2 мая. Обращаться за помощью к психологу очень полезно, ведь именно он помогает разобраться в конфликтах, структурировать опыт, самореализоваться в жизни, сделать выбор, и, конечно, наладить здоровые отношения с детьми. О популярности психологии в Магадане, осознанном родительстве и особенностях коммуникации с ребенком рассказала MagadanMedia клинический психолог, кандидат психологических наук, доцент Лариса Ким.
— Почему вы выбрали специальность психолога? Как давно практикуете? И каким именно направлением психологии вы занимаетесь?
— Я 14 лет работаю клиническим психологом. Отучилась в Ярославском государственном университете имени П. Г. Демидова, защитила диссертацию по социальной психологии, и мне сразу же предложили должность медицинского психолога в Магадане, в областной больнице.
У меня высшее педагогическое образование с направлением "адаптивная физическая культура" (реабилитация). Туда входит и психологическое сопровождение. После университета я стала дальше разбираться в психологии, мне нравилось это, я устроилась на работу, а потом поступила и закончила при Новосибирском медицинском университете Институт клинической психологии.
— В Магадане популярны походы к психологу?
— Очень популярны.
Просто некоторые считают, что если человек пошел к психологу, значит, у него что-то не в порядке с головой. Это неправда.
Люди должны понимать, что психология и психиатрия совершенно разные вещи.
— С какими проблемами к вам обращаются чаще всего?
— Ко мне чаще всего обращаются с проблемами детско-родительских отношений. Непослушание детей, плохая учеба, лень. Огромная проблема сейчас с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью детей.
— Вам эмоционально тяжело работать с посторонними людьми и их проблемами? Как ставите блоки?
— Нет, не тяжело. Мне нравится моя работа. Есть определенные блоки, есть специальные психологические защиты. Один из вариантов защиты, к примеру, это диссоциация: мы смотрим на ситуацию со стороны. Запрещено рассматривать проблемы людей, как свои собственные. В каждой ситуации я разбираюсь индивидуально, под какую-то общую основу я никогда не подвожу своих клиентов.
— Есть ли сложности в вашей работе?
— Я легко работаю, честно говоря. У неопытного психолога, который только начал работать, конечно же, есть сложности определения механизмов, формирования самой проблемы. Нужно понять, из каких механизмов состоит проблема человека, чтобы потом раскрутить этот механизм. Для этого нужны знания и опыт, который накапливается годами.
— Знание психологии помогает или мешает в обычной жизни?
— Помогает в том, что мы, психологи, более или менее адекватно реагируем на то, что происходит вокруг нас. А мешает в том, что иногда закапываем себя в этом. Иногда надо просто жить и все, не анализировать, не "копаться" в себе, выискивая какие-то проблемы.
Опытный психолог просто живет, он перестал заниматься самокопанием. Зигмунд Фрейд говорил "Иногда сигара — это просто сигара".
Семья. Фото: Freepik
— В библиотеке имени А.С.Пушкина вы ведете цикл "Осознанное родительство". Что это за курс и о чем вы рассказываете?
— Это очень актуальная тема. На сегодняшний день очень много клиентов обращаются с проблемами детско-родительских отношений.
Что такое осознанное родительство? Это когда родители четко внутри себя понимают, что происходит с ними, что происходит с ребенком и определяют, что нужно делать. А для кого это делать? Для ребенка, для самого родителя или для школы? Вот здесь нужно определять эти вещи. И определяются они индивидуально.
Почему мы говорим именно об осознанности? Потому что каждый родитель старается воспитывать своего ребенка примерно так, как воспитывали его, или же от противного. Если пример был хороший, то его можно повторять.
Нужно адекватное воспитание. Если вы видите, что ваш ребенок начинает курить, сбегать из дома, перестает слушаться, значит нужно смотреть, что можно исправить в этой ситуации, и делать это нужно осознанно.
Родитель не должен повторять за какой-то книжкой, а осознанно идти по тому пути, который он выбирал, пути воспитания своего ребенка.
Я учу родителей понимать и осознанно воспринимать свои поступки. Родитель должен знать, что если он попустительствует ребенку в течение какого-то количества времени, тогда он ему потом выдаст какое-то хамство, и тогда ему с этим хамством нужно будет что-то делать. Именно родитель контролирует этот процесс, осознанно допускает или не допускает. Вот это и есть та самая осознанность.
— Давайте поговорим о популярных запросах родителей. Что делать, чтобы ребенок смог адекватно адаптироваться к социуму?
— Адекватно его воспитывать. Нужно не пугать его этим социумом, а как можно чаще отправлять его туда. Нужно уметь поддерживать ребенка. Это не значит со всем соглашаться, а объяснять, зачем он идет на какую-то секцию, что он там получит, чем она ему будет полезна.
Для чего ребенок ходит в школу? Многие дети говорят, чтобы дружить, но потом под диктовку родителей отвечают: "Чтобы учиться". Чаще всего дети воспринимают школу, как общение с друзьями. В таком случае нужно объяснять каждому ребенку, что дает школа и что ее основная функция — это обучение. Конечно, друзья там тоже будут, но все-таки на первом месте стоит учеба, и это нужно объяснять.
Это касается всех видов деятельности ребенка, всех кружков, спортивных секций и прочего.
Для того, чтобы ребенок действительно адаптировался к какому-либо социуму, родителям нужно нужно раскрывать смысл, зачем его туда отправляют. Объясняйте ему сами, а не перекладывайте эту заботу на тренера, учителя, которые, бедные, потом не знают, что делать с ребенком, непонимающим куда и зачем попал.
— Что нужно, чтобы наладить связь родителя и ребенка?
— Разговаривать с ним. Понимать его и не ругать. Дети сами иногда не понимают, зачем они совершают какие-то поступки. Поэтому нужно всегда разговаривать, разбираться, спокойно задавать вопросы. Почему он это сделал, что было до этого.
Самое главное — не срываться на ребенка.
— Сколько сеансов терапии нужно пройти, чтобы увидеть какой-то результат?
— Все очень индивидуально. Были случаи, когда хватало 4-5 сеансов. Самая длительная терапия у меня была с ребенком с сильным характером, она длилась 3 года.
— Какую рекомендацию вы бы дали людям, которые боятся или стесняются обратиться за помощью к психологу?
— Не бойтесь. Не думайте, что вас сразу заклеймят психом. Я не психиатр, а психолог. Помогаю разобраться в ситуации, раскладываю все по своим местам.