7 августа 2023. Советник директора по воспитательной работе появится с 1 сентября в 29-ти образовательных учреждениях Колымы. Магаданская область присоединилась к федеральному проекту "Навигаторы детства". Педагоги помогут учащимся раскрыть талант, усилят работу воспитательных отделов, а также станут проводниками ярких федеральных концепций в регионе. О тех, кто находится на одной волне с молодежью, рассказала ИА MagadanMedia региональный координатор проекта "Навигаторы детства" в Магаданской области Елена Таченко.
Елена Таченко. Фото: Из архива Елены Таченко
— Расскажите о проекте "Навигаторы детства". Для чего он создан?
— Проект стартовал 1 сентября 2021 года. В первой волне приняли участие 10 пилотных регионов, во второй — 49, а в третью волну входят остальные 40 регионов и Магаданская область в том числе. Реализуется программа в рамках федерального проекта "Патриотическое воспитание граждан РФ" нацпроекта "Образование", который направлен на создание кадрового резерва советников директоров по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями.
— Какая социальная функция проекта? Насколько этот проект важен именно сейчас?
— Советники директора по воспитанию и взаимодействию с общественными объединениями — именно так звучит полное наименование новой должности. Они должны стать проводниками ключевых федеральных концепций в области воспитания, основанных на календарном плане воспитательной работы, утверждённом Министерством просвещения Российской Федерации. А также усилить работу воспитательных отделов, куда входят педагоги-организаторы, вожатые, воспитатели, заместители директора по воспитательной работе, педагоги-психологи, социальные работники, руководители методических объединений и классные руководители.
Советник директора по воспитанию должен стать ключевой фигурой во взаимодействии администрации, штаба воспитательной работы, родителей и, конечно, детей — для поддержки и развития детских и молодежных инициатив. Не менее важным остаётся факт того, какие сегодня мероприятия включены в планы воспитательной работы, соответствуют ли они актуальным направлениям воспитания и федеральным активностям, которые предлагаются сегодня школьникам. Сегодня ни для кого не секрет, что событий огромное количество, и одному человеку организовать их не под силу. Важно распределить роли для каждого.
— Цель проекта — создание резерва специалистов для осуществления воспитательной деятельности. Значит ли это, что при нехватке таких специалистов у нас в регионе, мы сможем привлечь советника из другого субъекта?
— Да, конечно! У нас уже есть специалисты из других регионов, которые будут трудоустроены в наших образовательных организациях в качестве советника. Для этого нужно, помимо высшего образования и основных документов для трудоустройства, принять участие в конкурсе "Навигаторы детства", который направлен на создание резерва специалистов, стать его победителем, пройти заочное обучение для советников, и только после этого кандидат сможет стать советником.
— Расскажите, кто такие советники? В чем заключается их функция?
— Советник — это педагог, который объединит вокруг себя ребят, услышит каждого ребенка. Это неравнодушный, мудрый, добрый наставник, помогающий раскрыть талант каждого из своих подопечных. Это человек, который будет помогать самореализации учеников.
Уникальность проекта по введению должности советника в том, что, являясь сотрудником образовательной организации, он ещё и сотрудник Российского детско-юношеского центра. Как педагог школы, советник, имея классическое образование, опирается на имеющийся школьный уклад. А как сотрудник РДЦ — должен обладать компетенциями специалиста по работе с молодежью: ориентироваться в трендах, находится на одной волне с детьми и молодежью.
К тому же советник — это непосредственный проводник государственной политики в практической работе и лицо школы в проекте "Патриотическое воспитание граждан РФ".
— В чем будет заключаться взаимодействие с детскими общественными объединениями?
— Советник по воспитанию — специалист, который вдохновляет обучающихся на саморазвитие, на веру в себя, на возможность изменить регион и страну. Он говорит с ребятами на понятном им языке. Основная цель РДДМ "Движение Первых" поощрять молодых людей инициировать свои собственные проекты, учить их тому, как вносить необходимые изменения в качество собственной повседневной жизни. С приходом советника в школу ребята приобретут наставника, который будет грамотно интегрировать яркие федеральные проекты в воспитательную программы школы. Будет обладать оперативной информацией о разнообразии проектов и программ Движения Первых, реализуемых в данный момент времени, активно будет использовать эту информацию в работе со школьными коллективами, штабом воспитательной работы, родителями.
— В каждом образовательном учреждении должен быть свой советник?
— Это было бы идеально, но в нашем регионе с 1 сентября в проект войдут 21 образовательная организация и 8 профессиональных образовательных учреждений. А с 1 января 2024 года ещё 7 организаций подключатся к проекту.
— Вузы и техникумы тоже включены в эту программу?
— В высших учебных заведениях пока не будут вводится должности советника, а вот в профессиональных образовательных организациях в соответствии с поручением президента Российской Федерации Минпросвещения России ведется работа по введению должности советника директора с 1 сентября 2023 года.
— В чем заключается ваша работа как регионального координатора? Вы регламентируете деятельность советников в учреждениях или ваша деятельность носит рекомендательный характер?
— Воспитательная работа — это командная работа, не только педагогов, детей и родителей, но и органов власти, социальных партнеров и других заинтересованных лиц. Смысл проекта — создание целостной воспитательной среды, в которой полноценно и разносторонне будут развиваться наши дети. Не только я как региональный координатор проекта "Навигаторы детства 3.0", но и весь ресурсный центр будет оказывать методическую помощь, поможет в формировании единого информационного поля и взаимодействию образовательных организаций и органов исполнительной власти.
— В некоторые образовательные учреждения Магаданской области уже выбраны советники. Отбор происходил под вашим присмотром или образовательные учреждения сами набирают специалистов на эту должность?
— Еще в апреле стартовала рекламная кампания проекта в нашем регионе. Все школы, вступающие в проект, пригласили к участию в конкурсе "Навигаторы детства 3.0" по 1-2 кандидата на должность советника. Помимо предоставления основных документов, конкурс включал в себя два этапа: портфолио кандидата, где отражены все его достижения и методические разработки, и тестирование на знание основ государственной политики в области воспитания. В тех школах, где победителями стали два или более кандидатов, руководитель решает, кого из них принять на данную должность. Конечно, он должен учитывать результаты конкурса и наличие сертификата о заочном обучении, которое организовано для всех победителей конкурса.
Конкурс по созданию кадрового резерва был завершен еще в мае, но организаторы конкурса обещали уже с августа сделать его на постоянной основе. Мне кажется, что советник, в первую очередь, должен хотеть работать с детьми, принять участие в конкурсе и пройти обучение, и, конечно, все остальные требования, как и к любому педагогу.
— Расскажите о плане работы на первое полугодие. У каждого образовательного учреждения будут свои задачи или у вас есть один общий план действий?
— В каждой образовательной организации есть рабочая программа воспитания, которая предназначена для планирования и организации системной воспитательной деятельности с привлечением всех участников образовательного процесса. Ресурсный центр, советники будут транслировать федеральную и региональную повестки, но это не отменяет тех традиций в области воспитания, которые уже сложились в образовательных организациях и профессиональных образовательных организациях. Все это должно грамотно интегрироваться, наполняя жизнь ребят яркими событиями, воспитывая у них активную гражданскую позицию.