18 октября 2022. Проект федерального закона "О северном завозе" будет направлен на рассмотрение Правительства РФ в конце октября, сообщает "Интерфакс". Документ разработало Министерство по развитию дальнего Востока и Арктики по поручению Президента РФ Владимира Путина и под контролем полпреда в ДФО Юрия Трутнева. Комментируя проект закона, Председатель Магаданской областной Думы Сергей Абрамов отметил, что в документе в полном объеме учтены предложения, подготовленные колымским парламентом, сообщили ИА MagadanMedia в пресс-службе Магаданской областной Думы.
"Северный завоз" охватывает 25 регионов страны. Законопроектом вводится само понятие "северного завоза", распределяются полномочия между федеральными, региональными и муниципальными органами власти, регулируется закупочная деятельность, порядок доставки грузов, мониторинга и контроля, вводится комплекс мер поддержки участников "северного завоза". Создается Федеральная система мониторинга "северного завоза", в которой будут аккумулироваться все сведения: от планов проведения закупок до результатов тендеров и движения грузов. Тем самым будет обеспечена единая информационная среда для участников, гарантирована прозрачность закупок, созданы условия для ценовой конкуренции между поставщиками.
Единым федеральным координатором процесса выступит Минвостокразвития. По словам Министра по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексея Чекункова, законопроектом предусмотрена комплексная система управления северным завозом, которая является ключом к решению не только транспортно-логистических задач, но и к снижению цен по всей цепочке доставки грузов, что, в свою очередь, позволит улучшить качество жизни людей на труднодоступных, но стратегически важных для страны территориях.
Грузы законопроектом разделяются на три категории. К первой, приоритетной, относятся товары жизнеобеспечения населения и организаций социальной сферы (включая продовольствие, лекарства, медицинские изделия и др.), жилищно-коммунального хозяйства и энергетики. Такие грузы больше не будут простаивать в морских портах и терминалах в ожидании очереди на обработку.
Кроме того, определены федеральные меры поддержки — бюджетные кредиты регионам для закупки и доставки приоритетных грузов "северного завоза" и услуг, связанных с их поставками, а также субсидии для финансирования транспортных затрат. Законопроектом предусмотрено создание единого морского оператора, который будет обеспечивать перевозки приоритетных грузов морским транспортом по субсидируемым тарифам. Наряду с комплексом мер господдержки планируется ввести и меры ответственности для участников "северного завоза" за нарушение очередности доставки грузов, несвоевременное или недостоверное предоставление информации и т.д.
Создается также законодательная основа для развития инфраструктуры, необходимой для обеспечения "северного завоза": определяются источники финансирования работ по содержанию ключевых инфраструктурных объектов, вводится беспрепятственный доступ участников к объектам инфраструктуры необщего пользования.
Председатель Магаданской областной Думы напомнил, что концепция разработанного законопроекта впервые детально обсуждалась в декабре 2021 года на заседании Президиума Совета Законодателей. Прозвучавшие на заседании предложения колымских парламентариев полностью учтены в итоговой редакции документа: предусмотрен приоритет генеральных и социально значимых грузов, описаны критерии отнесения грузов к социально значимым, созданы условия для развития сопутствующих объектов инфраструктуры, введено финансирование транспортных затрат за счет федерального бюджета.
— Государственное регулирование "северного завоза" для Магаданской области является гарантом того, что регион будет стабильно и в установленные сроки обеспечиваться социально значимыми и генеральными грузами. При отсутствии железнодорожного сообщения стабильность морской перевозки товаров является залогом комфортной жизни населения, развития регионов, реализации национальных проектов. Без этого о привлечении людей на Север речи быть не может. Кроме того, нельзя допускать еще большего и при этом внезапного, несистемного повышения цен на товары первой необходимости, — прокомментировал Сергей Абрамов.
В периметре "северного завоза" находится 25 регионов страны. Ежегодно на закупку и доставку более 3 млн тонн грузов выделяется более 87 млрд рублей.