Выставка ММОМА поговорит со зрителем через фотографию на фестивале Территория. Магадан

О возможностях всесторонней коммуникации рассказал заместитель директора Московского музея современного искусства Алексей Новоселов
Алексей Новоселов
Фото: Московский музей современного искусства

Фестиваль "Территория. Магадан" вновь пройдет на Колыме с 9 по 15 июня. Московский музей современного искусства представит фотографический проект из собственной коллекции, посвященный явлению передачи и осмысления информации в социуме. Подробнее об экспозиции "Возможности всесторонней коммуникации" рассказал в интервью MagadanMedia заместитель директора по экспозиционно-выставочной работе Московского музея современного искусства Алексей Новоселов

Напомним, с 9 по 15 июня в Магадане пройдёт III фестиваль "Территория. Магадан" (16+). Это проект, призванный содействовать развитию культурной жизни Восточной Сибири и Дальнего Востока. Его совместно реализуют Фонд развития культуры и современного искусства "Территория", Московский музей современного искусства (ММОМА) и крупнейшая российская золотодобывающая компания "Полюс".

— Традиционно в рамках фестиваля "Территория" в Магадан привозят выставку. Расскажите, пожалуйста, чем будете удивлять колымчан в этом году?

— Мы очень переживаем, третий раз делать выставку — это настоящий вызов: с одной стороны, не хочется повториться, с другой — хочется что-то усложнить, найти объекты, медиа, которые мы еще не показывали. Выставка в этом году будет одновременно легче и сложнее для восприятия зрителем — всегда есть такой баланс. Мы называем этот проект фотографическим, сокращаем медиум (прим. ред.: материал, с помощью которого создано произведение искусства) до фотоискусства, но показываем его внутреннюю широту.

Зритель даже не представляет, насколько этот жанр может быть разнообразным. Мы не ставим задачу — устроить ликбез о том, как развивалась фотография. Мы фокусируемся на теме "Возможности всесторонней коммуникации".

Экспозиция камерная и будет основана больше на эмоционально вкрадчивом просмотре и осмыслении, чем на зрелищности. Для нас это осознанное решение. Мы хотим, чтобы выставка заставляла самостоятельно исследовать, пройти ее на эмоциях и задуматься. Коммуникация станет камертоном всего проекта, сама выставка тоже будет являться средством коммуникации. 

— На выставке будут представлены только фотографии или вы представите спектр жанров? 

— В основном фокус будет сделан на фотографии. Но раскрою небольшой секрет: мы сейчас обсуждаем инсталляционные работы одного важного для России художника — Вячеслава Колейчука. Но скорее всего, она станет одной из немногих работ нефотографического характера.

— Проект фотографический, на нем будут представлены именно художественные фотографии. Чем они отличаются от репортажных снимков, которые мы обычно видим на выставках? 

— Фотография — это огромный мир с ответвлениями, направлениями, своими жанровыми особенностями. Репортажная фотография имеет свои законы и является частью документальной фотографии. Это те снимки, которые люди делали с момента появления в 19 веке семейных портретов. Сейчас такого рода фото, которые являлись когда-то документальным свидетельством времени, частично переосмысляются в категорию художественной фотографии и приобретают авторский смысл.

Художественная фотография очень многогранна и всегда завязана на автора, который себя, свои мысли пытается передать миру фотографическим способом. Как раз на выставке можно будет увидеть, как много способов существует для этого. Не всегда художественная фотография является постановочной. Порой автору тоже важен момент и какая-то случайность. Я бы назвал художественную фотографию авторской. Когда нет ничего кроме видения самого автора. Фотография такая одна, и она уникальна. 

— Выставка — это собственная коллекция Московского музея современного искусства. Каковы хронологические границы проекта, какими авторами он сформирован?

— В нашей коллекции свыше 10 тысяч единиц хранения, в основном она фокусируется на русском искусстве 19-20 веков, начиная от авангарда, заканчивая тем, что происходит сейчас. На данный момент мы еще формируем проект для фестиваля "Территория. Магадан", основа есть, но детали пока в работе. В этой выставке мы обращаемся скорее к современной фотографии: начиная с начала 90-х годов, заканчивая современными молодыми авторами. Но будет и разброс по поколениям — мы представим как признанных классиков, так и представителей молодого искусства. Очень важно, что в одном проекте будут показаны художники совершенно разных возрастов, и можно будет увидеть преемственность методов передачи информации, заложенных в фотографию, как в коммуникационное средство.


Алексей Новоселов. Фото: Московский музей современного искусства

— Коммуникация — это константа существования общества. На выставке про передачу информации в социуме зритель тоже станет частью этого "общения"?

— Выставка не интерактивна по своей сути, но с точки зрения осмысления проекта, — эмоции, мысли, идеи, которые возникнут, — будет строится на этой коммуникационной парадигме. Система тонких связей и самой выставки со зрителем, и нас Московского музея современного искусства с Магаданским краеведческим музеем — все эти вещи мы не видим, но они присутствуют незримо. 

— Выставка будет цельной или будет поделена на секции по подтемам? 

— Мне кажется, что акцент будет сделан на делении по авторам, у каждого будет представлено по несколько работ. Все они настолько индивидуальны, что работы одного художника можно воспринимать как раздел. Фотография вообще чаще работает серийностью. 

— Путешествовала ли так далеко коллекция ММОМА? Насколько сложно привезти в сохранности в Магадан большой выставочный проект, учитывая, логистические особенности нашего региона?

— Московский музей современного искусства уже третий раз едет в Магадан с выставкой. Первый фестиваль был самым сложным. Мы приняли для себя смелое решение и привезли сразу монографический проект "Театр — территория свободы" Василия Шухаева. Этот автор работал с очень хрупкими материалами, у него было много пастельных крупных работ, а пастель очень сложна в транспортировке и сохранности. И мы в 2017 году, не осознавая всей сложности перевозки, решились на эту выставку и нисколько не пожалели, всё прошло очень хорошо. Поэтому сейчас мы уже не боимся, мы понимаем, что всё будет возвращено в целости и сохранности.

Работа со специалистами Магаданского краеведческого музея дает профессиональную опору для реализации таких проектов. Со временем мы стали понимать друг друга лучше, говорим мы на одном языке, важной частью этой коммуникации стал обмен опытом. Думаю, пришло время продумать возможность и в Москве сделать выставку с коллекцией из Магадана. 


Алексей Новоселов. Фото: Московский музей современного искусства

— Московский музей современного искусства создает проекты специально для конкретного города, с привязкой к локации. Предыдущие выставки в рамках фестиваля "Территория. Магадан" действительно были близки для региона. Чем экспозиция этого года будет связана с Магаданом?

— Об этой связи мы думаем каждый наш проект. Выставка Василия Шухаева была, конечно, неслучайным выбором, проект "Пейзаж вечный, пейзаж меняющийся" учитывал региональные особенности, а также включал в себя работы из фонда музея. Выставка, которую мы везем сейчас, тоже имеет свою связь с Магаданом. Мы обращаемся к очень понятным всем естественным механизмам существования любого человека и предлагаем посмотреть на них через фотографическое искусство. 

— Фестиваль "Территория. Магадан" пройдет с 9 по 15 июня. Останется ли выставка дольше в Магадане вновь?

— Это уже устоявшийся формат. Каждый раз мы выходим за временные пределы фестиваля. Это общая особенность всех проектов, которые мы делаем совместно с компанией "Полюс". Выставка "Возможности всесторонней коммуникации" продлится до 20 августа в Магаданской областном краеведческом музее. Традиции не изменяем. 

Смотрите полную версию на сайте >>>


Следующая новость