Баланс в рыбной отрасли — это стабильность в регионах и развитие рынка РФ

Представитель Магаданской области в Совете Федерации Анатолий Широков — о рыбной повестке в работе палаты регионов
Анатолий Широков
Фото: отеделение партии "Единая Россия" в Магаданской области

3 апреля. Тема развития рыбной отрасли страны — в обязательной привязке к развитию традиционных приморских рыбацких регионов — занимает большое место в повестке работы верхней палаты российского парламента и находится на постоянном контроле руководства Совета Федерации и прежде всего — председателя СФ Валентины Ивановны Матвиенко, отметил  представитель Магаданской области в Совете Федерации ФС РФ, заместитель председателя Комитета по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Анатолий Широков, комментируя по просьбе редакции ИА MagadanMedia значение СФ для развития рыбохозяйственного комплекса страны и доклад, с которым руководитель Всероссийской ассоциации рыбопромышленников (ВАРПЭ) Герман Зверев выступил на пленарном заседании палаты регионов 20 марта этого года.  

 — Выступление Германа Станиславовича Зверева в рамках "Времени эксперта" в Совете Федерации — это действительно знаковое во многом событие для рыболовного и экспертного сообществ, поскольку впервые за достаточно большой временной отрезок эксперт выступил в палате регионов с серьезным аналитическим мнением по поводу развития отрасли. Не побоявшись при этом указать на проблемы, не побоявшись показывать пути их решения, и в этом смысле этому  выступлению можно дать высокую оценку. 

Более того, выступление Германа Станиславовича только подчеркнуло ту роль, которую играет Совет Федерации как палата регионов в балансировке интересов федерального центра, регионов и отраслевого сообщества. Действительно, от наличия балансов в этом треугольнике во многом зависит развитие отрасли, в которой занято 107 тысяч человек, а от развития отрасли зависит экономическая стабильность многих российских прибрежных территорий.

И эта стабильность — всегда баланс интересов всех акторов развития отрасли, и федерального, и регионального, и отраслевого уровней, и экспертного сообщества. И на страже этого баланса, что называется, Совет Федерации и находится, здесь находят сбалансированные решения и помогают им приобрести жизненные очертания.  

В этой связи я хотел бы как раз-таки напомнить о том, что в прошлом году мы приняли по инициативе, кстати, группы сенаторов, приняли закон о рыболовных участках (Федеральный закон от 24 июля 2023 года № 384-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов"). 

Первый, начальный вариант закона, который предписывал выведение участков, где правопользование заканчивается, на аукцион, встретил, мягко говоря, непонимание со стороны Совета Федерации. И во многом благодаря слаженной работе сенаторов, депутатов Государственной Думы, представителей федеральных органов исполнительной власти, региональных правительств, губернаторов прибрежных территорий, экспертов — это как раз к словам о балансе интересов на площадке Совета Федерации — мы приняли закон, который фактически устраивает сегодня всех, сохраняя баланс интересов в отрасли.  

И в этом отношении та работа, которая сегодня продолжается по подготовке и принятию целой серии подзаконных актов, принципиально важна с точки зрения баланса. И здесь сегодня ведется очень серьезная дискуссия, и начали ее опять мы в Совете Федерации. Речь идет, напомню, о механизме платежа за аренду рыболовного участка. Мы предлагаем на сегодняшний день этот платеж, во-первых, сделать не единовременным, чтобы не обрушивать, что называется, экономику рыболовных компаний, и мы предлагаем его одновременно и "расщепить" — то есть часть, где-то 20-25%, пользователь отдает сразу в федеральный бюджет до заключения договора, а оставшуюся часть в течение ряда лет вносит в региональные уже бюджеты.

Принципиально важно, что деньги, которые рыбак будет платить в бюджет, будут работать на развитие тех территорий, которые и обеспечивают работу рыбака. Нам необходимо сегодня создавать в отдаленных рыбацких поселках современную инфраструктуру, строить там учреждения здравоохранения, образование, создавать комфортную городскую среду и так далее. И здесь рыбаки могли бы сыграть ключевую роль.

Их основная рабочая сила, рабочие руки — это ведь жители этих поселков, и они в итоге будут жить во все более улучшающихся условиях. Вот это — принципиально важно. 

Я думаю, что нам очень важно будет найти баланс и в следующей проблеме, которую очень рельефно обозначил Герман Станиславович Зверев. Речь идет о том, что вот уже два этапа программы инвестиционных квот у нас одновременно реализуются. И я остаюсь на своей позиции, которая мной была высказана в процессе обсуждения второго этапа инвестиционных квот. То есть мы, получается, не закончили реализацию положений первого этапа программы, сразу перешли ко второй, стремясь улучшить характеристики российского рыболовного флота, обновить его. Но к чему это привело? Если мы посмотрим цифры, которые Герман Станиславович привел о кредиторской задолженности рыболовных компаний в целом, то она сегодня выросла практически до триллиона рублей. И при этом практически сравнялась с кредиторской задолженностью в сельском хозяйстве в целом! 

При этом есть и такая особенность. Банковские кредиты рыбной отрасли в шесть раз превышают отраслевую прибыль, чего не происходит в других отраслях сельского хозяйства. И как раз-таки максимальное нарастание этой задолженности в рыбной отрасли пришлось на 2023 год, когда рыболовецкие компании опять взяли кредиты для участие в аукционах по второму этапу инвестквот. Более 520 млрд рублей взяли кредитов — в дополнение к уже имеющимся на то время. 

И здесь, конечно, нам необходимо пристально смотреть на развитие отрасли.  — вместе с экспертами, с рыбаками. Почему именно так? Потому что, повторюсь, от устойчивости отрасли зависит устойчивость многих прибрежных регионов, устойчивость экономическая и, прямо скажем, социально-политическая устойчивость — тоже. 

И второе: нам нужно идти по пути снижения стоимости рыбопродуктов, водных биологических ресурсов на внутреннем рынке.

Мы должны на это ориентироваться, эту задачу поставил Президент. И вполне понятно, что и позиция отраслевого сообщества, и позиция экспертного сообщества, и позиция Совета Федерации в этом смысле направлены не на то, чтобы, так сказать, "снять" с рыбака "последние штаны", то есть, допустим, обложить его еще каким-то платежом.

Все это все равно не приведет к снижению стоимости рыбопродуктов на внутреннем рынке. Мы ищем баланс, который и должен послужить снижению стоимости рыбы и, соответственно, к серьезному повышению ее потребления на внутреннем рынке.

Здесь я бы хотел очень серьезный момент затронуть, он также прозвучал в ходе "Времени эксперта" 20 марта. Речь идет о том, что у нас на сегодняшний день серьезные препоны ставятся к потреблению рыбы в зависимости от наличия в ней мышьяка. И в этом смысле получается очень интересная вещь. Получается, что такую рыбу или морепродукты мы продаем за рубеж, и содержание мышьяка в них считаются нормальными, тем более что мышьяк этот — органический.  Но при этом внутри страны эту же рыбу мы продать не можем, потому что наши контрольные органы считают, что ПДК мышьяка превышены в этой рыбе. Здесь надо серьезно разбираться, потому что на самом деле это серьезно бьет по устойчивости отрасли, по тому самому балансу, о котором мы говорим. Мы в Совете Федерации будем готовить предложения, чтобы из этого, что называется, "мышьякового тупика" выйти.

Хотел бы еще раз подчеркнуть: принципиально важно, что эти другие проблемы, озвученные 20 марта главой Всероссийской ассоциации рыбопромышленников, были озвучены на площадке именно Совета Федерации, на той площадке, где все стороны ищут баланс, и тому есть уже много примеров. 

Я бы также хотел еще отметить, что по итогам выступления Германа Станиславовича появилось протокольное поручение председателя Совета Федерации Валентины Ивановны Матвиенко с предложением сенаторам прибрежных территорий и всем заинтересованным сенаторам собрать предложение по гармонизации развития рыболовной отрасли в контексте, который задал Герман Станиславович. Обычно, напомню, по итогам выступления экспертов в палате регионов такого не происходит, тут мы видим определенную новеллу.

И очень важно, что в поручениях обращено внимание не только на Северный и Дальневосточные бассейны, но и на Азовское море — теперь уже вновь внутреннее море Российской Федерации. И там тоже нужно проводить продуманную рыболовецкую политику, тоже нужно искать баланс между интересами властей всех уровней и интересами рыболовного сообщества.

И результатом такого баланса может стать только один показатель — снижение стоимости водных биологических ресурсов на внутреннем рынке и увеличение их потребления в пищевом рационе россиян, — завершил свой комментарий Анатолий Широков.

От ИА MagadanMedia напомним, что в ходе своего выступления 20 марта в рамках традиционной рубрики "Время эксперта" глава ВАРПЭ Герман Зверев рассказал сенаторам о масштабной трансформации мирового рыбного хозяйства, ее последствиях для нашей страны, напомнил о конструктивном взаимодействии Совета Федерации с отраслевым сообществом, а также выступил с рядом предложений о стратегическом развитии рыбохозяйственного комплекса России. Доклад главы ВАРПЭ получил высокую оценку председателя СФ Валентины Матвиенко, по его итогам были даны поручения профильному Комитету по аграрно— продовольственной политике и природопользованию.

Смотрите полную версию на сайте >>>


Следующая новость