История Колымы: Берелёхская электростанция

Совместный проект краеведа Василия Образцова и MagadanMedia
Район деятельности ЗГПУ. Фрагмент карты Дальстроя из фондов МОКМ
Фото: kolymastory.ru

26 мая. Василий Образцов уже давно пишет о Колыме и Магадане, о событиях и людях, повлиявших на историю региона. Совместный проект ИА MagadanMedia и сайта "Моя родина — Магадан" — новый взгляд на родные места.

Взамен переданного БРЭС должна была получить от Колымснаба локомобиль "ЛМ-8" комплектно с генератором не позднее 15 февраля 1942 года. Полученный локомобиль предписывалось ввести в эксплуатацию не позднее 15 апреля 1942 года.

Положение дел на начало промывочного сезона

 Одним из основных условий успешной работы электростанции в летнем промывочном сезоне была своевременная подготовка и качественный ремонт агрегатов. Локомобили электростанции, работавшие зиму с частыми перебоями из-за отсутствия воды в реке, к промывочному сезону подготовить не успели. Кроме того, требовалось смонтировать и в первые же весенние дни запустить в эксплуатацию новый локомобиль.

Но коллектив электростанции справился с поставленными задачами и к началу промывочного сезона ремонт всего оборудования станции был закончен. Из репортажа газете "Советская Колыма" старшего механика БРЭС Власова: "Ремонтные работы, протекали в сжатые сроки. При этом значительную часть рабочих пришлось использовать на заготовке льда для питания котлов, чтобы не остановить станцию. Коллектив ремонтников решил тогда работать безостановочно, в две смены. На каждый день каждой бригаде были разработаны наряды-задания, устанавливающие конкретные сроки и объёмы. В результате ремонт первой машины был проведён за 7–8 суток. Столько же потребовалось на ремонт второй и затем третьей.

Объём ремонта намного превзошёл намеченный. Приходилось использовать все резервы, чтобы не просрочить окончание работ. Большую инициативу проявил коллектив механиков.

Надо отметить большую помощь в ремонте локомобилей машиниста Баранова, кочегаров Кайгородова и Мезенцева.

Сейчас коллектив готовится к пуску станции на полную мощность".


9 июня 1942 года. Фото: из газеты "Советская Колыма"

Приказ о начале соревнования энергетиков Колымы встречен на Берелёхской электростанции с энтузиазмом. Состоялось собрание руководящего состава, затем прошли собрания по сменам, были приняты следующие обязательства:

  • держать нормальное напряжение и частоту при коэффициенте мощности у потребителей не ниже 0,8;
  • строго придерживаться норм расхода топлива и смазочного; снизить себестоимость киловатт-часа на 3 процента; организовать сдачу отработанного масла в количестве 50 процентов от потребляемого;
  • организовать семинары для повышения технического уровня обслуживающего персонала.

Переход на вольнонаёмный состав

Осенью 1942 года, согласно приказу № 067 по ГУСДС от 15 октября 1942 года, Берелёхская электростанция ЗГПУ была переведена на вольнонаёмный состав, с заменой всех заключённых. Это привело, в свою очередь, к нехватке жилищного фонда электростанции и к необходимости жилищного строительства.

1943 год

Дело — дрова

В феврале 1943 года прииски "Стахановец" и "Ударник", получающие электроэнергию от БРЭС, оказались на голодном энергетическом пайке, что сильно сказалось на добыче песков. Только за пять дней февраля прииски недополучили энергии 23 517 киловатт-часов. 

Такая ситуация возникла в первую очередь из-за отсутствия топлива на станции. Стоит сказать, что к этому времени лесные массивы вблизи станции приказали долго жить, попытка перевести БРЭС на торф также успехом не увенчалась (в связи с ликвидацией торфодобычи на Колыме) и сбылась мечта энергетиков — электростанцию перевели на аркагалинский уголь.

Автобаза ЗГПУ (начальник Кондратьев), которая должна была доставлять уголь с Аркагалы на электростанцию в необходимом объёме, не справлялась с перевозками. За 8 дней она должна была доставить 160 тонн угля, а привезла всего 65. Из-за недостатка топлива в январе локомобили БРЭС простояли 888 машино-часов. 

Понадеявшись на привозной уголь, руководители электростанции (начальник Киселёв) сняли с себя всякую заботу о заготовке дров. Если в январе 1942 года коллектив станции заготовил хозяйственным способом 3 052 кубометра дров, то в январе 1943 года было завезено лишь 163 кубометра.

Надежда на уголь изрядно подвела энергетиков, на топливном складе отсутствовали какие-либо запасы топлива. В результате к февралю 1943 года в топках электростанции уже сгорело 6 жилых и служебных построек.

Подготовка к промывочному сезону

В марте 1943 года положение дел на станции всё так же оставляло желать лучшего. За пять дней марта Берелёхская электростанция недодала только одному участку "Задернованный" 6 207 киловатт электроэнергии — 60% потребности участка.

Дежурные у щитов электростанции дезорганизовывали горняков участка, отдавая на день дюжину распоряжений: то срочно отключайтесь, то немедленно принимайте нагрузку. Как правило, со станции сообщали горнякам завышенное против фактического напряжения в сети и когда в шахтах включали механизмы, электроэнергии не хватало. 

Подготовка к промывочному сезону на станции 1943 года шла медленными темпами. Так, к концу апреля на БРЭС (старший механик Власов), ремонтные работы были выполнены только наполовину. 

Результаты июля

Надо сказать, что летом 1943 года БРЭС так и не удалось преодолеть свои насущные проблемы и выйти в передовики. По итогам работы за июль Берелёхской электростанцей план по выработке электроэнергии выполнен не был, при этом был допущен перерасход топлива и смазочного масла.

Осенние итоги

К осени 1943 года на электростанции разворачивалось предоктябрьское соревнование между машинными бригадами, сменами, цехами.

Коллектив Берелёхской электростанции стремился в соревновании с Аркагалинской и Сеймчанской электростанциями одержать победу и завоевать переходящее Красное знамя Дальстроя.

По итогам работы в августе, впервые за время существования электростанции, был выполнен план выработки электроэнергии. Расход топлива снижен на 3,4%, сэкономлено 18,9% машинного масла.

Прииски Западного управления в полной мере были обеспечены электроэнергией.

В борьбе за выполнение взятых обязательств лучших результатов добилась смена механика Лобанцева, которая выполнила план по выработке электроэнергии на 102,8%, сэкономила топливо и 50 килограммов машинного масла.

Среди машинных бригад первое место в соревновании завоевала бригада Куликова (в составе бригады — кочегар Решкин и помощник машиниста Стародубцев)

Кочегар Шереметьев, окончивший стахановскую школу под руководством помощника машиниста Сафронского, заслуженно считался лучшим на электростанции

По инициативе партийно-комсомольской группы был радиофицирован посёлок. Силами коллектива станции было заготовлено 200 столбов для радиолинии, и трудящиеся электростанции получили возможность слушать в общежитиях и столовой.

В октябре продолжалась подготовка электростанции к зиме, заканчивались работы по утеплению производственных и жилых помещений.

1944 год

Расширение электростанции

В течение 1943 года количество потребителей Берелёхской электростанции существенно увеличилось, на промывочный сезон 1944 года ожидалось дальнейшее увеличение нагрузки. В связи с этим руководством ГУСДС было принято решение о расширении Берелёхской электростанции для увеличения её мощности.

8 января 1944 года был выпущен приказ № 13 по ГУСДС, в котором говорилось следующее: "

§1.

Директору Ремонтного завода горно-обогатительного оборудования тов. Каралифтёрову закончить демонтаж и кап. ремонт локомобиля "ЛМ-8" комплектно с генератором, и его электроаппаратурой, находящихся на Запятинской электростанции, упаковать и вывезти своим транспортом на площадку Ремонтного завода к 20 января 1944 года.

§2.

Начальнику Проектно-Изыскательского отдела Дальстроя тов. Крыжановскому выслать проектировщиков на Берелёхскую электростанцию, для составления проекта расширения Берелёхской электростанции, обеспечив выдачу необходимой технической документации для начала производства строительных работ к 24 января 1944 года.

 Срок окончания проекта расширения Берелёхской электростанции 5 февраля 1944 года.

§3.

Начальнику Управления автотранспорта, подполковнику административной службы тов. Маркову обеспечить перевозку локомобиля "ЛМ-8" и генератора от Ремонтного завода горно-обогатительного оборудования до Берелёхской Районной электростанции по требованию Западного горнопромышленного управления. 

§4.

Начальнику Западного горнопромышленного управления подполковнику тов. Сенатову выслать своего представителя для приёмки локомобиля "ЛМ-8" комплектно с генератором от Ремонтного завода горно-обогатительного оборудования в пос. Оротукан.

Выполнение строительно-монтажных работ по расширению Берелёхской Районной электростанции возложить на Западное горнопромышленное управление, со сроком ввода локомобиля в эксплуатацию к промсезону".

В преддверии промывочного сезона

В 1944 года коллектив Берелёхской районной электростанции, включившись во Всесоюзное соревнование электростанций, взял на себя серьёзные обязательства.

После длительного простоя был запущен в эксплуатацию дополнительный агрегат № 2. Ремонтная бригада, возглавляемая механиком тов. Колесниковым, обеспечивала ремонт локомобилей в строго установленный срок. Лучших производственных показателей добились машинные бригады комсомольца Кельдишева, Фадеева и Девяткова.

План выработки электроэнергии в феврале БРЭС выполнила на 3 дня раньше срока.

Большую помощь в работе станции оказывала общественность. Недостаток воды на станции требовал заготовку и растопку льда, ежедневно после работы электрики выходили на заготовку льда.

(Судя по всему, в зиму 1943–1944 вопрос с водоснабжением на электростанции так и оставался открытым — О.В.)

В марте 1944 года работы по расширению станции продолжались, был закончен котлован под фундамент, изготавливалась опалубка под бетон. Работы тормозила задержка в подготовке оборудования. По приказу Главного управления ещё в январе должен был демонтирован и отправлен в капитальный ремонт на Оротуканский завод локомобиль Запятинской электростанции. Но демонтаж локомобиля был начат только в марте. 

Тем не менее, строительные и монтажные работы по установке нового локомобиля планировалось закончить к 1 мая. 

Энергетики Берелёхской РЭС во Всесоюзном соревновании намеревались добиться получения Переходящего Красного знамени Государственного Комитета Обороны и первого места в соревновании с Аркагалинской в Омсукчанской электростанциями.

Что же из этих намерений получилось в результате на самом деле, выяснилось буквально через три месяца, очень скоро…

В Багдаде всё спокойно…

Из заметки в газете Советская Колыма от 25 июня 1944 года: "В кабинет начальника Берелёхской электростанции, запыхавшись, вбегает машинист локомобиля Москаленко.

— Тов. Гладышев, говорит он с гневом в голосе,— я принял сейчас смену и обнаружил дефекты в работе золотника. Прошу сменного механика Туманевича записать эти дефекты в журнал, а тот отказывается и велит приступать к работе без всяких записей. В кабинет вызывается сменный механик. Выясняется, что золотник действительно не в порядке.

— Но ведь я и так знаю, что его ремонтировать надо, — оправдывается механик Туманевич — Зачем же ещё записывать? Да и на чём писать? У нас уже давно нет дефектного журнала, а записи мы изредка делаем на клочках бумаги. Этот эпизод, как нельзя лучше характеризует положение дел на Берелёхской электростанции. Безответственность, несоблюдение элементарных правил эксплуатации локомобилей — вот стиль работы руководителей станции".

На протяжении мая и июня 1944 года Берелёхская электростанция держала прииски "Ударник" и "Стахановец" на голодном энергетическом пайке. В мае план выработки электроэнергии был выполнен на 93%, при этом угля перерасход угля был на 11% выше нормы, а убытки достигли 25 000 рублей. За первую декаду июня работа станции ещё более ухудшилась. План выработки электроэнергии составил всего 84%, а пережог угля достиг 60% сверх нормы.

В чём же дело? Почему Берелёхская электростанция, которая успешно выполняла план первого квартала, стала лимитировать работу горняков Запада? Основными причинами происходящего были плохое качество аркагалинского угля и низкое качество ремонта механизмов и агрегатов станции.

 Нам возят уголь из второй штольни,  уголь очень мелкий, попадается много породы. — Так в один голос заявляли руководители станции.

Действительно, качество поставляемого угля оставляло желать лучшего, что, несомненно, приводило к понижению мощности локомобилей и пережогу угля. Но были и другие причины.

Из введенного в эксплуатацию после промывочного ремонта локомобиля № 4 уже на следующий день пар свистел из разных мест машины. Во время ремонта на локомобиле № 4 в результате неправильной сборки мокровоздушного насоса сломались тарелка и решётка. Как выяснилось, механик Колесников передоверил ремонт слесарям, а сам не проверил качество сборки важного агрегата. 

Машина № 3 до ремонта давала до 160 киловатт, а после ремонта её мощность упала до 120 киловатт.

Но все эти факты мало тревожили главного механика Стаханского, который ни ремонтом, ни правильной эксплуатацией машин не руководил, превратившись в простого наблюдателя. 

Много вопросов возникало к наличию и качеству запасных частей локомобилей. Механический цех не успевал изготовлять запасные части, так как всё время был занят на аварийных работах. Хромало и качество изготовляемых запасных частей. Поршневые кольца отливали в центральных ремонтных мастерских Запада из низкокачественного крупнозернистого чугуна, что приводило к значительному сокращению срока их службы.

Не велось на электростанции и борьбы с нарушителями дисциплины и аварийщиками. На локомобиле № 1 по вине машиниста Кельдишева произошёл обрыв трубы маслопровода. В результате безответственной работы машиниста золотник, работающий без доступа масла, настолько раскалился, что пришлось остановить локомобиль и менять золотниковые кольца. Но начальник электростанции Гладышев не счёл нужным отметить этот возмутительный случай в приказе по электростанции и виновник остался безнаказанным.

На низком уровне среди машинистов и кочегаров находилась и дисциплина. В течение одного дня сменные механики Туманевич и Нешин и машинист Чижов совершили прогул, на что сквозь пальцы смотрели руководители станции и партийная организация.

После статьи в газете

После опубликования заметки о плохом качестве ремонта локомобилей на Берелёхской электростанции в газете "Советская Колыма", в конце июня 1944 года на БРЭС состоялось обсуждение статьи на открытом собрании партийно-комсомольской группы. Критика недостатков работы энергетиков была признана правильной и своевременной. Коллектив станции приступил устранению дефектов, имевшихся после ремонта локомобилей.

В июле 1944 года на Берелёхской электростанции в полном объёме был закончен монтаж и ремонт машин, станция имела все возможности для обеспечения приисков электроэнергией.

Даёшь угля!

Очередным препятствием для выполнения плана стали угольщики Аркагалы, отгружавшие на станцию недоброкачественный уголь.

Так, за последние 15 дней июля было получено 130 тонн угля с большой примесью земли, камней в золы. Четвёртого июля водитель Байдуков на автомашине № 12-15 по закладной № 13278 доставил три тонны угольной пыли, в которой не было обнаружено ни одного куска угля. Доставка каждой тонны угля на станцию обходилась в 224 рубля.

Топки Берелёхской электростанции не были приспособлены для сжигания мелкого угля, в результате станции приходилось работать на пяти локомобилях, тогда как при хорошем угле хватало и четырёх. Кроме этого, сжигание мелкого топлива приводила к большому пережогу угля. Частая чистка топок также мешала нормальной работе станции.

1945 год

Дамба на озёрах

Зимой 1944–1945 годов была предпринята очередная попытка преодолеть острый недостаток в воде зимой, существовавший с момента запуска Берелёхской электростанции.

В январе 1945 годы были закончены работы по постройке гидротехнического сооружения, которое должно было позволить сохранить уровень воды в озёрах зимой.

Необходимо было найти места утечки воды из озера на площади в 10 000 квадратных метров. По наблюдениям, из озера ежедневно уходило до 500–600 кубометров воды.

Строительство проходило в тяжёлых условиях. Несмотря на трудности, бригада строителей Бердичевского смогла обнаружить место утечки. Здесь построили шестиметровый шпунт, забив его на полутораметровую глубину, и соорудили дамбу.

Мероприятие дало желанные результаты, уровень воды в озёрах в январе поднялся на 19 сантиметров.

Весна 1945 года

Первый квартал 1945 года был БРЭС был отмечен новыми успехами. Люди отдавали все силы, чтобы бесперебойно снабжать прииски электроэнергией, одновременно проводился капитальный ремонт локомобилей. Несмотря на напряжённую обстановку, план первого квартала перевыполнен.


5 августа 1945 года. Фото: из газеты "Советская Колыма"

Проверка выполнения социалистических договоров выявила передовых людей на электростанции. Среди них Христалев — машинист-двухсотник. Его бригада давала лучшие показатели по выработке энергии и по экономному расходованию угля. Не отставала и бригада двухсотника Бочковского. Кочегар этой бригады, Оловянишников за свою работу получил звание лучшего кочегара электростанции.

Дружно работали в смене механика Резванцева, которая была передовой на Берелёхской электростанции. В этой бригаде люди первыми включились в предмайское соревнование, по ним равнялись и другие смены.

Осень 1945 года

В ноябре 1945 года Берелёхская электростанция полностью удовлетворяла нужды приисков Западного управления — "Стахановец" и "Ударник".

Агрегаты станции работали безаварийно, ремонт локомобилей и генераторных установок производился своевременно.

Но если с выполнением плана по выработке электроэнергии вопросов не возникало, то с экономией топлива было всё не так хорошо. За 20 дней ноября смена дежурного инженера Степанова выполнила план выработки электроэнергии на 75% процентов, при расходе угля в 132% нормы. Не лучше обстояли дела и в смене дежурного инженера Матюка, где при выполнении плана на 75%, при расходе угля в 126%. 

1946 год

Весной 1946 года Берелёхская районная электростанция снабжала электроэнергией три прииска Западного управления 一 "Стахановец", "Ударник" и "Скрытый". От бесперебойной работы электростанции зависела борьба горняков за досрочное выполнение плана добычи подземных песков к предстоящему промывочному сезону.

План выработки электроэнергии за февраль был выполнен на 109%. Смена инженера Матвеева своё месячное задание реализовала на 110%, лучшая машинная бригада комсомольца Кельдишева имела 144% месячного задания.

Отличник-дальстроевец Христанев на обслуживании двух локомобилей добился среднемесячной выработки на 115%. Кочегары Турукало, Ражкин, Мезенцев, Золотухин повседневно боролись за сокращение расхода топлива. Машинист Рыбальченко за хорошую работу был выдвинут на должность сменного механика, в его смене было меньше всего простоев.

Но говоря о передовиках электростанции, стоит упомянуть и тех, по чьей вине прииски недополучили сотни киловатт-часов. Так, машинист локомобиля № 5 Саросеков допустил выплавку мотылевого подшипника. Кочегары Высоцкий и Тюрин допустили течь дымогарных труб. 

К марту 1946 года на Берелёхской электростанции был закончен капитальный ремонт своего паросилового и энергетического хозяйства.

Вода, кирпич, масло и уголь…

Несмотря на все предпринятые меры, водоснабжение электростанции в зимнее время давало повод для тревоги и беспокойства. Для сохранения воды в озёрах на текущие ремонты дамбы затрачивалось много времени и средств, но эффект был далёк от желаемого — вода всё также уходила из озёр в значительных объёмах. Вопрос о зимнем водоснабжении электростанции требовал кардинальных решений. 

Смазочные масла на БРЭС нередко поступали без документов и характеристик, и энергетикам приходилось с ними работать практически вслепую, что, в свою очередь, приводило к преждевременному износу поршневых колец и цилиндров.

Электростанция систематически продолжала пережигать уголь сверх нормы, что приводило к вопросам о правильности эксплуатации паровых котлов. Но разрешение этих вопросов для станционного персонала являлось непосильной задачей, из-за отсутствия каких бы то ни было элементарных лабораторных приборов. Вследствие этого тонны угля уходили в небо.

Возникали вопросы у энергетиков и угольщикам Аркагалы, откуда на станцию отгружали уголь не соответствующий кондиции, в результате за февраль на станции скопилось около 30 тонн породы. Часты были и случаи недогруза машин.

Также были претензии от энергетиков к качеству огнеупорного кирпича производства Аркагалинского кирпичного завода, из которого были сложены выносные топки локомобилей. Срок службы топок, в особенности сводов, зависел от качества кирпича и величины швов. Клиновой кирпич, потребный для кладки сводов, завод не производил. Клинообразная форма кирпичу придавалась на месте, что нарушало его структуру и увеличивало толщину шва. Это приводило к быстрому выходу сводов из строя из-за их оплавки, выгорания огнеупорной глины. Энергетики отмечали также, что качество огнеупорного кирпича Аркагалинского завода, которое ранее было очень высоким, ухудшилось.

Вместо эпилога

К сожалению, на данный момент не удалось проследить, когда прекратила свою работу Берелёхская районная локомобильная электростанция.

Можно только предположить, что это случилось к концу 40-х годов, когда была проложена высоковольтная линия от Аркагалинского энергокомбината и необходимость в БРЭС отпала. Скорее всего, её постигла судьба Челбаньинской и других небольших электростанций ЗГПУ, которые были закрыты к этому времени.

Локомобили Берелёхской электростанции

По имеющимся данным можно сделать приблизительные выводы, какие локомобили и в каких годах эксплуатировались на БРЭС.


Людиновский локомобилестроительный завод. На этом заводе было собрана львиная часть локомбилей, работавших в СССР. Фото: из открытых источников

Судя по всему, на момент возведения Берелёхской локомобильной электростанции, она комплектовалась локомобилями по принципу "с бора по сосенке", которые собирали для БРЭС по всей территории Колымы и порой не в лучшем техническом состоянии. В дальнейшем, во время работы БРЭС, руководство Дальстроя начало перевод электростанции на локомобили одной марки "ЛМ-8", которые в 1944 году составляли подавляющее большинство локомобилей на БРЭС.

Известно, что в 1940 году один из локомобилей был "СК-4".

В 1941 году на электростанции работало 5 локомобилей 一 "СК-4", "СК-6", "ЛМ-5" и два локомобиля "ЛМ-8".

В 1942 году на станции работали три локомобиля "ЛМ-8", точное количество и марки остальных локомобилей неизвестны.

В 1944 году на БРЭС работало четыре локомобиля "ЛМ-8", всего на станции было установлено пять локомобилей.

В нескольких приказах по Дальстрою, которые касались Берелёхской электростанции, упоминаются локомобили "ЛК-4", которых в приведённом списке отсутствуют. Скорее всего, речь шла именно о локомобиле "СК-4" (производства Людиновского завода) который с лёгкой руки работников Дальстроя переименовали в "ЛК-4".

Месторасположение электростанции

К сожалению, и на этот вопрос однозначного ответа получить не удалось, можно только предлагать по обрывочным данным о том, где находилась электростанция.


Примерное месторасположение Берелёхской локомобильной районной электростанции. Фото: kolymastory.ru

Известно, что Берелёхская районная электростанция, Берелёхская обогатительная фабрика и посёлок, где проживали вольные работники этих предприятий, располагались близко друг к другу и в 3–4 километрах от устья реки Табоги на берегу реки Берелёх.

Больше всего под описание подходит то место, где впоследствии возник посёлок Широкий. 

Впрочем, точку в этом рассказе пока ставить рано и всё ещё впереди.

_________________________

В статье использованы материалы из газеты "Советская Колыма", архивов МОКМ и ГАМО.

Моя признательность и благодарность коллективу архива Магаданской области за помощь в работе.

_________________________

Уважаемые старожилы Колымы, хочу обратиться к Вам с просьбой — если у вас в домашних архивах сохранились фотографии, документы времён Дальстроя, может у кого-то сохранились воспоминания, заметки и записи родителей о жизни тех лет — если вам не жалко, приму в дар с огромной благодарностью электронные копии для работы по истории Магаданской области для сайта "Моя родина — Магадан". Буду признателен Вам за любую помощь в этой работе.
Василий Образцов.

Смотрите полную версию на сайте >>>


Следующая новость