1944 году было принято решение о расширении Кулинской электростанции, и мае на станции форсированными темпами шло строительство. На электростанции был установлен локомобиль Вольф мощностью 600 л.с., демонтированный на Тасканском энергокомбинате.

Увеличение мощности электростанции должно было позволить обеспечивать прииски Омчакской долины электроэнергией в достаточном количестве.

Новые потребители

В 1944 году список потребителей электроэнергии Кулинской электростанции пополнился ещё одним предприятием — прииском "Гвардеец".

Согласно распоряжению № 351 по ГУСДС от 30 мая 1944 года Тенькинскому горному управлению поручалось строительство линии электропередачи КРЭС — прииск "Гвардеец".

Часть необходимых материалов — провод, изоляторы, трансформаторы для этого строительства решено было демонтировать с линии электропередачи Ларюковая — Запятая и Запятинской электростанции не позднее 1 июня 1944 года.

Окончание строительства и сдачу высоковольтной линии в эксплуатацию распоряжением было намечено не позднее 15 июля 1944 года.

Июнь. Увеличение мощности повысительной подстанции

Для обеспечения возрастающих потребностей приисков долины Маршалов в электроэнергии весной было предпринято расширение КРЭС, с увеличением её генерирующей мощности. Но помимо установки новых локомобилей было необходимо также увеличить мощность повысительной подстанции Кулинской электростанции.

Для этой цели с подстанции прииска Большевик (ЧУГПУ) на Кулинскую РЭС (ТГПУ) был передан силовой трансформатор 1 000 кВА напряжением 6,3/22 кВ (переключённый на напряжение 35 кВ). Начальнику Тенькинского горнопромышленного управления подполковнику интендантской службы Виноградову распоряжением № 386 по ГУСДС от 7 июня 1944 года предписывалось обеспечить ввод в эксплуатацию третьего трансформатора 1 000 кВА однотипного с имеющимися на повысительной подстанции КРЭС к 25 июня 1944 года.

Октябрь. "Шалости" местного уровня

Надо сказать, что помимо основной деятельности  снабжении электроэнергией приисков Омчакской долины, в ведении Кулинской РЭС находился и посёлок Кулу, с его инфраструктурой. 

В хозяйстве Кулинской электростанции входила молочная ферма, где было восемь коров, дававших в среднем по 36 литров молока, и конная база. В посёлке Кулу работали магазин и столовая.

Правда, порядка в этих заведениях было мало, что вызывало нарекания у коллектива электростанции и нашло отражение в заметке газеты "Советская Колыма" от 25 октября 1944 года: "В хозяйстве Кулинской электростанции восемь коров. В сутки они дают 36 литров молока, но в магазин поступает только 26—27 литров. Остальное молоко расходуется бесконтрольно. Вопреки существующим правилам, оно хранится у заведующего конбазой Тодорожко дома.

Заведующий материально-хозяйственной частью Касилов получает молоко, якобы, по болезни, хотя он не имеет справки от врача. На требование комиссии общественного контроля представить справку о болезни Касилов отвечает оскорбительной бранью.

Один из членов комиссии общественного контроля направился с актом обследования молочной фермы к помощнику начальника электростанции. Присутствовавший у него Тодорожко набросился на представителя комиссии с угрозами.

Женсовет и комиссия общественного контроля неоднократно составляли акты об обсчётах и обвешивании в магазине и столовой и хищениях продуктов и передавали их администрации электростанции. Но мер никто не принимает‎"‎.

В этом случае обращение в редакцию газеты принесло свои плоды, и начальник Кулинской электростанции Климов был вынужден принять меры. В результате заведующий столовой Баделин с занимаемой должности был снят, продавец магазина Петрова понижена в должности, заведующий хозяйством Тодоражко направлен на общие работы. 

1945

В 1945 году Кулинская районная электростанция (начальник Климов) снабжала энергией все прииски Омчакской долины, горнорудный комбинат имени Берия, прииск "Гвардеец" и многие другие предприятия Тенькинского управления. Станция работала на топливной базе местных лесных массивов долин рек Кулу и Нерючи.


Вид на понижающую трансформаторную подстанцию на прииске им. Гастелло Тенькинского горнопромышленного управления. 1951 год. Фото: из фондов МОКМ

В связи с увеличением необходимых потребителям мощностей в этом году было произведено очередное расширение электростанции — установлено ещё два локомобиля СК-4. Из приказа № 22 по ГУСДС от 10 января 1945 года "О расширении Кулинской РЭС и строительстве Итриканской ГЭС":

§2.

Строительно-монтажные работы по расширению Кулинской РЭС и Итриканской гидроэлектростанции возложить на начальника Тенькинского горнопромышленного управления подполковника интендатской службы тов. Виноградова, со сроком окончания работ:

  1. по расширению Кулинской РЭС — 1 мая 1945 года;
  2. по Итриканской ГЭС — 15 июня 1945 года.

§4.

Начальнику Транспортного отдела тов. Ценину доставить локомобили СК-4 с Сеймчанской электростанции на Кулинскую РЭС Тенькинского ГПУ не позднее 15 марта 1945 года".

Но, несмотря на своё стратегическое значение для ТГПУ, положение дел на электростанции были далеко не идеальными, основными проблемами КРЭС стали топливный кризис и аварии оборудования.

Аварии и ремонты

Больным вопросом для коллектива электростанции оставалась организация плановых и профилактических ремонтов локомобилей и оборудования. 

В 1945 году эксплуатация станции велась всё время с предельной нагрузкой, и энергетики не могли остановить необходимый агрегат или механизм для серьёзного ремонта без того, чтобы снизить выработку необходимого объёма электроэнергии для потребителей. На станции также не было ни одного резервного агрегата, который мог бы заменить действующий на время, необходимое для его осмотра и планового ремонта.

Возможность осмотреть тот или иной агрегат на "скорую руку" энергетики могли лишь в часы спадов: в обеденные перерывы на приисках, а также в вечерние и утренние пересмены. График профилактики, а тем более плановых ремонтов на электростанции нарушался регулярно, что приводило к многочисленным авариям.

Так, локомобиль Вольфа № 1 из-за систематического нарушения графика с 18 августа был остановлен на серьёзный аварийный ремонт — лопнули параллель и лапа блока цилиндра. Поломки были и на локомобилях № 3 и № 5. Локомобиль № 2 требовал замены лабиринтового уплотнения и промывки котла. Невозможность его остановки для ремонта влекла за собой разжижение смазки, и грозило расплавлением подшипников или задиром трущихся частей.

Плохое парообразование в изношенных локомобилях вызывало перерасход топлива от 8 до 10 процентов. Многим локомобилям требовалась перекладка дымоходов, из-за плохой тяги происходила потеря мощности, и машины недодавали более 100 киловатт электроэнергии.

(Известно, что в 1945 году на Кулинской электростанции работал локомобиль Вольфа мощностью в 600 л.с. — О.В.)

Сентябрь. Топливный кризис

С каждым годом работы Кулинской электростанции лесные массивы, которые когда-то окружали электростанцию, отдалялись всё дальше. Становилось всё труднее обеспечить топливом "прожорливые" локомобили станции.

К осени 1945 года ситуация с топливом приближалась к критической отметке. В начале сентября 1945 года на складах Кулинской электростанции оставалось не более 30–40 кубометров дров.

Заготовкой древесины для Кулинской электростанции занимался Тенькинский леспромхоз, руководимый Малякиным, к работе которого высказывалось множество нареканий. 

Не меньшей проблемой была и доставка дров на электростанцию.

В 1944 году планировалось организовать сплав брёвен по реке Кулу, долины которой изобиловали лесными массивами. Для этого были проведены подготовительные работы, на которые истратили около 600 тысяч рублей. На реке поставили заградительные боны, устроили запань и лесотаску. Но до весны 1945 года руководители Тенькинского леспромхоза не сумели организовать транспортировку леса с помощью сплава.

В результате доставкой дров с лесоучастков на склад Кулинской РЭС занимался филиал автобазы Тенькинского управления. 

И вина в том, что топливный склад КРЭС был пуст, лежала на обоих предприятиях. О том, как происходила заготовка и вывозка леса на КРЭС осенью 1945 года писала газета Советская Колыма в номере от 8 сентября 1945 года: "Доставкой дров занимается здесь филиал автобазы Тенькинского управления. В нормальных условиях он имеет возможность вывезти в сутки значительно больше топлива, чем сможет израсходовать электростанция. Однако заготовка дров отстаёт от темпов вывозки. Велик простой машин в лесу под погрузкой. 21 августа на автомашине № 10-33 с шофером Тюленевым приехал старший механик филиала Афонин с намерением проверить, насколько же справедливы жалобы шоферов на плохую погрузку и недостаток заготовленных дров. С лесоучастка 377-го километра трассы вместе с бригадиром грузчиков их направили на новую лесобиржу. Однако из-за отсутствия подъездного пути проехать туда они не смогли.

— Дров больше нет, — сказал бригадир.

Вернувшись на лесоучасток, разыскали десятника.

— Где дрова?

一 Дрова-то? Известно где 一 в лесу.

Километров 8–10 петляла автомашина между пней, кочек и болот, по руслу речки, наконец, шофер увидел штабель дров. Грузить их было некому. После долгих препирательств и настойчивых требований автотранспортников дрова были погружены грузчиками с трактора, трелевавшими лес. Шофер Тюленев непроизводительно потерял около 4 часов рабочего времени. Это не единичный пример.

Шофер Егоров на машине № 15-68 выехал за дровами из гаража в 11 час. 30 минут. Его рейс продолжался… 32 часа! В районе 404-го километра он сумел на не гружёной машине подъехать к штабелю дров, но на обратном пути автомобиль увяз в лесном болоте, и лишь после того, как две автомашины в течение 3 часов тащили провалившийся "Студебеккер", Егоров смог двигаться дальше. В эту же ночь начальник лесоучастка Овсиевич спокойно спал, а у пилорамы простаивали 5 автомашин в ожидании, когда одно звено грузчиков сумеет справиться с погрузкой. Машины простояли по 4—5 часов.

Ещё хуже дело с погрузкой на полуприцепы. Отсутствие подъездных путей в лесу вынуждает шоферов этих машин ждать на трассе, когда тракторы подвезут к ним дрова. В ночь с 24 на 25 августа инженер филиала Фомиченко, дежурный леспромхоза Иванов и диспетчер Купреев составили акт на простой 7 автомашин-полуприцепов из-за отсутствия дров. Общий их простой составил 32 машино-часа, или 6 машино-рейсов. 

Лесной массив участка, составлявший около 10 тыс. кубометров древесины, по словам Овсиевича, "отрабатывается". Запаса топлива здесь хватит не более как до половины сентября. Заготовку намерены перенести в долину ключа Тангыхчан, где рассчитывают взять 50–60 тысяч кубометров древесины. И снова те же затруднения — подъездные пути. А предназначенная для устройства дорог бульдозерная установка к "Катерпиллеру" валяется на участке, без применения.

— Не годится этот механизм для нас, — говорят леспромхозовцы, — им только пески окучивать можно на приисках.

И никому невдомёк, что бульдозер, по существу, специально дорожная машина. По-прежнему бьются и ломаются автомашины в колдобинах тайги, особенно ночами. Только за 25 дней августа заявочный ремонт на филиале составил 672 часа вместо 102 часов по норме". 

Декабрь. На грани остановки

К концу 1945 года ситуация с топливом стала настолько угрожающей нормальной работе электростанции, что для разрешения топливного кризиса было вынуждено вмешаться руководство Дальстроя.

В конце ноября и начале декабря 1945 года силами УАТа в короткий срок было перевезено 10 000 кубометров дров для Кулинской электростанции и приисков Теньки. Половину этого объёма вывезли автомобили первой автобазы.

В середине декабря 1945 года автотранспортникам была поставлена задача начальником Дальстроя — доставить за несколько дней ещё 6 000 кубометров дров для Кулинской электростанции и частично для приисков.

16 (17) декабря в два часа дня с автобазы №1 пошли на Теньку первые "Студебеккеры". Вечером туда же, к лесозаготовкам на Кулу, вышли автомобили филиала автобазы №1 с 239 километра. Всего было направлено 13 автомашин. На перевозку леса планировалось направить 50 машин, что должно было дать гарантию выполнения плана перевозок.

Ещё 37 машин автобазы должны были выставить за счёт транспорта, возвращавшегося из рейсов. Большую часть из этого количества — 45 автомашин должна была направить первая автобаза, на долю второй автобазы приходилось 5 единиц техники.

Даёшь угля!

Конец 1945 года показал, что Тенькинское горное управление оказалось не в состоянии обеспечить топливом свои прииски и бесперебойную работу Кулинской районной электростанции из-за значительного удаления лесных массивов, где производилась заготовка леса. Доходило до того, что при отсутствии заготовленных дров в топках сгорала деловая древесина, так необходимая для строительства и производства.

Сложившая ситуация вынудила руководство Дальстроя искать выход из создавшегося топливного кризиса, одним из вариантов было переведение котельных и КРЭС на уголь. В этом выгодном во многих аспектах варианте был только один недостаток — угольные месторождения с большими запасами угля, на которые можно было рассчитывать, находились на Эльген-Угле и Аркагале и транспортные издержки при перевозке на такие расстояния с лихвой бы перекрывали все плюсы от такого решения.


Вронский Борис Иванович у выхода пластов угля Аркагалинского месторождения. 1936 год. Фото: из фондов МОКМ

Тем не менее в конце 1945 года было принято решение о завозе угля на Кулинскую электростанцию с угольных копей Аркагалы.

Отдельно стоит отметить, что речь в декабре 1945 года о переходе КРЭС с дров на уголь не шла. Сперва было организовать такие перевозки, убедиться в их экономической целесообразности, создать необходимый запас угля на Кулу и только потом переоборудовать топки локомобильной электростанции под уголь.

Зимник Кулу — Аркагала

Для организации доставки угля с Аркагалы на Кулинскую электростанцию было принято решение организовать зимник по рекам Кулу, Аян-Уряху и Берелёху, длиною в 150 километров. Этот зимник должен был сократить почти на 900 км путь от Аркагалы до Кулу.

Эта задача была поставлена перед дорожным участком под руководством Грошковым. Дорожный участок на тот момент своей техники не имел, но на выручку пришли горняки — тракторы с приисков были переданы дорожникам. 

Несмотря на все трудности, дорожники справились с этим ответственным заданием, и зимник в середине декабря был принят специальной комиссией.

Первые перевозки

16 декабря водители филиала автобазы № 1 Сериков и Чепрасов первыми на "Студебеккерах" прошли всю ледяную трассу и вернулись из Аркагалы с первыми тоннами угля.

По заданию начальника Дальстроя водители первой автобазы должны доставить в декабре на прииски и Кулинскую электростанцию первые полторы тысячи тонн аркагалинского угля.

Для выполнения этого ответственного поручения на автобазе была организована особая колонна автомобилей с двухсменными экипажами. Среди водителей, выделенных на эти перевозки, — орденоносец Лукомский, мастера скоростных рейсов Кислинский, Бризицкий и другие. Начальником колонны назначили Торопчина, в 1944 году работавшего начальником Индигирской автоколонны.

На 349-м километре Тенькинской трассы для обсуживания автомашин, перевозящих топливо, обустроили ремонтный пункт. Он состоял из утеплённого гаража на 25 автомашин, 4 помещений для шофёров и ремонтников, механической мастерской, бани-прачечной, столовой и других необходимых сооружений. Построили и первое общежитие на 100 человек — водителей и ремонтников.

Тенькинская трасса

Руководство Дальстроя прекрасно осознавало, что проложенный зимник Кулу — Аркагала — это временное решение для обеспечения топливом Кулинской электростанции и приисков, необходимо было строить постоянную трассу от Кулу до Аркагалы для возможности завоза топлива и других грузов на Теньку.
В конце 1945 года на Теньке был организован Кулинский дорожно-строительный участок, на который была возложена задача изыскать и дать постоянную трассу по долине Кулу к реке Аян-Урях, через который планировалось построить мост.
Таким образом, можно говорить о том, что одной из главных причин строительства трассы от Кулу до Аян-Уряха послужила необходимость организации бесперебойной перевозки угля с Аркагалы на Теньку.

1946

Во время работы зимника в 1945–1946 годах перевозка угля с копей Аркагалы на Кулинскую электростанцию велась силами Кулинской автоколонны автобазы № 1 УАТа, которая насчитывала около 26 машин.

План перевозок за февраль 1946 года водителями Кулинской автоколонны был выполнен на 152%. Руководством автобазы № 1 за ударную работу были отмечены водители орденоносец Вильховченко, Шевченко, Шишанов, Торбатов и другие.

1947

С 1 января 1947 года Кулинская электростанция и ещё две дизельные станции вошли в состав образованного Тенькинского энергокомбината.

1949

К 1949 году значение и роль Кулинской электростанции для Тенькинского горнопромышленного управления претерпела серьёзные изменения.


В зале дизельной электростанции. Колыма. 50-е годы. Фото: из фондов МОКМ

К тому времени КРЭС была в составе Тенькинского энергокомбината, куда также входили такие электростанции как Тенькинская, Бутугычакская, Нерючинская, Омчакская и ряд приисковых электростанций небольшой мощности. Большая часть электростанций Тенькинского энергокомбината были дизельными, и только две Нерючинская и Кулинская — локомобильными.

К этому времени Кулинская электростанция производила около 20–30 процентов электроэнергии от суммарного объёма Тенькинского энергокомбината.

Подводя итоги

В 1949 году государственный план по добыче металла по многим показателям Тенькинским горнопромышленным управлением выполнен не был. Большая доля вины в этом лежала на Тенькинском энергокомбинате, которые не смог обеспечить бесперебойное снабжение горняков электроэнергией.

Для Кулинской электростанции 1949 год был временем серьёзных испытаний, авралов, аварий и фатального невыполнения плана.

Стоит сказать, что план по выработке электроэнергии станция выполнила не более чем на четверть от запланированного. И для такого фиаско было много как объективных, так и субъективных причин.

Работа на износ

Промывочный сезон 1949 года Кулинская электростанция работала на износ, без плановых и профилактических ремонтов локомобилей и оборудования. Ремонты оборудования происходили только в случае выхода его из строя, что приводило к снижению выработки электроэнергии. Результатом такого подхода стал выход из строя к концу 1949 года большей части оборудования и агрегатов, которые нуждались в капитальном ремонте.

Рабочая сила

На станции катастрофически не хватало квалифицированного персонала, многие работники имели низкую квалификацию. Недостаточная техническая грамотность машинистов и их помощников приводила к неграмотной эксплуатации оборудования и многочисленным авариям. В ноябре 1949 года машинист Лемешков расплавил шатунный подшипник, машинист Белявцев допустил течь труб, кочегар Колесников перегрел важнейшую часть насоса и так далее. По словам главного механика станции Мигукина на станции было не с кем работать.

Лесозаготовки

В 1949 году значительную часть в топливном балансе станции составляла древесина.

Заготовкой леса для электростанции занимался Тенькинский леспромхоз (начальник Трофименко), к работе которого было много претензий у энергетиков. Неудовлетворительная заготовка леса, в частности, объяснялась недостатком рабочей силы, со специалистами дело обстояло ещё хуже.

Плохую работу станции осенью 1949 года руководители Тенькинского энергокомбината во многом объясняли именно недостатком топлива. На лесной бирже запас дров отсутствовал — древесина шла в топки локомобилей буквально с колёс. Чтобы обеспечить бесперебойную работу станции, необходимо было создать запас топлива хотя бы на несколько суток.

Сплавы

В летнее время часть древесины на Кулинскую электростанцию доставлялась по реке Кулу плотовым сплавом, что требовало значительное количество рабочей силы. 

Автопарк

Вывозка древесины с лесоучастка была поручена автопарку КРЭС, для этой цели ещё зимой 1948 года станция получила много новых газогенераторных автомобилей, которые требовали внимания и тщательного ухода. Однако руководить автопарком было поручено людям, не знакомым с эксплуатацией газогенераторных установок. В результате безграмотной эксплуатации дело дошло до того, что в декабре 1949 года из гаража выходила в рейсы только шестая часть автомобилей. Остальные были либо разукомплектованы, либо нуждались в ремонте.


Газогенераторный автомобиль на трассе. Фото: kolymastory.ru

Начальник автопарка Козлов, зная, что зима не за горами, осенью 1949 года не поставил вопроса о необходимости сооружения вместительного и тёплого гаража. Недопустимую забывчивость проявили также начальник Кулинской электростанции Соломяный и Тенькинского леспромхоза Трофименко. В результате газогенераторные машины остались зимовать под открытым небом. Не было проведено своевременное и утепление автомашин — без тёплых капотов газгольдеры и грубые очистители быстро охлаждались.

При таком положении дел в автопарке обеспечить своевременный вывоз леса на электростанцию было невозможно. 

За такое "похвальное" рвение на посту начальника автопарка Козлов был снят со своей должности в ноябре 1949 года.

По итогам работы Кулинской электростанции за 1949 год также лишился своей должности и бывший начальник КРЭС Соломяный.

1950

В 1950 году с приходом на должность начальника КРЭС нового человека, положение дел на электростанции стало меняться в лучшую сторону.

Начало промывочного сезона

К концу июня четыре локомобиля прошли капитальный ремонт, ещё два локомобиля находились в стадии ремонта.

Восстановление механизмов и агрегатов задерживалось из-за отсутствия необходимых запчастей. Часть их можно было бы изготовить на месте, но на Кулинской станции отсутствовали токарные, строгальные и фрезерные станки. Из-за их отсутствия также задерживались текущие ремонты, что приводило к снижению выработки электроэнергии.

Несмотря на некоторые сдвиги, Кулинская электростанция всё ещё работала с большими простоями агрегатов.

Стоит отметить, что в 1950 году доля генерируемых мощностей Кулинской электростанцией в суммарной мощности всего Тенькинского энергокомбината составляла 20%, и от работы КРЭС во многом зависело выполнение плана энергокомбината в целом.

Заготовка леса

Для избежания проблем с вывозом древесины в зимнее время, руководство Кулинской электростанции приняло все меры к тому, чтобы доставить как можно больше леса летом сплавом по реке. Для снижения количества рабочей силы, занятой на сплаве, было принято решение в 1950 году сплав осуществлять не плотовым, а молевым способом, когда брёвна не вязали в плоты, а сплавляли каждое бревно в одиночку. Тогда проблемы засорения рек и экологии руководителей волновали куда меньше, чем выполнение плана по заготовкам.

По итогам промсезона

Надо сказать, что смена руководства сыграло свою роль в выправлении ситуации на электростанции. При подведении итогов, в сентябре 1950 года коллектив Кулинской электростанции был первым в выполнении плана по выработке электроэнергии в Тенькинском энергокомбинате.

1951

В период смотра организации труда осенью 1951 года ценную инициативу проявили машинисты-стахановцы Кулинской электростанции Гольцев, Харитонов, Остафейчук и Васякин. Они организовали двухагрегатное обслуживание локомобилей, высвободив тем самым трёх машинистов.

Более двух месяцев машинисты-стахановцы обслуживали по два агрегата и содержали их в хорошем состоянии. 

Большую работу по удлинению межремонтных сроков службы агрегатов проводил коллектив электростанции. По норме машина должна была проработать до текущего ремонта полтора — два месяца. Опыт стахановского обслуживания машин показал, что эти сроки могли быть увеличены в полтора раза.

1952

По итогам работы за 1952 год коллектив Кулинской электростанции под руководством Гончарова достиг значительных производственных успехов.

Развернув борьбу за экономию топлива и материалов, коллектив станции добился снижения себестоимости 1 киловатт-часа на 9,6% процента. На 19 процентов был снижен расход энергии на местные нужды. В 1952 году Кулинская районная электростанция досрочно выполнила годовой план, с экономией государственных средств в сотни тысяч рублей.

1953

Время ремонтов

Начало 1953 года на Кулинской электростанции было ознаменовано началом ремонтных работ. Заранее были разработаны мероприятия и план работ. Коллективы, руководимые Никоновым и Мигукиным, решили сдать в эксплуатацию агрегаты первой очереди к 10 февраля, а второй — ко дню выборов.

Значительную помощь ремонтникам оказывали токари и слесари механического цеха (начальник Костин), изготовляя запасные части и детали к машинам. Здесь хорошо трудились токари-стахановцы Маскин и Иванов, выполняющие задания на 180—200 процентов.

Подсобное хозяйство

Подсобное хозяйство КРЭС, в котором в 1949 году была только молочная ферма с восьмью коровами, к 1953 году претерпело кардинальные изменения.

В январе 1953 года в подсобном хозяйстве Кулинского предприятия была в разгаре подготовка к весеннему севу. Работники занимались изготовлением вегетационных горшков, парниковых рам, ремонтом сельскохозяйственного инвентаря.

Было запланировано значительное расширение посевной площади. Если в 1952 году было засеяно только два гектара, то весной 1953 года планировалось занять десять гектаров под турнепс, репу, капусту и редис. В марте на поля планировалось начать завозить органические и химические удобрения.

Создавалось парниковое хозяйство площадью 125 кв. метров.

Забегая вперед, надо о том, что буквально через несколько лет подсобное хозяйство Кулинской электростанции после ликвидации КРЭС, станет одним из предприятий, сохранивших посёлок Кулу и обеспечивших работой его жителей. А также на десятилетия станет одним из градообразующих предприятий посёлка Кулу.

1954

В 1954 году Кулинская локомобильная районная электростанция находилась в статусе резервной и перспективы её существования были очень туманными.

Закрытие и ликвидация электростанции

Летом 1954 года вышел приказ № 409 по ГУСДС от 24 августа 1954 года, который поставил точку в жизненном пути КРЭС. Согласно этому приказу, электростанция должна была быть ликвидирована к октябрю 1954 года, посёлок Кулу подлежал консервации. Из текста приказа: "

§1.

Начальнику Энергоуправления тов. Скворцову ликвидировать с 25 августа 1954 года неэкономичную, резервную локомобильную электростацию, полностью демонтировав её оборудование к 1 октября 1954 года.

§3.

Начальнику Энергоуправления тов. Скворцову к 1 сентября представить мне на утверждение план ликвидации хозяйства Кулинской электростанции и консервации посёлка.

§4.

Начальнику ТГПУ Азбукину немедленно принять необходимые меры по обеспечению отоплением здания, имевших центральное отопление от Кулинской электростанции".

По имеющимся данным, можно предполагать, что одной из основных причин закрытия Кулинской районной локомобильной станции послужил грядущий запуск в эксплуатацию первой очереди Аркагалинской электростанции (АГРЭС). 


Аркагалинская ГРЭС. Последние дни перед запуском. Фото: kolymastory.ru

Себестоимость 1 кВт-ч электроэнергии, вырабатываемой КРЭС, составляла 2, 42 рубля, а АГРЭС — 23 копейки. В результате было решено ликвидировать электростанцию на Кулу, как неэкономичную.

Переподчинение посёлка

Если Кулинская электростанция была ликвидирована в 1954 году, то посёлку Кулу повезло больше и он продолжил своё существование.

Посёлок Кулу и его объекты в 1955 году были переданы из ведения Кулинской электростанции в подчинение Конторы промышленных и подсобных предприятий.

_________________________

В статье использованы материалы книги Инны Грибановой "Тенька. Виток спирали", газеты "Советская Колыма", архивов МОКМ и ГАМО.

Моя признательность и благодарность коллективу архива Магаданской области за помощь в работе.

_________________________

Уважаемые старожилы Колымы, хочу обратиться к Вам с просьбой — если у вас в домашних архивах сохранились фотографии, документы времён Дальстроя, может у кого-то сохранились воспоминания, заметки и записи родителей о жизни тех лет — если вам не жалко, приму в дар с огромной благодарностью электронные копии для работы по истории Магаданской области для сайта "Моя родина — Магадан". Буду признателен Вам за любую помощь в этой работе.
Василий Образцов.

Смотрите полную версию на сайте >>>


Следующая новость