Поворот на Восток – отдельно, востоковеды – отдельно? Или кому нужны востоковеды

Большой круглый стол в президиуме ДВО РАН затронул серьезные проблемы изучения и понимания наших соседей
Круглый стол "Познание Востока: кому и зачем это нужно?" (18+) прошел в президиуме ДВО РАН
Фото: ИА PrimaMedia

27 октября 2022. В условиях разворота России на Восток актуальность востоковедения становится вещью самоочевидной. Восточный институт в 1899 году стал первым высшим учебным заведением в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Тогда было понятно, что без изучения языков, культуры и экономики стран Азии с ними, как говорится, не быть равноправными партнерами. 

Что же произошло в этой области знаний за 100 лет, как воспринимается Восток разными группами населения Дальнего Востока и чего не хватает представителям власти и бизнеса для выстраивания отношений между российским Дальним Востоком и странами Азии? Эти и многие другие темы обсудили на круглом столе "Познание Востока: кому и зачем это нужно?" (18+), организованном Дискуссионным клубом "Тихоокеанская Россия" (18+, совместный проект Приморского отделения Союза журналистов России и Дальневосточного отделения Российской академии наук).

"Мы по-прежнему понимаем, что эти три вещи — основные"

О важности обозначенной темы в самом начале мероприятия рассказал председатель ДВО РАН, академик Юрий Кульчин. Он отметил, что на один из главных вопросов дискуссии "кому сейчас нужны востоковеды?"  есть базовый ответ — Академии наук. Но это, конечно, узкий круг глубоких специалистов, сохраняющих и преумножающих научные знания. Не менее важно расширить проблематику на широкие круги общества.


Юрий Кульчин. Фото: ИА PrimaMedia

"Когда Восточный институт создавался, это было связано с освоением Дальнего Востока. Правительство того времени сразу определило три основных вектора, по которым нужно работать: языки, культура и экономика. Прошло уже много лет, а мы по-прежнему понимаем, что эти три вещи — основные. Не зная их, мы вряд ли сможем активно сотрудничать с нашими азиатскими соседями. Думаю, то, что мы здесь собрались и поставили важные вопросы", — подчеркнул председатель ДВО РАН.

Заместитель председателя ДВО РАН, академик Виктор Ларин отметил широкий состав круглого стола, где собрались профессионалы из разных сфер деятельности, многие из которых получили востоковедческое образование и добились успехов вне профиля.


Виктор Ларин. Фото: ИА PrimaMedia

"Мы можем говорить, как наша специальность помогает нам в том, что мы делаем для развития страны, нашего региона, — подчеркнул он. — Почему возникла эта тема? Специалисты-востоковеды знают, какая серьезная сегодня складывается ситуация с востоковедческим образованием в России. Мне кажется, в нашем регионе дела еще не так плохи. Опять же, смотрим, что происходит на телевидении, в соцсетях, кто задает сегодня тон в описании стран Востока.

К сожалению, сегодня много мистификаторов от востоковедения, шарлатанов. Профессионалы сегодня очень редко появляются в медийном пространстве. Поэтому эта тема сегодня становится более актуальной".

Объявленный "поворот на Восток", с точки зрения академика, пока не состоялся. Интеллектуальный и профессиональный ресурс для этого "поворота" отсутствует. Нет достаточного количестве специалистов, людей, кто достаточно знает Восток, понимает, как с ним взаимодействовать на самых разных уровнях — от вершины пирамиды власти до низов.

"Это очень серьезная проблема. Наш круглый стол — думаю, один из тех шагов, который мы стараемся и должны предпринимать, чтобы ее решить", — сказал Виктор Ларин.

"Мы можем спокойно заниматься нашими национальными интересами"

На Дальнем Востоке необходимо создавать профессиональные центры по подготовке востоковедов, ориентированных в первую очередь на выпуск экономистов, иначе в глобальном переделе рынка труда место России могут занять азиатские соседи. Такую точку зрения высказал доктор политических наук, главный редактор журнала "Проблемы Дальнего Востока" (12+) Андрей Виноградов.


Выступление Андрея Виноградова по видеосвязи. Фото: ИА PrimaMedia

"Усиленное внимание к Востоку сегодня наблюдается не только из-за желания узнать наших партнеров на Востоке в связи с пресловутым разворотом. Это еще и уникальный шанс понять, что такое Россия, каков путь России в будущее и какое место она в этом будущем займет", — подчеркнул эксперт, участвующий в круглом столе в онлайн-режиме из Москвы.

По его словам, китайские реформы показали, что мир может быть организован совершенно по другим принципам, чем на Западе. И это дает России историческую альтернативу.

"Мы теперь можем не стремиться к реализации общечеловеческих ценностей. Мы действительно можем спокойно заниматься тем, чтобы обеспечивать наши национальные интересы, искать тот путь развития, который соответствует нашим целям, задачам, нашей национальной традиции", — отметил он.

При этом, если взять научный и прикладной аспекты обеспечения национальных интересов, то ситуация в важнейшей для этого науке — востоковедении, складывается крайне тяжелая.

"В 90-е и 2000-е годы создавались новые центры востоковедения в Сибири и на Дальнем Востоке, — сообщил Андрей Виноградов. — Создавались кафедры. Насколько знаю, многие из этих центров ликвидированы. Да, в Сибири и на Дальнем Востоке появляются новые молодые специалисты. Только многие из них уже переехали в Москву.

Надежда, которая у нас была на формирование нового мощного общенационального центра на Востоке, тает".

Что касается специалистов по Китаю — их очень мало, продолжает эксперт. И количество со временем только сокращается. Особенно — в ряду экономистов.

"В Советское время, когда Китай не входил даже в десятку стран мира по размеру ВВП, существовало больше 20 докторов экономических наук, которые активно писали по Китаю. Сейчас Китай — вторая экономика мира, а нет и пяти докторов наук, которые занимаются и активно работают. Это проблема не только науки. Это одна из центральных проблем для понимания и развития России", — считает эксперт.

При этом ученый подчеркнул, что у Китая в период бурного экономического расцвета было конкурентное преимущество — дешевая рабочая сила. Сейчас действие этого фактора заканчивается. У России же пока сохраняется конкурентное преимущество — ее природные ресурсы. Но в новом технологическом укладе значение этого фактор тоже объективно будет сокращаться.

"И мы теперь вместе с Китаем находимся на развилке — ищем новые конкурентные преимущества, — заметил Андрей Виноградов. — И мы, и китайцы согласны, что это инновации, наука, инвестиции в человеческий капитал. Если мы сейчас не попытаемся найти место в новом складывающемся разделении труда и упустим этот шанс, то китайцы и другие наши соседи на Дальнем Востоке нам не оставят этого места. Нам надо обратить внимание на то, чтобы создать центры по подготовке новых кадров. Прежде всего, экономистов.

По мнению эксперта, такие профессиональные центры, учитывая государственный интерес в них, могут иметь ведомственный характер.

"Важно иметь дополнительную компетенцию"

Проректор по международным отношениям ДВФУ Евгений Власов подчеркнул, что не стоит перекладывать все решения исключительно на плечи государства.


Евгений Власов. Фото: ИА PrimaMedia

"В последнее время особенно сильно звучит тезис о том, что нам нужны востоковеды, что качественных востоковедов нужно больше. Это связано не только с объявленным несколько лет назад "поворотом на Восток". Мы, наверное, переосмысливаем свое понимание нахождения здесь, — отметил он. —  Мне кажется, в контексте наших экономических связей с Азией, наиболее правильным было бы подключить к этой истории бизнес, который сейчас ведет дела со странами Востока, с коллегами из стран АТР, которые рассчитывают на взаимодействие с российским Дальним Востоком и Россией в целом".

По его словам, в ДВФУ есть примеры, когда конкретные предприятия при поддержке институтов развития либо государственного сектора выступают адресатами или реципиентами востоковедческих кадров, пытаются привлечь их к решению конкретных задач.

"Очень важно для наших выпускников понимать не только язык, культуру, экономику, но и иметь дополнительную компетенцию в части, например, юриспруденции, информационных технологий, — продолжил Евгений Власов. — То, что будет для них некоей прикладной вещью для работы в организациях. Очень перспективным было бы делать больше междисциплинарных проектов именно по запросу бизнеса и государства, чтобы мы решали совместно эти задачи. А для наших образовательных подразделений, наших образовательных организаций, в том числе научных, есть достаточное количество ресурсов и понимания, как это сделать".

"Если мы не будем знать культуру стран Азии, мы не сможем с ними договориться ни о чем"

Руководитель Агентства международного сотрудничества Приморского края Алексей Старичков добавил в дискуссию культурно-дипломатический аспект.


Алексей Старичков. Фото: ИА PrimaMedia

"Много ли в рамках "поворота на Восток" мы открыли памятников русским поэтам и писателям в странах Азии? Много ли провели совместных исследований с нашими коллегами с Востока? Мы зачастую являемся реципиентами той политики, которая направлена в наш адрес, — отметил эксперт. — Мы должны развернуть нашу жизнь, нашу активность в другую сторону. Вспомните доковидные времена. Сколько концертов корейских симфонических оркестров проходило у нас в филармонии, в Пушкинском театре, в театре Горького, на Приморской сцене Мариинского театра? Не счесть. Многие ли знали о них? Нет".

По мнению чиновника, разворот на Восток должен заключаться в распространении интереса иностранцев к России. За интересом к культуре начнет складывать и интерес бизнеса. По мнению Алексея Старичкова важна также система грантов на обучение российских студентов в вузах Востока.

Похожее суждение высказал и директор Дальневосточного представительства Фонда "Русский мир" Александр Зубрицкий. Если мы не будем знать культурологические особенности стран Азии, мы не сможем с ними договориться ни о чем, считает он.


Александр Зубрицкий. Фото: ИА PrimaMedia

"После пятого ЛиТРа (фестиваль "Литература Тихоокеанской России, 6+) понятно, что разговоры об отмене русской культуры не имеют оснований. Интерес имеется очень серьёзный", — заявил эксперт.

Он также отметил, что в прошлом Восточный институт не гнался за набором студентов.

"В моё время набор был около 60 человек. И никто не скажет, что в СССР была неправильная восточная политика. Так что не в количестве обучающихся вопрос. Дело в синергии людей, которые занимаются разными сторонами жизни региона".

Заместитель главы Владивостока Дарья Стегний рассказала о работе администрации дальневосточной столицы в поддержании добрососедских отношений со странами АТР. В частности, через институт побратимства городов, который продолжает функционировать несмотря на ковидные и сакнционные препоны.


Дарья Стегний. Фото: ИА PrimaMedia

"Так как мы находимся в непосредственной географической близости к нашим азиатским странам и партнерам, то все это сподвигает нас изучать их, интересоваться реалиями сегодняшнего дня в этих странах, — сообщила вице-мэр. — Несмотря на ограничения и препятствия, мы все равно стараемся прилагать максимальные усилия, чтобы сохранить деловые и гуманитарные контакты в наших азиатских городах-побратимах".

По ее мнению, для интенсификации бизнес диалога и партнерства между странами важна синергия ученых, которые занимаются профессионально востоковедением, и представителей бизнеса. Это позволит избавить стороны от мышления стереотипами, которые часто заменяют в головах знания и препятствуют диалогу.

Три апостола востоковедения

В условиях разворота на Восток в России назрела серьезная проблема подготовки кадров по востоковедению. Об этом рассказал экс-ректор ДВГУ и экс-спикер Законодательного собрания Приморского края Виктор Горчаков.


Виктор Горчаков. Фото: ИА PrimaMedia

"В 70-е и 80-е годы схема подготовки востоковедов работала, исходя из устройства государства, — отметил эксперт. — Мы убедили приморский краевой комитет партии и лично Виктор Павловича Ломакина (в то время первый секретарь крайкома — прим. ред.) в том, что для эффективного развития Дальнего Востока и Приморского края, прежде всего, необходима разумная подготовка востоковедческих кадров. Он поддержал нашу инициативу и обратился с письмом в Центральный комитет КПСС. Общая ситуация, восстановление отношений с Китаем после 1976 года и обстановка в целом на Востоке побудили ЦК КПСС принять решение о развитии востоковедения на Дальнем Востоке, в том числе, на примере ДВГУ. Там был ряд позиций, связанных с увеличением кадрового состава. Речь шла о выделении денег на строительство помещений и зданий. Увеличены были квоты на посылки студентов и преподавателей в страны изучения языка".

По словам Виктора Горчакова, попытки повторить этот рывок были и во времена демократической России, но не привели к какому-либо серьезному результату. Экспертные дискуссии по этому вопросу хороши тем, что дают поле, на котором рождаются здравые идеи. Но не менее важно довести их до руководства страны, для чего должен быть авторитетный материальный носитель. Виктор Горчаков назвал как минимум трех человек, подходящих для этой роли.

"Во-первых, без явной, открытой, энергичной заинтересованности руководителя края успеха не будет, — считает Виктор Горчаков. — Второй человек, который мог бы оказать серьезное воздействие — это министр развития Дальнего Востока и Алексей Чекунков, поскольку он активно реализует программу развития Дальнего Востока. Третий человек — Андрей Фурсенко, помощник президента по науке. Он очень хорошо знает дела ДВФУ. Таковы мои предложения. В любом случае, должен быть материальный носитель этих идей в виде авторитетного лица. Все наши разговоры правильные, они рождают фон, то поле, из которого можно выбрать главные идеи. Но их должен кто-то нести. Кому-то это нужно грамотно сформулировать и убедить в том, что проблема подготовки кадров существует".

Поворот, куда надо, но без тех, кого надо

О кадровом голоде в востоковедении рассказали многие представители университетского сообщества.

Доктор философских наук, профессор, зав. кафедрой религиоведения и истории Амурского государственного университета Андрей Забияко подчеркнул, что в Амурской области, в целом, ситуация еще сравнительно неплохая. В виду региональных особенностей.  

"С точки зрения Амурской области и Благовещенска я сказал бы, что "поворот на Восток" довольно успешно произошел. Понятно, что это региональный аспект. И понятно, почему это произошло. Благовещенск обладает уникальной особенностью в данном случае — близостью к Китаю. Я вижу из окна высокие здания Хэйхэ, — отметил ученый, обозначив, правда, двойственную природу этого соседства для образовательной сферы. — В АГУ обучают специальностям китаеведение и регионоведение. Это дает хорошую подготовку. К сожалению, не бакалавриат. Можно задать вопрос — почему? Одна из причин, опять же, та самая близость к Китаю. Студенты очень быстро уходят в практические сферы. Поэтому обеспечить высокий уровень научных исследований в области Китая довольно затруднительно".

Напомним, что Дискуссионный клуб "Тихоокеанская Россия" создан по инициативе Приморского отделения Союза журналистов России при поддержке правительства Приморского края и Дальневосточного отделения Российской академии наук в 2020 году. Это сообщество экспертов, которые хотят и могут менять Дальний Восток к лучшему. Серия круглых столов, направленных на развитие бизнеса в регионе, проводится совместно с Корпорацией развития Дальнего Востока.

Общественно значимый проект "Дискуссионный клуб "Тихоокеанская Россия" реализуется за счет средств субсидии из краевого бюджета, предоставленной Приморскому отделению СЖР по итогам конкурсного отбора социально ориентированных некоммерческих организаций в Приморском крае в целях предоставления им субсидий из краевого бюджета на финансовое обеспечение затрат, связанных с реализацией общественно значимых программ.

Смотрите полную версию на сайте >>>


Следующая новость