Олег Ермолаев: Без обмена энергией между артистами и зрителями не может быть театра

Интервью MagadanMedia с художественным руководителем драматического театра Поиск
Олег Ермолаев
Фото: https://theatre-poisk.ru

5 июня 2023. Фестиваль "Территория"(16+) вновь приезжает в Магадан с яркой театральной программой. Среди постановок, которые представят магаданскому зрителю с 9 по 15 июня, — "Человек в закрытой комнате" (18+). Спектакль занял второе место в Восьмом театральном конкурсе "Полюс. Золотой сезон"(18+). Как проникнуться современным театром, возможен ли спектакль без зрителей, и почему стоит посетить эту постановку — об этом в интервью MagadanMedia рассказал Олег Ермолаев, художественный руководитель драматического театра "Поиск" (г. Лесосибирск, Красноярский край).

— Попасть на спектакли вашего театра — большая удача, так как вы находитесь в постоянных гастролях. Расскажите, о самых значимых для вас поездках за последние несколько лет, какие премии собрали?

— Да, действительно, театр в последние, наверно, 6 лет очень активно ездит. И в основном это поездки именно на фестивали. На каких-то фестивалях "победа" уже в том, что тебя туда пригласили. На каких-то проходят конкурсные показы, есть жюри. Практически на всех таких фестивалях мы получали награды. Если говорить о впечатлениях от таких поездок, то, наверно, самыми запоминающимися за последнее время стали поездки в рамках гастрольных программ фестиваля "Золотая маска" со спектаклем "Мертвые души"(16+) — мы ездили в 2021 году в Латвию, выступали в Риге и Лиепае, а в прошлом году были гастроли в Карелию. А также запомнились поездки на фестивали "Территория. Магадан" и "Территория. Иркутск", на которые мы попали, став победителями конкурса "Полюс. Золотой сезон".

 — Как определяют, какой спектакль будет участвовать в фестивале? Есть ли конкретно в вашей работе какая-то объединяющая тема, посыл или мысль, которую вы хотите донести зрителю? 

— Спектакли для участия в фестивалях выбираются достаточно просто. Обычно это постановки последнего сезона. А так как их у нас не так много, то оправляем все "свежее". Какой-то объединяющей темы у нас нет. Мы стараемся, чтобы репертуар был разнообразным. Чтобы мы были интересны разной публике. Да и нам самим всегда интересно работать над разными спектаклями.

— "Человек в закрытой комнате" — почему именно этот спектакль должны увидеть магаданцы? Стоит ли зрителю искать в нем какой-то неочевидный посыл или это постановка, которую нужно прожить?

— Думаю, что это скорее вопрос к экспертам фестиваля "Полюс. Золотой сезон", которые присудили нам второе место. Мы благодарны за высокую оценку нашей работы. Мы приложили максимум усилий, чтобы привезти спектакль. А признаюсь честно, это было непросто. Надеюсь, магаданский зритель сможет найти в этом спектакле что-то для себя. У наших зрителей спектакль имеет огромный успех. Его можно назвать хитом сезона.

— В вашей группе в ВК(16+) есть такой отзыв под публикацией о спектакле "Человек в закрытой комнате": "Такая пронзительная история, после которой чувствуешь себя немного оглушённым". К чему готовиться магаданскому зрителю, для кого этот спектакль, кому он откликнется?

— Это всегда непредсказуемо, для кого тот или иной спектакль, кому он откликнется, а кому нет. Однако, за прошедшие показы, все же, можно сказать, что у этого спектакля зрительская аудитория 25-45 лет. Но это все очень условно. 

— Что еще порекомендуете посетить тем, кто проникнется "Человеком в закрытой комнате"? Вероятно, уже не в Магадане, но тем не менее.

— У нас хоть и небольшой, но разнообразный репертуар. Каждый может найти что-то интересное для себя. Нам нравятся все наши спектакли! А иначе их бы не было в репертуаре. Приезжайте, мы всегда рады гостям!

— Если человек пока далек от театра, с чего начать? Как по-настоящему влюбиться, проникнуться театром? Например, если последний или единственный поход был еще в школьные годы на классическую постановку, а впечатления остались как о чем-то строгом и непонятном. Какой театр сейчас?

— На мой взгляд, в репертуаре сегодняшнего театра постановок по классическим произведениям очень мало. А если они и есть, то чаще это современный взгляд на классику. Как, например, наши "Мертвые души". Я не вижу ничего плохого в коллективных походах школьников в театр. Тем более, сегодня для этого есть "Пушкинская карта", по которой вообще можно ходить в театр бесплатно. Главное, чтобы эти походы были по желанию, по интересам и были подготовлены. Хорошо, когда учитель проводит подготовительные беседы о театре вообще, о пьесе, по которой поставлен спектакль. И тогда, я уверен, будет развиваться правильное отношение к театру, интерес. Я знаю много случаев, когда школьники после коллективного похода приходили потом в театр с родителями, которые иногда в театре до этого и не были.

— Объективно, несмотря на то, какой у нас замечательный театр, мы — жители Магадана — ограничены в выборе спектаклей его репертуаром. Для нашего зрителя гастрольные постановки — всегда ожидаемое, радостное событие. Вы даете нам возможность выйти за привычные рамки, не выезжая за пределы региона. А что мы — зрители — даем вам?

— Зрители дают нам все! Независимо от того, в каком городе они приходят на спектакль. Театр делается для зрителей. Это публичное искусство, требующее обратной связи. Без обмена энергией между артистами и зрителями не может быть театра. Это моё субъективное мнение. Сейчас есть попытки создать театр без зрителя. Но я считаю, что это какая-то патология. Кто бы что ни говорил.

— Расскажите о ваших артистах:какой состав в театре, кто участвует в спектакле "Человек в закрытой комнате"?

— Подробную информацию об артистах вы можете найти на нашем сайте. Скажу только, что сегодня у нас работают ребята из разных городов: Иркутска, Минусинска, Евпатории. Это стало возможно, как раз благодаря тому, что мы много ездим, и стали довольно известными. В спектакле "Человек в закрытой комнате" занята практически вся труппа.

— Ваши любимые работы за время руководства и почему?

— Это очень трудно, выбрать какой-то один или два спектакля. В каждый спектакль вкладывается много сил, физических, эмоциональных. Даже если я сам как артист не занят в спектакле, я всегда рядом с командой. У нас маленький коллектив, мы зачастую сами делаем декорации, реквизит. А это еще больше привязывает тебя к спектаклю. Но можно сказать о спектаклях, благодаря которым о нас стали говорить. В первую очередь, конечно, это "Мертвые души", получившие огромное количество наград на фестивалях. Это спектакль "Лесосибирск лойс"(12+), номинированный на "Золотую маску", спектакли "Затейник"(12+), "Просто так"(18+), "Дневник писателя. Эпизод VII: Пушкин"(12+).

— По опыту многочисленных гастролей — готова ли публика в маленьких, не избалованных разнообразием городах к современным спектаклям?

— Конечно, готова! Дело же не в том, по современной пьесе спектакль или по классической. Главное, чтобы спектакль был интересный, актеры работали честно. Зрители же приходят не пьесу послушать. Я лично не понимаю ретроградов, борющихся за "чистоту постановок по классике". Пьесу в оригинале всегда можно прочитать (и даже тогда, у каждого читающего в голове будет свой спектакль, мы все разные). А спектакль — это произведение, которое создает режиссер. Это его высказывание, сделанное вместе с артистами. Это и есть театр.

Напомним, с 9 по 15 июня в Магадане пройдет III фестиваль "Территория. Магадан" (16+). Проект, содействующий развитию культурной жизни Восточной Сибири и Дальнего Востока, совместно реализуют Фонд развития культуры и современного искусства "Территория", Московский музей современного искусства (ММОМА) и крупнейшая российская золотодобывающая компания "Полюс".

Магаданцы могут приобрести билеты на сайте ММДТ. В этом году для зрителей появилась новая возможность — купить абонемент на ряд спектаклей со скидкой. Торопитесь, билетов осталось мало!

Смотрите полную версию на сайте >>>


Следующая новость