14 сентября 2022. С 13 сентября в России меняются базовые тарифы ОСАГО — "коридор", в границах которого их можно устанавливать, решением Центробанка расширяется сразу на 26 процентов, причем и "вверх" и "вниз". Теперь те, кто ездит аккуратно и имеет большой стаж вождения, должны получить возможность платить за страховку меньше. Но это в теории — на практике же "реальное" удешевление полисов следует за "номинальным" крайне редко. И в этот раз ни сами автомобилисты, ни парламентарии позитивных подвижек не ждут. Почему так происходит и что с этим делать, ИА AmurMedia сообщает со ссылкой на "Парламентскую газету" (18+).
Для начала — суть проблемы. Больше двух лет назад, 24 августа 2020 года, в России вступил в силу закон об индивидуализации тарифов ОСАГО. Он отменил единые схемы расчета тарифов и позволил страховщикам устанавливать их самостоятельно в рамках утвержденного ЦБ тарифного коридора — то есть не выше столько-то и не ниже столько-то (конкретно с 13 сентября — не ниже 1646 и не выше 7535 рублей). Отталкиваться страховщики при этом должны от территории, на которой зарегистрировано транспортное средство, условий эксплуатации (если машину предполагается, например, использовать только летом для поездок на дачу, то и ОСАГО для нее выйдет дешевле), а еще — и это самое главное — от личностных характеристик водителя. Существует, например, коэффициент безаварийного вождения "бонус-малус" — чем меньше ДТП произошло по вине автомобилиста, тем он ниже. Кроме того, понижающие коэффициенты вводятся за возраст и стаж.
Другими словами, автомобилисты, которые прилежно копят опыт и не попадают в аварии, должны платить за ОСАГО меньше. Однако на практике этого не происходит — стоимость страховки стабильно повышается, пусть и на 200-300 рублей каждый год, но все же. И прогнозы экспертов не добавляют оптимизма: скорее всего, с расширением тарифного коридора эта тенденция также никуда не исчезнет.
"Несмотря на все рассказы страховых компаний о том, что кто-то теперь будет платить меньше, меньше платить не будет никто, — констатировал в разговоре с "Парламентской газетой" вице-президент "Национального автомобильного союза" Антон Шапарин. — Обычно за такими нововведениями следует довольно ровное линейное повышение цен всеми страховыми компаниями — настолько, что их тарифы зачастую совпадают до рубля при, казалось бы, присутствующей и активной конкуренции".
По словам Антона Шапарина, с ОСАГО в России связаны две фундаментальные проблемы.
"Во-первых, по данным автостраховых компаний, 25 процентов водителей у нас страховки не имеют в принципе (Российский союз страховщиков оценивает их количество в шесть миллионов. — Прим. ред.), — заключает Антон Шапарин. — На наш взгляд, в силу подорожания полиса и снижения выплат люди просто начнут массово от нее отказываться. Во-вторых, ОСАГО не является социальным продуктом. Страховые компании, которые реализуют данную услугу, основной своей целью видят извлечение прибыли. Возможно, имеет смысл перевести вопросы, связанные с ОСАГО, в ведение какой-нибудь государственной страховой компании, которая все же будет ориентироваться в первую очередь на людей, а не на свой собственный кошелек".
Серьезные недочеты в нынешней схеме работы ОСАГО видит и депутат Госдумы Николай Новичков. Однако, по его словам, одним лишь давлением на страховые компании проблеме не поможешь.
"Сейчас, на мой взгляд, имеется целесообразность в расширении категорий водителей, которым положены скидки на оплату ОСАГО, — отметил Новичков в беседе с "Парламентской газетой". — Можно ввести преференции автомобилистам, оставляющим меньше углеродного следа, например, вообще в целом людям, создающим меньше проблем на дорогах. Я думаю, мы, как депутатский корпус, в этом направлении тоже поработаем и, возможно, в будущем выступим с соответствующей инициативой".
Что же касается не всегда прозрачной политики страховых компаний, то здесь, по словам Новичкова, решение должно быть понятным и простым: сделать так, чтобы автомобилист не оставался со своими проблемами один на один.
"Если у страховых компаний есть желание решить свои финансовые вопросы за счет простого человека, они всегда это сделают, — считает парламентарий. — И задача государства — как раз и оказаться на месте этого самого простого человека. Я думаю, нам стоит, в частности, вернуться к идее учреждения должности уполномоченного по защите прав автомобилистов, который мог бы выступать третейским судьей в спорах страховых и водителей. Подобная инициатива уже поднималась, но тогда Минфин заявил, что работать нужно в пределах тех инструментов, которые есть, и не плодить сущности. Но позвольте, у предпринимателей же, например, есть свой омбудсмен на уроне государственного чиновника федерального масштаба. Притом что автомобилистов как минимум в несколько раз больше".
Впрочем, подобного взгляда на тарифную политику страховых придерживаются не все. Так, председатель Комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков отметил, что тарифы растут далеко не всегда и не для всех.
"Если говорить в целом, то тарифы у нас никогда не повышались больше, чем на уровень инфляции, — прокомментировал депутат для "Парламентской газеты" инициативу ЦБ. — И даже были определенные снижения стоимости для отдельных категорий. Сейчас ситуация складывается сложная. Во-первых, на финансовых процессах сказывается все та же инфляция, а она сейчас довольно высокая. Во-вторых, у нас на рынке сейчас очень много автомобилей с импортными комплектующими. А импорт в последнее время здорово подорожал — из-за логистики, скачков курса валют и так далее".
По словам Аксакова, в ближайшее время рассчитывать на какое-либо ощутимое снижение стоимости ОСАГО не стоит точно — и в первую очередь как раз-таки из-за импорта. Деталей заграничного производства, особенно оригинальных, фирменных, в России сейчас не то чтобы дефицит, но ситуация с ними явно напряженная — мы писали об этом не так давно. И это тоже сказывается на их стоимости, а следовательно — на собственных издержках страховых и цене ОСАГО.
"Сейчас у нас понемногу развивается параллельный импорт, поэтому, я думаю, проблемы с комплектующими будут решаться, а цены, соответственно, пойдут вниз, — говорит парламентарий. — Что же касается стремления страховых компаний к выгоде в ущерб автомобилистам — напомню, что у нас существует процедура трастовых расследований. Если есть факты или, по крайней мере, существенные подозрения, мы можем сделать запрос в ФАС, чтобы такое расследование было проведено. Поэтому если тот же Национальный автомобильный комитет готов предоставить фактуру — пусть обращаются, и мы его инициируем".
Тем временем
Сколько будет стоить ОСАГО в разных регионах
"Парламентская газета" подсчитала стоимость ОСАГО в разных регионах. За образец взяли легковушку мощностью 106 лошадиных сил, водитель — один, 30 лет, пять лет стажа, три года не был в авариях.
Москва — 7805 рублей.
Санкт-Петербург — 7111 рублей.
Красноярский край — 7111 рублей.
Республика Карелия — 3642 рубля.
Дальний Восток — 5897 рублей.