19 ноября 2023. Василий Образцов уже давно пишет о Колыме и Магадане, о событиях и людях, повлиявших на историю региона. Совместный проект ИА MagadanMedia и сайта "Моя родина — Магадан" — новый взгляд на родные места.
Во-первых, отпал вариант установки 130-мм пушек на подводные лодки типа "Правда", поскольку выяснилось, что такая пушка для лодки слишком тяжела, и ограничились 100-мм, да и сама конструкция лодки оказалась неудачной.
Во-вторых, удлинением ствола решили хоть немного снизить давление в канале (при жестко заданном весе снаряда и начальной скорости).
В общем повторилась история 1912 года, когда командование флота погналось за дешевизной. В результате конструкторов заставили последовательно заменить гильзовое заряжание на картузное, полуавтоматический клиновой затвор на поршневой системы Виккерс, электрические приводы наведения на ручные и т.д.
К изготовлению тела орудия и станка приступили в начале 1932 года. Все рабочие чертежи были запущены в производство в мае 1932 года, за исключением чертежей досылателя, которые многократно менялись, что вело за собой многочисленные изменения в казеннике и затворе.
Заводские испытания орудия начались 8 апреля 1934 года, в ходе которых был выявлен ряд дефектов и образец вернули на завод для доработки. В апреле 1935 года испытания возобновили. Новая пушка имела много недоработок, особенно плохо работал досылатель.
Все это время у достроечной стенки завода пушки ждал лидер "Ленинград", спущенный на воду еще в 1933 году…
В конце концов в УВМС закрыли глаза на недоделки, и в декабре 1935-го "сырую" Б-13 официально приняли на вооружение, а серия уже шла с мая 1935 года. В 1935 году "Большевик" сдал 12 пушек первой серии, корабельные испытания они прошли осенью 1936 года на лидере "Ленинград".
Первые из серийных имели одинаковые со 130/55-мм пушкой боеприпасы и баллистику. Правда, дальность стрельбы у них была больше на 2–3 км за счет увеличения угла возвышения с +30° до +45°. По сравнению же с Б-7 эта разница для снаряда образца 1911 года составляла лишь 300 м.
Изначально в 1934–1935 годах орудие Б-13 проектировалось и производилось со скрепленным стволом. Ствол орудия Б-13 состоял из кожуха, трубы и лейнера. Кожух был надет с натягом.
130-мм пушка Б-13. Фото: из свободных источников
Позже был принят ствол образца 1938 года — моноблок. Ствол-моноблок по внешнему виду отличался отсутствием уступа переднего среза кожуха.
Как уже говорилось, сохранить баллистику без изменений при укороченном на 5 калибров стволе удалось за счет увеличения давления в канале. Это стало приводить к срыву ведущих поясков снарядов.
Испытания в 1935 году первых трех серийных Б-13 показали, что живучесть их сохраняется только до 130 выстрелов (везде идет речь о полном заряде). Далее происходила полная потеря меткости, и снаряды летели кувыркаясь. Таким образом и лидеры, и эсминцы не могли даже полностью расстрелять свой боезапас.
Для выхода из создавшейся ситуации несколько КБ и НИИ, сотни ученых и инженеров были подключены для решения проблемы живучести Б-13.
Выходом из ситуации стало применение лейнированного ствола. Теперь после 130 выстрелов нужно было менять не всю пушку, а лишь тонкую внутреннюю трубу ствола — лейнер. Причем это производилось прямо на корабле или береговой батарее.
Первоначально в 1934–1935 годах Б-13 производились с мелкой нарезкой (1,0 мм), что обеспечивало совместимость с боеприпасами старых 130/55-мм пушек. Дальнейшие исследования привели к необходимости замены нарезки ствола (лейнера).
Во второй половине 1936 года начались испытания лейнеров с глубокой нарезкой 1,5 мм, 1,95 мм и 2,7 мм.
В результате исследований было принято три варианта:
Но без ложки дёгтя не обошлось и здесь. В результате на кораблях и в береговой обороне фактически оказалось три вида пушек Б-13 с разными типами снарядов, таблицами стрельбы и прицелами, не подходившие к другим Б-13. Нетрудно представить, сколько нареканий вызывало это у моряков и артиллеристов. Стоит отметить, что снаряды к различным модификациям Б-13 отличались лишь устройством медных поясков.
К началу 1941 года из установленных на кораблях и береговых батареях насчитывалось только 20 орудий с мелкой нарезкой (16 на корабельных установках Черноморского флота и четыре на береговых батареях Тихоокеанского флота), небольшая часть с нарезкой АНИМИ и большинство с нарезкой НИИ-13.
130-мм корабельная пушка образца 1935 года (Б-13) — с коробчатым щитом. Фото: из свободных источников
С 1935 года орудия Б-13 выпускались с коробчатым щитом и назывались установками Б-13, Б-13-Iс (первая серия).
Со второго полугодия 1939 года орудия Б-13 получили щит обтекаемой формы и ряд усовершенствований, их стали обозначать как Б-13-IIс (вторая серия). Были модернизированы досылатель, тормоз отката, механизмы вертикального наведения и др.
130-мм корабельная пушка образца 1939 года (Б-13) — с щитом обтекаемой формы. Фото: из свободных источников
С 1943 года орудия Б-13 выпускались с пружинным досылателем вместо пневматического. Причем у Б-13 выпуска 1943 и 1944 годов пружинный досылатель взводился при откате, а начиная с 1945 года досылатель взводился при накате.
Вообще говоря, история создания Б-13 — это история "героической борьбы" конструкторов с досылателем. Ведь досылатель был фактически единственным козырем Б-13 перед 130/55-мм орудием, и он принципиально не хотел работать.
С 1948 года был начат выпуск орудия Б-13-IIIc (третья серия), в котором снова была изменена конструкция досылателя.
Первоначально ствол орудия состоял из кожуха, трубы и лейнера. Кожух был надет с натягом.
Позже был принят ствол образца 1938 года — моноблок. Ствол моноблок по внешнему виду отличался отсутствием уступа переднего среза кожуха.
Затвор поршневой двухтактный, ручного действия с обтюратором типа Банжа. Затвор открывался вправо.
Механизм заряжания состоял из качающегося лотка с балкой и пневматического или пружинного досылателя броскового типа. Картузный заряд закладывался вручную. Качание лотка вручную. Досылка лотка вручную.
Процесс раздельного заряжания зарядки орудия Б-13. Фото: из свободных источников
Сжатый воздух для продувки ствола от остатков сгоревшего пороха, иногда подводился и к орудию ОСЗ 1913 года. Для орудий с картузным заряжанием это было необходимо. Во время обороны Севастополя, "обратный выстрел" уничтожил расчет одной башни 305-мм на 35-й батарее.
Та же ситуация произошла и на 112-й батарее, где стояли орудия с затонувшего эсминца "Быстрый". Официальная версия происшествия гласила — затяжной выстрел, и преждевременно открытый замок орудия. По воспоминаниям очевидцев, картина другая была другая. 16 июня 1942 года, при длительной стрельбе, в связи с израсходованием воздуха в баллоне, при закладке очередного заряда для производства следующего выстрела, от искр, загорелся заряд, и так же как и на 35-й, произошел обратный выстрел, погубивший большую часть расчета.
Но воздух для орудия Б-13 нужен был не только для продувки. На орудиях Б-13 1-й и 2-й серии по штату стоял пневматический досылатель, требующий сжатого воздуха.
Для стрельбы из 130-мм артиллерийской установки Б-13 использовались выстрелы раздельного заряжания со снарядами: фугасными; осколочно-фугасными; полубронебойными; ныряющими (для орудий с мелкой нарезкой); зенитными; противорадиолокационными (с начала 1960-х годов); осветительными (парашютный и беспарашютный), а также дистанционные гранаты образца 1928 года.
В годы войны ряд недостатков Б-13 обернулся ее достоинствами. Простота и отсутствие требований по электропитанию и гидравлике позволили устанавливать Б-13 на любом носителе — эсминцах, лидерах, канонерских лодках, бронепоездах, железнодорожных и береговых батареях.
В годы Великой Отечественной войны 130-мм орудия Б-13 стали самыми распространенными морскими орудиями среднего калибра. Ими были вооружены все лидеры и эсминцы советской постройки до 1945 года, ряд канонерских лодок, вспомогательный крейсер "Микоян", временно переоборудованный из ледокола, и некоторые минные заградители.
В значительном числе случаев орудия снимались с поврежденных кораблей и передавались в береговые батареи.
К началу 1941 года в ВМФ имелось 472 установки Б-13 I и II серии. Из них на БФ — 150, на ТОФ — 194, на ЧФ — 80, на СФ — 46 и на Каспийской военной флотилии — 2. К тому времени на береговых батареях было установлено 169 130-мм пушек (среди них было небольшое число 130/55-мм орудий). Из них на ЧФ — 15, на БФ — 79, на СФ — 19 и на ТОФ — 56.
В ходе войны еще несколько десятков Б-13 были установлены на позициях под Ленинградом, Севастополем, Новороссийском, в Крыму на Перекопе и в других местах. В 1945 году в береговой обороне несло службу более 200 орудий Б-13.
Наконец, эти орудия, размещенные на железнодорожных платформах, воевали в составе бронепоездов или железнодорожных батарей.
Особенно активно Б-13 применялось в береговой обороне Балтийского флота. Для обороны Ленинграда 8 января 1942 года была сформирована 101-я морская железнодорожная артиллерийская бригада, в составе которой воевало 39 орудий Б-13, установленных на железнодорожные платформы.
За годы Великой Отечественной войны огнем бригады было уничтожено и подавлено свыше 109 артиллерийских батарей, сожжено и подбито 84 танка и 335 автомашин.
В конце войны во время боев за освобождение прибалтийских портов Мемель, Либава и Пиллау железнодорожные батареи Б-13 потопили 5 транспортов и 36 катеров и барж.
Прекрасно проявили себя береговые установки Б-13 и в суровых условиях Заполярья. Например, 130-мм береговая батарея № 140 Северного флота во взаимодействии с 100-мм батареями № 221 и № 232 в период с 20 сентября 1942 года по 23 августа 1944 года потопила и повредила 16 транспортов, 1 танкер, 1 тральщик, 9 самоходных барж, 8 сторожевых катеров.
Интересный факт, что орудие Б-13 могла вести и зенитный огонь. К 1941 году в ее боекомплект входили дистанционные (зенитные) гранаты образца 1928 года с механической трубкой ВМ-16, а в конце 50-х годов — зенитные снаряды ЗС-46Р с радиовзрывателем. Когда немцы пытались атаковать наши корабли с малых или сверхмалых высот, они нередко несли ощутимые потери, хотя в целом эффективность использования пушки в качестве зенитного орудия была невелика.
Серийное производство Б-13 велось только на заводе №232 и было закончено в 1954 году. Всего их было изготовлено 885 единиц.
В послевоенные годы Б-13 составляли большую часть орудий береговой обороны СССР. В течение 35 лет они эксплуатировались в Китае на переданных ему в 1955 году четырех эсминцах проекта 7. К середине 80-х годов на вооружении и складах ВМФ имелось свыше 600 единиц Б-13.
На вооружении советской армии и Военно-Морского Флота орудие Б-13 стояла до начала 90х годов.
Нумерация орудий на батарее в статье условная, решено начать с самой "старой" пушки.
У первой пушки — щит коробчатого типа, ствол моноблочный. Можно говорить о том, что это орудие Б-13 было выпущено не позднее второй половины 1939 года и принадлежит к серии Б-13-Iс.
По количеству нарезов в лейнере — 40 нарезов глубиной 2,7 мм, можно говорить о том, что это лейнер, разработанный в НИИ-13.
Вот так выглядит орудие Б-13 с досылателем пневматического типа в одном из музеев.
Остаётся только сравнить устройство орудий батареи № 401 и музейного экспоната.
На первом орудии Б-13, судя по снимку, стоял досылатель пневматического типа.
Первое орудие Б-13 частично разукомплектовано — отсутствует манометр, пневматический переключатель и ряд деталей.
У второй пушки — щит обтекаемой формы, ствол моноблочный. Можно говорить о том, что это орудие Б-13 принадлежит к серии Б-13-IIс.
По количеству нарезов в лейнере — 40 нарезов глубиной 2,7 мм, можно говорить о том, что это лейнер, разработанный в НИИ-13.
На казённике каждого орудия Б-13, в верхнем углу, выбиты серийные номера затвора, моноблока, казённика и втулки. А также тип орудия и его год выпуска.
В данном случае можно смело говорить о том, что это орудие было выпущено в 1940 году.
Второе орудие Б-13 частично разукомплектовано — отсутствует манометр, пневматический переключатель, сиденье наводчика и ряд других приборов и деталей.
На втором орудии Б-13, судя по снимку, также стоял досылатель пневматического типа.
У третьей пушки — щит обтекаемой формы, ствол моноблочный. Можно говорить о том, что это орудие Б-13 принадлежит к серии Б-13-IIс.
По количеству нарезов в лейнере — 40 нарезов глубиной 2,7 мм, можно говорить о том, что это лейнер, разработанный в НИИ-13.
Судя по маркировке, орудие было выпущено в 1940 году.
На третьем орудии Б-13, судя по снимку, также стоял досылатель пневматического типа.
Третье орудие Б-13 также частично разукомплектовано. Либо часть приборов и агрегатов было снято во время консервации, либо растащено на сувениры магаданцами.
У четвёртой пушки также щит обтекаемой формы, ствол моноблочный. Можно говорить о том, что это орудие Б-13 было выпущено не ранее второй половины 1939 года и принадлежит к серии Б-13-IIс.
По количеству нарезов в лейнере — 40 нарезов глубиной 2,7 мм, можно говорить о том, что это лейнер, разработанный в НИИ-13.
Четвёртое орудие Б-13 также частично разукомплектовано. На этом снимке хорошо видны качающийся лоток с балкой и пневматический досылатель броскового типа.
После беглого осмотра батареи и орудий на мысе Ольском можно утверждать следующее:
Все орудия батареи № 401 сняты со своих постаментов и вынесены из орудийных двориков, что говорит о наличии на батарее средств механизации для подъема и перемещения значительного веса (порядка 12–13 тонн).
Все орудия, при закрытии батареи № 401, прошли консервацию смазочными материалами.
Все орудия батареи № 401 находятся в частично разукомплектованном состоянии.
На этом, думаю, разговор об орудиях батареи № 401 можно закончить и перейти к разговору об инфраструктуре батареи, посёлку артиллеристов и вспомогательных зданиях и сооружениях.
_________________________
Справочные данные и история создания орудия Б-13, а также ряд фотографий взяты из свободных источников.
Моя признательность Андрею Подлеснову за замечания и подсказки.
_________________________
Уважаемые старожилы Колымы, хочу обратиться к Вам с просьбой — если у вас в домашних архивах сохранились фотографии, документы времён Дальстроя, может у кого-то сохранились воспоминания, заметки и записи родителей о жизни тех лет — если вам не жалко, приму в дар с огромной благодарностью электронные копии для работы по истории Магаданской области для сайта "Моя родина — Магадан". Буду признателен Вам за любую помощь в этой работе.
Василий Образцов.
Смотрите полную версию на сайте >>>