28 сентября 2022. Участники секции "Литература и искусство как проводник образа территорий", которая прошла в рамках Всероссийского туристического форума "Открой Дальний Восток" (22-23 сентября, Хабаровск), обсудили пути и способы создания с помощью художественных произведений привлекательного "литературного аватара" российского Дальнего Востока, сообщает ИА PrimaMedia. Одним из ключевых механизмов этого процесса была названа Общероссийская литературная Премия "Дальний Восток" им. В.К. Арсеньева (12+), длинный список номинантов которой был оглашен в завершении мероприятия.
Открывая дискуссию, российский писатель, драматург, сценарист, художественный критик, журналист и телеведущий Олег Шишкин отметил, что помимо так называемой "большой литературы" весомое значение в повышении туристской привлекательности того или иного города и региона имеет и литература "малая", прикладная — например, интересные путеводители.
"Еще до пандемии я подготовил путеводитель, который называется "Распутинский Петербург". Он написан на основании отчетов охранного отделения Министерства внутренних дел Российской империи, который сопровождал Распутина, отмечал места, куда он приходил и тех лиц, с которыми он встречался. И на этом материале можно легко было подготовить такого рода путеводитель, снабдив его дополнительными, может быть, отчасти мемуарными моментами", — рассказал Шишкин, добавив, что подобные путеводители можно было бы создать и для дальневосточных городов, благо что в их истории хватает своих "гениев места", таких как Муравьев-Амурский, Арсеньев и многие другие.
Модератор секции, куратор общероссийской литературной Премии "Дальний Восток" им. В.К. Арсеньева, директор журнала "Юность" Вячеслав Коновалов поддержал выступающего и посетовал, что такого рода работа в том же Хабаровске пока не заметна.
"Предположим, я приехал сегодня в Хабаровск, у меня есть три дня, и я хочу пройти по городу, посмотреть основные места. И что я обнаружил в плане путеводителя? Ничего. Есть какая-то тонкая книжка из программы "Орел и решка" — почти детская, и больше — ничего. Чудовищная, на самом деле, ситуация", — прокомментировал Коновалов, призвав дальневосточных писателей обратить особое внимание на такую недоработку.
Принявший участие в работе секции российский писатель-фантаст Сергей Лукьяненко однозначно отметил, что литература в значительной степени способна формировать не только культурное, но и туристическое пространство региона, причем здесь свою роль могут играть не только исторические, но и чисто литературные персонажи.
"В любом большом городе есть те или иные места, маршруты, которые связаны с литературными героями. Можно пройти по Парижу, по местам приключений мушкетеров. Можно пройти по Лондону Шерлока Холмса и так далее, — сказал Сергей Лукьяненко. — Дальний Восток — это, наверное, самая романтическая часть России. То есть для нас Дальний Восток это, по сути, чем является "Дикий Запад" для США. И все это было прекрасно там романтизировано. А у нас почему-то нет".
Вячеслав Коновалов, комментируя высказанную писателем мысль, отметил, что как раз литературная Премия имени В.К. Арсеньева является тем инструментом, который способен "населить" Дальний Восток достоверными и интересными читателю литературными героями.
Продолжая свою мысль, Сергей Лукьяненко подчеркнул, что "укорененность" исторических и литературных персонажей в регионы Дальнего Востока — прямой путь к воспитанию патриотизма.
"Это все формирует и любовь к чтению, и любовь к родному краю, и патриотизм. Это громкое слово… мы его очень долго стеснялись произносить. А вот сейчас такое время, когда надо бы снова его произносить чаще и не стесняться, — заявил Лукьяненко. — Я бы очень ждал и был бы очень рад, если бы местные авторы создавали истории, которые будут читать везде — и в России, и за пределами России. Истории, создающие вот этот прекрасный облик Дальнего Востока — интересный, интригующий, таинственный. Этот образ "потянет" за собой и туристов, и людей, которые захотят здесь поселиться".
Председатель Хабаровского регионального отделения Российского союза писателей Игорь Мосин поддержал коллегу в том, что региональная литература — один из ключевых источников формирования любви к Родине и уважения к ее истории.
"Что главное, какую цель мы ставим перед нашими авторами? Это же, конечно, о том, чтобы любовь к родному краю прививать нашим детям, — сказал Мосин. — А вот в последние дни все чаще и чаще вспоминаю песню "С чего начинается Родина". То есть пока мы не будем говорить о нашей малой родине, мы большую Родину не защитим. А защищает человек всегда то, что ему близко, что ему дорого, где он родился. Вот поэтому и направлена вся наша деятельность именно на это".
Появление же Премии им. Арсеньева, по мысли председателя ХРО Российского союза писателей, является в этом разрезе абсолютно своевременным, и ее развитие — очень важно.
"Литература — она работает "в длинную". "Притягивает" к себе молодое поколение, а молодое поколение "притягивается" к нашей родной земле. Вот почему я говорю, что это — очень своевременная Премия. Потому что она, на мой взгляд, как раз знакомит с литературой не только дальневосточных авторов, а с литературой именно об этом крае, о Дальнем Востоке", — подытожил Игорь Мосин.
Член Союза писателей России, главный редактор российского литературного журнала "Дальний Восток" Александра Николашина в своем выступлении подняла тему сложности издания книг дальневосточных авторов.
"Дальневосточная литература — она, конечно, есть. Но термин, мне кажется, все-таки не совсем корректный, потому что литература — это литература. И вот здесь, на Дальнем Востоке, есть писатели, но таких "очень талантливых", "очень знаменитых" среди них — нет. Не потому, что они плохие, а потому, что мы живем далеко от Москвы, к сожалению. Книги издаются с большим трудом, небольшим тиражом и так далее", — отметила Николашина.
Тему продолжил известный хабаровский журналист Константин Пронякин.
"Если бы эта литература ("дальневосточная" — ред.) издавалась в достаточном количестве, то, наверное, какую-то роль она бы играла в привлечении туристического потенциала на Дальнем Востоке. Но так как у нас очень мало сейчас издается книг, то, я думаю, роль литературы сведена, может быть, и к нулю. Но я скажу, что мы в газете "Приамурские ведомости" иногда публикуем большие рассказы с продолжением, к примеру, в течение месяца-двух. И даже у нас был такой случай, когда в автобусе кондуктор спрашивала у каких-то пассажиров газету: она читает рассказ с продолжением и ищет следующий номер, чтобы прочитать это произведение", — рассказал Пронякин.
Также участник дискуссии напомнил об идее создания Дальневосточного издательского центра, о которой, в том числе, говорилось и на встречал литературной общественности региона с заместителем полномочного представителя президента в ДФО Григорием Курановым.
"Григорию Владимировичу (Куранову — ред.) тема литературы близка, и он поднимал вопрос о том, что на Дальнем Востоке как раз нужно создать некий Дальневосточный издательский центр, который бы готовил книжки, издавал их и, самое главное, — распространял. Потому что у нас сейчас, даже если мы сами издадим — или за свои деньги, или на гранты, — то что с ними потом делать?", — посетовал Константин Пронякин.
Одним из выходов из сложившейся ситуации писатель-фантаст Сергей Лукьяненко назвал использование электронных площадок размещения книг, благо что молодежь в массе именно им отдает предпочтение перед традиционными бумажными изданиями.
"Я бы просто сказал: этого надо не стесняться. Надо идти работать на эти электронные площадки, потому что там люди читают. В конце концов, бумага это или экран, — это не важно, это просто форма подачи текста, — сказал Лукьяненко. — Чтобы книгу прочитали, ее надо выложить, поставить даже цену небольшую и спокойно ее распространять. Берут. Платят. Читают".
Комментируя итоги дискуссии, ее модератор Вячеслав Коновалов отметил важную роль полпредства в развитии и дальневосточной литературы как таковой, и литературы о Дальнем Востоке в целом.
"Григорий Владимирович Куранов сделал для Премии и для развития литературы на Дальнем Востоке, может быть, больше за последние 25-30 лет, чем любой литературный деятель, — сказал Коновалов. — Потому что первый, к кому я прихожу и говорю: "У меня есть такая-то идея" — я прихожу к нему".
В завершение секции Вячеслав Коновалов огласил длинный список номинантов Общероссийской литературной Премии "Дальний Восток" им. В.К. Арсеньева, в который вошли 30 произведений, по 10 в каждой из трех номинаций — "Длинная проза", "Короткая проза" и "Проза для детей".
"Дорогие друзья, еще раз поздравляю всех тех авторов, которые попали в длинный список Премии, в том числе и тех, кто находится сейчас в этом зале. Это — уже большое литературное достижение, потому что список — очень классный в этом году, все авторы очень сильные и быть одним из этих имен — это уже достижение. Мои огромные поздравления вам, дорогие друзья, большое спасибо!", — сказал куратор Общероссийской литературной Премии "Дальний Восток" им. В.К. Арсеньева.
Напомним, что Общероссийская литературная Премия "Дальний Восток" имени В.К. Арсеньева учреждена по инициативе заместителя Председателя Правительства Российской Федерации — полномочного представителя Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе Юрия Трутнева. Впервые лауреаты Премии были названы в декабре 2019 года. Произошло это в рамках мероприятий "Дней Дальнего Востока в Москве" в здании Российского Фонда культуры.
Главная цель Премии — поддержка российских и зарубежных писателей, посвящающих свои произведения Дальнему Востоку и содействующих формированию единого культурного пространства многонациональной России. За три сезона на соискание Премии поступило более 300 заявок от писателей из 24 субъектов Российской Федерации, а также от соотечественников, проживающих за рубежом.
Ежегодно жюри Премии определяет лучшие произведения по трем номинациям: "Длинная проза", "Короткая проза", "Проза для детей". Победители получают денежное вознаграждение и ценные призы.
Сайт Премии — премияарсеньева.рф (12+), группа Вконтакте https://vk.com/premiyaarsenyeva (12+).