7 февраля. Интервью с Еленой Владимировной Нарбут, директором педагогического института Северо-Восточного государственного университета, проректором по научной работе, кандидатом филологических наук, доцентом.
— Елена Владимировна, в конце прошлого года Вас отметили нагрудным знаком "Почётный наставник" Министерства науки и высшего образования Российской Федерации. Поздравляем!
— Спасибо вам за поздравление! Для меня это было неожиданностью и радостью. Я очень благодарна нашему Министерству за высокую оценку труда, а также моим коллегам, студентам, без которых ничего бы не состоялось. Кроме радости, эта награда налагает дополнительную ответственность. Ведь просто так ничего не дается: со второго курса моего студенчества и по сей день я работаю в университете, чем очень горжусь. А свою педагогическую деятельность я начинала с мытья полов в первой школе во время обучения на первом курсе. Ничуть не жалею, что вся моя жизнь связана с родным Магаданом и высшим образованием. Как говорится: "Где родился, там и пригодился!".
— Елена Владимировна, Педагогическому институту 1 февраля исполняется год. Расскажите, пожалуйста, об истории Педагогического института.
— Педагогический институт как структурное подразделение СВГУ — молодое, но история нашего становления самая давняя, потому что наш Университет, когда открылся в далеком 1960 году, назывался Педагогическим институтом. Сегодня Педагогический институт объединяет преподавателей и студентов с трех бывших факультетов — филологического, педагогического и социально-гуманитарного. Не случайно слоган нашего института: "Единство разных!". Я всегда вспоминаю нашего бывшего ректора Евгения Михайловича Кокорева, который говорил, что "коллектив у нас сложный, но интересный". Всего у нас обучается свыше 1000 студентов. Мы самый большой институт в университете. Института объединяет 5 университетских кафедр. У нас мощный педагогический состав: 6 докторов наук, 31 кандидат наук, преподаватели из Китая и Японии. Кроме того, преподавательским корпусом ведутся научно-исследовательские работы по 15 научным темам. А что касается непосредственно образовательной деятельности, в институте представлена широкая палитра программ: 17 профилей по программам бакалавриата, 10 профилей по программам магистратуры, и, кроме этого, 4 специальности по программам аспирантуры. Таким образом, представлены все три уровня высшего образования, что позволяет выстраивать индивидуальную образовательную траекторию.
— В институте представлена очень удобная для абитуриента образовательная траектория. В стенах Северо-Восточного государственного университета можно получить классическое образование бакалавра и учиться дальше, никуда не выезжая.
— Верно. Ведь не случайно слоган нашего университета: "Реальное образование для реальной жизни". Добавлю, что в 2023 году впервые в истории нашего университета аспирантуру по педагогической специальности закончила коллега из Поднебесной, из нашего вуза-партнера — Муданьцзянского педагогического университета, которая в течение 3 лет успешно совмещала работу преподавателя и обучение в аспирантуре СВГУ.
— Где работают выпускники Педагогического института?
— Выпускники нашего института работают не только в сфере образования, науки, культуры, но и в органах опеки, попечительства, в органах государственной власти, органах местного самоуправления, в средствах массовой информации, в различных сферах бизнеса. В любом учреждении в Магадане есть наши люди. Это дорогого стоит!
— Чем еще занимается Педагогический институт?
— Институт реализует различные проекты, которые объединяют в себе образовательную, воспитательную и научную работу. В первую очередь это социально ориентированные языковые проекты: "Русский в портфеле", "Китайский в портфеле", "Немецкий в портфеле" и др. Они направлены на популяризацию как русского языка, так и иностранных языков. Изучение языков развивает память и обогащает внутренний мир человека, помогает лучше понять национальную культуру. Это важно для самоидентификации личности. В перечне школьных дисциплин русский язык и иностранные языки являются важным кирпичиком в формировании гармоничной личности и средством самореализации. Мы развиваем эти проекты уже в течение 8 лет на безвозмездной основе на различных площадках: МАОУ "Лицей № 14 им. А.К. Болдырева", МАОУ "Гимназия № 13", МАОУ "СОШ С УИОП № 4", МАОУ "Гимназия № 24". Студенты под руководством коллег готовят, разрабатывают и ведут занятия. Детки очень откликаются на работу с молодыми, креативными и инициативными студентами. Также в Педагогическом институте есть психолого-педагогический центр "Дети в университете", который создан для работы с детьми с особыми потребностями. Работа центра направлена на решение социально значимых вопросов: осуществление социальной адаптации, формирование толерантного отношения к детям с ОВЗ, а также меры поддержки реабилитации и абилитации. В нем также работают студенты под руководством коллег. И психолого-педагогический центр, и перечисленные выше образовательные организации являются базами прохождения различного рода практик.
— Прекрасно, что существуют такие долгоиграющие проекты, которые построены на волонтерской основе и уделяют внимание детям. Какую помощь предлагает ВУЗ студентам?
— Благодаря преподавателям кафедры социальных и гуманитарных наук в СВГУ функционирует психологическая служба, в которую бесплатно может обратиться любой студент и сотрудник университета. Под руководством отдела по физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работе функционируют секции по волейболу и баскетболу. Отдел ежегодно организует спартакиады для студентов с привлечением учащихся школ города, области, а также способствует участию студентов в региональных и всероссийских соревнованиях. Сегодня у ребят есть потрясающие возможности проявить себя на соревнованиях. Команды университета достойно представляют наш регион на различных площадках. В СВГУ уже трижды были проведены соревнования по виртуальным велогонкам в рамках спортивного направления FIDGITAL SPORT, цифровой физический спорт. Так что мы идем в ногу со временем!
— Еще один важный аспект деятельности Педагогического института — это вожатская практика.
— Ежегодно больше ста студентов Педагогического института выходят на вожатскую практику и трудоустраиваются в загородные оздоровительные лагеря, чем вносят значительный вклад в организацию и проведение летних оздоровительных кампаний Магаданской области. Кроме того, совместно с Детско-юношеским образовательным оздоровительным центром "Северный Артек" в рамках программы "Губернаторский лагерь" мы подготовили и провели профильные профориентационные мероприятия по различным направлениям. Например, мероприятие "СевАртКэмп", которое мы вместе с коллегами и студентами активно презентовали и провели на площадке "Северного Артека". Кроме того, мы проводим выездные сборы по программе подготовки вожатых. И эта работа нами будет продолжена. Но не только вожатской практикой едины. У студентов профиля "История и общественные науки", например, в летний период проходит археологическая практика. Студенты получают навыки по установке полевого лагеря, фотофиксации, описанию и интерпретации археологических артефактов, готовят выставочные экспозиции (из недавнего — выставка, посвященная работам Гижигинской археологической экспедиции). Помимо этого, в течение всего учебного года студенты проходят производственные практики в образовательных учреждениях города Магадана, где применяют полученные теоретические знания на практике под руководством внимательных наставников, а в ответ получают благодарности, отличные отзывы и приглашение на работу. Многие студенты 3-го, 4-го, 5-го курсов уже трудоустроены в образовательные и дошкольные учреждения г. Магадана.
— Изучение иностранных языков подразумевает в том числе международное сотрудничество для повышения конкурентоспособности выпускников на рынке труда. С кем сегодня сотрудничает Северо-Восточный государственный университет?
— В университете действуют 6 договоров с вузами-партнерами из Китайской Народной Республики. Не только наши студенты ежегодно выезжают на обучение в КНР в рамках академической мобильности, но и к нам приезжают ребята из вузов-партнеров. На этот учебный год к нам приехал студент из Цзилиньского педагогического университета. Я была очень рада услышать от него, что он приехал в Магадан, потому что ему положительно отрекомендовали наш университет: "Здесь работают добрые люди и очень хорошо обучают". Это, конечно, высокая независимая оценка. Надеюсь, что наше доброе отношение и профессионализм согреют и будущих абитуриентов, которые решатся к нам поступать.
— Елена Владимировна, расскажите, почему именно сова стала символом Педагогического института?
— Сова — традиционный символ мудрости и знаний. Она помогает глубже понять мир, накопить новые знания, раскрыть интуицию. А все это делает человека мудрее и помогает ему принимать правильные решения, делать правильный выбор. Это важно! Кроме того, она очень милая.
— В Педагогическом институте обучается более тысячи студентов и работает много преподавателей. Расскажите, что объединяет всех этих людей?
— Наш слоган "Единство разных!" не случаен. Педагогический институт — это семья. Прошлый год был объявлен в России Годом педагога и наставника. 2024 — Год семьи. Одно перетекает в другое. Нас объединяет любовь к людям и любовь к выбранному делу. Равнодушных у нас нет. Мы все интересные, разные, творческие. И это нас объединяет.
— Какие главные достижения Педагогического института за год?
— Наше объединение — это уже достижение. Это дело не однодневное, но нам удалось сплотить всех. Мы можем похвастаться (уж простите за нескромность) не только профессиональными достижениями, но и внеучебной жизнью Педагогического института. Она очень разнообразна, и составляет частичку души каждого из нас. В свободное время на безвозмездной основе неравнодушные люди проводят, участвуют и организуют различные мероприятия: "День пожилого человека", "Новогоднее чудо", "Рождественский калейдоскоп", "Подари улыбку маме", "Витаминные смайлики", "Пасхальный хоровод", "Русские забавы", "Кухня народов Северо-Востока" и др. Во всех мероприятиях наши студенты и коллеги принимают самое активное участие. Мы в первую очередь чтим наши традиции. Большое внимание уделяем патриотическому воспитанию: плетем маскировочные сети для СВО, оказываем помощь участникам спецоперации. В планах есть социально-ориентированный проект, который будет направлен на взаимодействие с детками участников СВО.
— Недавно был День студента, что бы Вы пожелали студентам?
— Любви, хорошего настроения и получать удовольствие от всего, чем ты занимаешься. Моя любимая цитата: "Студент или ученик — это не мешок, который нужно набить, а факел, который нужно зажечь". Недавно я встретила еще одно замечательное высказывание доктора философских наук, члена Союза писателей СССР Арсения Гулыги: "Студент должен усвоить, что после окончания курса наук ему придется быть врачом, судьей, адвокатом лишь несколько часов в сутки, а человеком — целый день".
Но студенчества нет без наставников и без преподавателей. Поэтому и своим глубокоуважаемым и дорогим коллегам в этот день я хочу пожелать крепкого здоровья, радости общения, мира, добра и терпения!
Беседовал Дмитрий Андреев