23 сентября 2023. 23 сентября мотоциклисты Магаданской области завершают сезон-2023. А в воскресенье, 24 сентября, пройдут соревнования, посвященные памяти мотогонщика Владимира Горевого. Как научиться езде на мотоцикле, за сколько можно познать азы экстремального вида спорта, почему при обучении не важен скил велосипедиста рассказал ИА MagadanMedia председатель НКО "Мотоциклетная Федерация Магаданской области" Сергей Литвинов.
Мотокросс. Фото: Сергей Литвинов
— Когда и почему вы решили основать мотоклуб?
— Основать мотоклуб мы решили в 2012-м году, в этот же год мы организовали нашу общественную организацию. Но существуем мы еще с начала 90-х, были неофициально обществом людей по интересам. А потом у нас подобралась такая компания, где все были увлечены этим видом спорта, и многие, кто вышел с советских времен, просто захотели дальше этим заниматься.
— К вам может прийти только человек, у которого уже есть мотоцикл, или любой желающий?
— Мы же общественная организация. Все, что у нас есть, куплено нами или родителями, чьи дети занимаются в клубе. Поэтому у нас есть наша клубовская техника, но ее немного, и она от 10 до 12 лет, максимум до 15-16.
Мотокросс. Фото: Сергей Литвинов
— Можно прийти и потренироваться на вашем мотоцикле?
— Можно, конечно. Мы так и делаем. Если к нам хотят попасть несовершеннолетние, то они обязательно должны прийти с родителями или принести письменное согласие обоих родителей. Родителям мы объясняем, сегодня ваш ребенок хочет заниматься, а завтра он может передумать, а вы ему уже купили всю экипировку, много денег потратили.
— А когда такое происходит, вы объясняете, что не все сразу получается?
— Конечно, у нас же, как в любом виде спорта — все с опытом и со временем нарабатывается. Никто ребенка, который не умеет плавать, не отправит купаться в бассейн. Мы обучаем детей, уже взрослых людей, девушки к нам приходят заниматься.
— С какого возраста детям можно начать заниматься у вас в клубе?
— У меня младший сын с трех лет ездит на мотоцикле. Для детей есть мотоциклы, экипировка, шлемы, защита на тело, мотоботы на ноги. Есть все для того, чтобы с раннего возраста начать заниматься, учиться езде на мотоцикле.
— Как вы родителям объясняете, что у вас заниматься безопасно?
— Родителям предлагаем посмотреть в интернете, какие самые травмоопасные виды спорта существуют. И в этом списке мотокросс будет стоять где-нибудь после 50-го вида спорта. К примеру, футбол будет в первой тройке. Конечно, как и в любом виде спорта у нас случаются травмы. Для того, чтобы все было в порядке, нужно покупать соответствующую хорошую экипировку. Можно купить шлем за 2 000 рубле, но так делать нельзя. Ребенок в этом шлеме упадет, шлем останется целый, а голова, к сожалению, нет.
— Вы принимаете в свой клуб всех или есть какие-то физические ограничения?
— Все, кто к нам приходят, если что-то касается физической подготовки, то они долго занимаются на тренажерах, которые есть у нас в клубе. Потом они становятся физически подготовленными к управлению мотоциклом, а дальше могут просто продолжать тренироваться, держать себя в форме для этого.
— Много девушек занимается у вас в клубе?
— Каждый год приходят девочки, которые увлечены этим видом спорта. Сейчас это немного сложно для них. К примеру, в наше советское время техника была бесплатная, девочки приходили к нам заниматься, и для них была техника, только нужно было купить экипировку. А сейчас все наоборот — экипировку можно купить в любом интернет-магазине, а вот мотоцикл купить девочкам сложнее, они сами с этим не справятся. У нас сейчас три девушки занимаются.
— А вот если ты на велосипеде ездить не умеешь, ты сможешь на мотоцикле?
— У меня ребенок в три года не ездил на велосипеде, а ездил на мотоцикле. У него был велосипед, на котором стояли боковые колесики, вот он меня как-то попросил их снять, я снял, а он не смог на нем ехать, а на мотоцикле спокойно ехал. Но потом, конечно, сообразил и научился на велосипеде ездить.
Техника у этих транспортов разная. На мотоцикле тебя двигатель толкает, баланс ты в любом случае будешь держать, а на велосипеде надо крутить педали, держать равновесие, балансировать, чтобы не упасть. У нас тренер говорил, что медведи в цирке ездят на мотоцикле, поэтому, как ты можешь не научиться ездить.
Мотокросс. Фото: Сергей Литвинов
— Как тренировки у вас проходят, какой инструктаж даете?
— Сначала, конечно, объясняю технику безопасности, потом на слабеньком мотоцикле даем какие-то первые навыки, что нужно сделать, как устроен мотоцикл, на какую педаль нажать, какую кнопку, рычаг включить, куда руль повернуть. Объясняем, как управлять мотоциклом, потом учим ехать и тормозить — тронулся, остановился, а потом уже, конечно, когда какой-то опыт нарабатывается, можно уже и на трассе пробовать. Ну, это не сразу, конечно.
— За сколько дней можно научиться азам езды на мотоцикле?
— К примеру, у меня жена с подругой за день научились ездить. Человек спокойно может научиться ездить на мотоцикле, ничего сложного в этом нет. Нужно только понять, как управлять им, и потом можно ехать. Естественно, что на мощный мотоцикл тебя не посадят. Учатся потихоньку на слабеньком мотоцикле.
— А в соревнованиях участвуют на каких мотоциклах?
— У нас соревнования разделяются по классам мотоциклов, по объемам, по мощности. Девушка никогда не сможет ездить на мотоцикле, в котором 450 лошадей, даже на соревнованиях мирового уровня девушки могут ехать на 250-ке четырехтактной — это максимум. Также у детей все по классам разбито. С 5-7 лет один мотоцикл, потом другой. Мы их всех объединяем по одному принципу — возраст плюс объем и мощность мотоцикла. Даже если дети будут ехать в одном заезде, но на разных мотоциклах, их все равно на награждении выделят именно по тем категориям, группам, в которых они участвовали.
— Какие у вас правила проведения соревнований?
— Основной смысл наших соревнований — это за определенное количество времени проехать больше кругов. Даются, допустим, 15 минут — кто больше за это время кругов проехал, тот и победил.
– Нормативы у вас есть какие-то? Можно получить спортивные разряды?
— Как и в любом виде спорта у нас есть нормативы. По поводу разрядов, мы их не даем на наших соревнованиях, мы просто общественная организация. На награждениях мы вручаем кубки, призы, грамоты, говорим добрые слова. Если ты хочешь получить какой-то разряд, надо ехать на региональные соревнования, на те, которые проводит наша Российская Мотоциклетная Федерация.
— Легко ли приобрести сейчас экипировку?
— Сейчас можно легко, конечно, через различные сайты, которые этим занимаются. Только сейчас все дороже стало. Но хорошая экипировка должна стоить дорого. У нас есть нужная экипировка, чтобы для начала одеть человека, защитить, подготовить для получения первых навыков езды на мотоцикле.
— 23 сентября у вас завершение мотосезона?
— Не совсем так. Мы еще обычно проводим закрытие сезона в первое воскресенье октября.
— Чем занимается ваша организация в осенний период?
— Также у нас проходят подготовки. Мы стараемся каждый месяц провести хотя бы одни соревнования.
— А зимой вы соревнуетесь?
— Сейчас зимой мы не соревнуемся, потому что техника слишком дорого обходится в ремонте. И эта зимняя поездка не особо интересна, когда у тебя сломанный, к примеру, радиатор. Раньше ездили, когда была поддержка от государства, когда у нас только в Магадане было шесть мотоклубов и еще по четыре трассы отдельно были у каждого мотоклуба. Каждый год распределялись запчасти, мотоциклы, экипировка. Конечно, так можно проводить все что угодно.
— Вы планируете проводить какие-нибудь масштабные соревнования, фестивали?
— Наши люди в прошлом году ездили за свой счет на соревнования на Камчатку. Мы только договорились, чтобы им дали в аренду два мотоцикла. Там очень серьезная организация, спонсоры, достаточно дорогие мотоциклы, аренда которых тоже стоит дорого, но все-таки дешевле, чем везти свой ради соревнований. Поэтому можно проводить любые масштабные соревнования, но для этого нужны заинтересованные люди, спонсоры, нужен бюджет. У нас таких фанатов, к сожалению, нет.
— Если у человека есть страх, но он очень хочет научиться ездить на мотоцикле, как ему его преодолеть?
— Это все зависит от человека, от характера. Кто-то приходит уже талантливый, кто-то, как говорят, точно под наш вид спорта, прирожденный мотоциклист, кто-то с детства может ездить, а кому-то нужно потренироваться, перебороть себя. Все это достигается тренировками. У нас люди приходят после 35 лет, уже состоявшиеся, с семьей, но вот в один момент они захотели научиться ездить на мотоцикле.
— Занятия у вас бесплатные?
— У нас определенная плата за помещение. Мы же здесь как-то существуем. Все, кто состоят в мотоклубе, платят каждый месяц взнос на содержание — 2000 рублей. Также у нас здесь чьи-то мотоциклы хранятся. Мы все работаем на общественных началах, тренируем молодежь, мы стараемся, чтобы здесь хоть какое-то движение было.
— А сколько тренеров в вашем клубе?
— Сейчас один остался. 24 сентября в воскресенье будет гонка, посвященная памяти Владимира Горевого. Когда он был жив, тоже занимался. А так сейчас один, и хорошо, что один есть. Потому что стать тренером после окончания карьеры не каждый спортсмен может.