30 марта 2023. Проект железной дороги "Нижний Бестях — Магадан" не попал в стратегию развития транспортного комплекса РФ до 2030 года. РЖД оценили стоимость строительства магистрали в 3 трлн рублей, рекомендовав рассмотреть иные варианты реализации проекта. При этом Колыма с железной дорогой приобретет транспортную независимость от загруженности на "Восточном полигоне", а также сможет принять участие в экспортно-импортном потоке. В том числе с Китаем, с которым Якутия планирует создать международный транспортный коридор, включающий новую ветку ЖД, сообщает ИА MagadanMedia.
Напомним, возможность строительства железной дороги из Якутии в Магаданскую область обсуждается более 10 лет. Развитие более 20% территории РФ, которую занимает республика Саха и Колыма зависит от строительства железной дороги "Нижний Бестях — Магадан". Магистраль позволит обеспечить круглогодичную перевозку жизнеобеспечивающих грузов для "Северного завоза", доступность и привлекательность инвестиционных проектов и разработку месторождений, тяготеющих к данной ЖД, улучшит и удешевит снабжение населения и промышленной сферы предприятий Магаданской области и Якутии. Текущая загрузка "Восточного полигона" и его ограниченные пропускные способности становятся сдерживающими факторами развития не только промышленности этих двух субъектов, но и всего Северо-Востока страны.
"Мы как железнодорожники полностью поддерживаем необходимость строительства этой железной дороги. Напомню, к строительству дороги пытались подступиться еще в царские времена, более 100 лет назад. Разрабатывались также концессионные механизмы, для реализации строительства дороги предполагалось выделение отдельных месторождений. Речь о таком подходе идет и сейчас.
Нужно достроить почти 2 тысячи км. Стоимость строительства по предварительным расчетам — более 3 трлн рублей. Мы провели экономическое обоснование. В целом проект очень большой. Сейчас рассматриваются варианты проекта, вплоть до того, чтобы посмотреть первую часть — выход из порта Магадан до ближайших месторождений. Где-то порядка 500 км посмотреть, запустить в виде некой концессионной инициативы совместно с теми, кто будет разрабатывать месторождения.
Работа такая ведется, документы стратегические подписаны, но без проработки этих вариантов дорога не может быть построена. По документам, до 2030 года в стратегии развития транспортного комплекса пока дорога отдельно не выделена. Я думаю, сейчас определенные доработки будут сделаны — и можно будет ее включать в стратегию", — заявил генеральный директор — председатель правления компания "Российские железные дороги" Олег Белозеров.
До выступления на заседании СФ РФ Олег Белозеров провел встречу с губернатором Магаданской области, на которой обсудили обеспечение Колымы жизненно важными грузами. В частности, топливом.
"Речь шла не о солярке, а о керосине авиационном. Впереди у нас отпускной сезон. Стоят груженные цистерны, а дорога их не принимает. Хотя не раз было сказано, что топливо — в приоритете.
Со строительством железной дороги Магадан перестанет зависеть от загруженности "Восточного полигона" и портов Приморья. Более того, Колыма и сама может поучаствовать в экспортно-импортном потоке.
Надеюсь, что на нас обратят внимание, услышат нас и вложат деньги", — отметил глава региона Сергей Носов.
По мнению сенатора от Магаданской области Анатолия Широкова, магистраль "Нижний Бестях — Магадан" может стать логическим продолжением линии от Китая, по Якутии.
"Реализация такого проекта — очень капиталоёмкое дело. Мы должны исходить из нескольких обстоятельств. Первое: мы должны реально определить, есть ли необходимость в этом проекте. Отвечая на этот вопрос, мы должны посмотреть на эту дорогу, как на часть транспортной системы.
Власти Якутии заинтересованы, чтобы добываемые на территории ресурсы вывозились устойчиво и системно до потребителя. Сегодня они договорились с китайским бизнесом о железнодорожной ветки из Якутии в Китай с обеспеченным грузопотоком, в частности угля. Если эта ветвь пристроится к уже имеющейся ЖД на территории Якутии до Нижнего Бестяха, то железнодорожная линия в Магадан становится ее естественным продолжением.
Второе: Два года назад проект оценивался в 1,7 трлн, столь серьезная разница в сумме внушает сомнения. В любом случае нужно пересчитать. Реальная стоимость, думаю, будет меньше 3 трлн рублей. Хотя у меня нет оснований отвергать данные, приведенные управляющим РЖД.
Третье: при большой капиталоёмкости проекта его реализация может быть начата частично. Выстраивать участками эту железную дорогу, а не замахиваться сразу на весь объем. Предлагают уже не только участие РЖД, но и приглашение инвесторов на разных условиях", — рассказал Анатолий Широков.
Напомним, На ВЭФ-2022 Правительство Магаданской области заключило соглашение с правительством Республики Саха и АО "Железные дороги Якутии" о сотрудничестве при проектировании и строительстве новой железнодорожной линии "Нижний Бестях — Магадан". Предварительно строительство железной дороги из Якутии оценивается в 1,6 трлн рублей.
Проект строительства — это примерно 1500-1600 км. Первый этап — это порядка 400 км в районе Хандыги, второй этап — горный участок порядка 550-600 км, третий — район Сусумана, Ягодного и до порта Магаданской области.