Мусор на переработку нельзя вывезти по закону из Магадана из-за действия ОЭЗ

Чтобы заботиться об экологии, приходится собирать массу документов и искать лазейки
Сборка "Эко Колымы"
Фото: https://vk.com/ekokolyma

2 марта 2023. В законе об Особой экономической зоне не предусмотрен пункт о вывозе вторсырья. Законопроект завис на этапе вторых чтений в октябре 2021 года, а тем временем на Колыме волонтеры активно развивают культуру раздельного сбора, принимают у жителей вторсырье, но не могут беспрепятственно вывести его на переработку из региона из-за наших особенных условий. Почему закон тормозит экологическую повестку, а не продвигает и что с этим делать — в материале ИА MagadanMedia.

Проблему, с которой сталкиваются активисты при отправке вторсырья на переработку (в регионе переработка не производится), редакция обсудила с руководителем движения "Эко Колыма" Ульяной Матвиенко. НКО занимается сбором сырья с последующей отправкой на заводы в другие регионы. Как выяснилось, для того, чтобы вывезти бывшую в употреблении пластиковую бутылку и собранную от жителей макулатуру, приходится искать большое количество документов, подтверждающих факт первоначального ввоза этой упаковки на территории региона.

В 2022 году в Магадане собрали порядка 20 тонн макулатуры, которую "Эко Колыма" отправила на переработку в Хабаровск. Там из нее изготовят туалетную бумагу. За год волонтеры провели 8 акций по сбору вторсырья, в которых приняли участие более 2 тысяч горожан. Расходы на хранение и транспортировку превысили 880 тысяч рублей.

Несмотря на рекордные цифры и положительную динамику в вопросах экологической ответственности и осознанности колымчан, в социальных сетях НКО появилось сообщение о том, что пока сбор вторсырья поставлен на паузу. Когда будет проведена следующая акция — неизвестно. Как выяснили в разговоре с руководителем "Эко Колымы", проблема, в том числе, заключается в сложной процедуре вывоза собранного вторсырья на переработку в другие регионы.

Проблема широко известна, по ней даже пытались внести правки в закон. Но на этапе чтений вопрос замер.

"Все, что вывозится из города является товаром, а товар должен иметь документ. Приходится собирать большой пакет документов, подтверждать статус товара, договариваться с организациями, ввозящими товары в Магаданскую область и подтверждать перед таможней, что мусор не является бывшей в употреблении упаковкой, а так же является товаром согласно действующему закону об ОЭЗ.

Необходимо менять условия на законодательном уровне. Я с этим вопросом подходила на форуме "Экосистема" на Камчатке к Ирине Яровой (депутат Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации). Существуют поправки к законопроекту, которые пересматривают условия вывоза вторсырья с территории Особой экономической зоны. Но чтение закона "встало" с 2020 года после первых чтений. Это проблема для нашего региона в целом, не только для нашей организации. В Магаданской области будут строить мусороперерабатывающий завод. И куда после переработки будет направляться сырье? Как его вывозить?

И опять же нет системы раздельного сбора. В проекте мусоросортировочного комплекса не предусмотрены пункты по раздельному сбору. Как я узнавала у проектировщика, не было даже запроса при проектировании на двухпоточную систему. Изначально проект создавался под смешанные отходы, которые будут поступать в том виде, в котором они сейчас в мусорных баках.

Уже сейчас можно было бы раздельно собирать у населения металл, если бы была законодательная база. Его и так принимают металлоломщики, но на пунктах сбора опять встанет вопрос — а как подтвердить, где взяли эту алюминиевую банку. Так же как и мы собираем документы по бумаге и пластиковой бутылке.

Эту ситуацию необходимо решать на федеральном уровне, не мы одни в стране попадаем под условия ОЭЗ. Думаю, правительство Магаданской области заинтересованно в продвижении этого законопроекта и будет контролировать его", — прокомментировала Ульяна Матвиенко.

Открытые вопросы остаются и по расходам, связанным с работой завода. А также вопрос расширенной ответственности производителей, утилизации и переработки. Если коротко, то тезис такой: необходимо строить перерабатывающие комплексы и вовлекать бизнес в систему ответственного обращения, мотивировать к использованию вторсырья, если это возможно. 

Урегулировать вопрос поможет закон о вторичных материальных ресурсах, который уже прошел первое чтение. Его задача — создать систему стимулов, чтобы вовлечь бизнес в использование вторичных ресурсов. Вторичный ресурс может стать сырьём, при этом, организация сама выбирает, какое вещество может стать побочным продуктом при производстве.

Но есть и четкие сроки, за которые побочный продукт должен стать либо вторсырьём, либо продукцией — три года. Если в течение указанного времени побочный продукт не использован — экологические штрафы.

Получается, есть курс на вторичную переработку, но проблема вывоза сырья из Магаданской области сохраняется.

"В регионе не реализуется вопрос сбора опасных отходов у населения. К пункту опасных отходов относятся также ртутные градусники, люминесцентные лампы, которые должны принимать в управляющей компании, лекарства и горюче-смазочные материалы, бывшие в употреблении и упаковка от них", — говорит Ульяна Матвиенко.

До сих пор не ясна процедура утилизации аккумуляторных батарей в регионе. С 1 марта изменился порядок сдачи аккумуляторов и батареек на переработку. Теперь все предприятия, которые производят отходы I и II класса опасности, должны заключать договор с Федеральным экологическим оператором, а не напрямую с региональными компаниями. Это значит, что федеральный экологический оператор (ФЭО) сам отберет местные компании, которые смогут принимать опасные отходы на переработку, но только от юрлиц. А вот с приемом батарей у населения в регионе вопрос обстоит сложнее — официально на Колыме их не принимают. Если в Приморье за отработанный аккумулятор можно получить деньги, то в Магадане такой практики, по крайней мере легально, нет. Выброшенные на контейнерную опасные отходы отправляются на полигон. 

Смотрите полную версию на сайте >>>


Следующая новость