3 сентября 2022. Несмотря на все происходящие в мире природные катаклизмы, обусловленные изменением климата, мы все еще не серьезно относимся к вопросам охраны природы и необходимости соблюдения принципов экологической безопасности. Последние, между тем, давно известны, их основа сформулирована в подходах устойчивом развитии и рациональном природопользовании. Основной из них призывает сохранять баланс между экономической выгодой и экологическими последствиями и учитывать значение историко-культурной и природной ценности территорий, вовлекаемых в экономическое освоение. Практическая реализация и учет всех этих аспектов находится в ведении государства и в части природопользования регулируется Министерством природных ресурсов и экологии РФ.
Важнейший механизм охраны природы и сохранения экологической безопасности — развитие системы (сети) особо охраняемых природных территорий (ООПТ). В соответствии с ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", это "участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение". Эти участки полностью или частично изъяты из хозяйственного использования и относятся к объектам общенационального достояния. Кроме того, для них устанавливается режим особой охраны.
В 1992 г. Россия подписала международную Конвенцию о биологическом разнообразии, в 2010 г. — "Стратегический план сохранения и устойчивого использования биоразнообразия". Последний призывает правительства государств довести долю Особо-охраняемых природных территорий до 17% в наземных ландшафтах, и до 10% в морских и прибрежных акваториях. В 1995 г. в России Федеральный закон об ООПТ наделил региональные власти правом резервирования и защиты природных участков высокой природоохранной ценности.
Прирост площади особо охраняемых природных территорий в регионах дальневосточного Севера в 1995–2020 г. Числа показывают долю "Особо охраняемых природных территорий" относительно всей площади региона. Фото:
Магаданская область — крупнейшая золотопромышленная территория, и интересы горнодобывающей отрасли здесь неизменно влияют на возможность и потенциал развития системы ООПТ. Золотопромышленным центром Магаданской области выступает территория Верхнеколымского бассейна, ее индустриальное освоение насчитывает без малого 100 лет. В настоящий момент пространство, пронизанное "метастазами" россыпной золотодобычи, занимает уже около 50 тысяч квадратных километров. В первые годы освоения (1930-е гг.) "ураганное" содержание "драгметалла" составляло в среднем 30 г/м², на некоторых участках — до 130 г/м³, что позволило довести добычу золота до 79.2 тонны в 1940 году, в среднем же это значение в период с 1937 по 1945 гг. составляло около 50 тонн в год. По мере отработки содержание золота в песках последовательно снижалось, а объем "хвостов" отработанной породы ускоренно возрастал (рис. 2). С 2014 года добыча россыпного золота в регионе вновь выросла с 14,5 тонны в 2014 г. до 19,8 тонны в 2021 году. Это означает, что увеличиваются объемы песков, необходимых для получения одного грамма металла № 1. А значит, растут масштабы аномалии Верхнеколымского бассейна, требующие сейчас уже экстренной реакции экологического сообщества.
Динамика базовых параметров россыпной золотодобычи в 1930–2020 гг.. Фото:
Можно ли изменить ситуацию? Уверены, что можно. И ключевую роль в этом вопросе может сыграть как раз развитие системы ООПТ. Ярким примером перспектив, связанных с ООПТ, можно считать архипелаг Шпицберген (Свальбард). Около 65% поверхности Шпицбергена отведено под охраняемые области, среди них три национальных парка (Южный Шпицберген, Форландет и Северо-Западный Шпицберген), 6 заповедников (Северо-Восточный и Юго-Восточный Свальбард, три флористических района и один морской заповедник), 15 специализированных птичьих заказников и 1 геологический заповедник. На всех этих территориях действует полный запрет на использование двигательных средств с мотором и любую хозяйственную деятельность. Шпицберген — это арктические пустыни, но развитие системы ООПТ, их инфраструктуры и соблюдение строгих экологических норм позволили развить туризм на этой территории, ежегодно архипелаг посещает до 70 тысяч человек (https://guide.travel.ru/svalbard/geo/nature/nationalparks/; https://www.ltandc.org/svalbard/).
Озеро Балгыт. Территория проектируемого НП "Черский" им А.В. Андреева. Фото: Елена Хаменкова
Чтобы ООПТ ценились так же высоко у нас, потребуется время. Однако учитывая, что рано или поздно, полезные ископаемые, особенно золото, для которого указываются вполне конкретные и совсем не продолжительные сроки, исчерпаются, необходим альтернативный стратегический план. Его основа — это понимание значения культурно-образовательных ценностей, которые позволят развивать знания о территории и воспитывать желание ее беречь и о ней заботиться.
В 2020 году учеными Института биологических проблем Севера ДВО РАН в сотрудничестве с коллегами из СВКНИИ ДВО РАН была проведена ревизия территории Магаданской области. Были определены районы с высокой, отличной от горнопромышленной, ценностью и обладающие потенциалом для развития туризма. Для организации работы по развитию системы ООПТ в Магаданской области с целью расширить классификационный перечень этих территорий (сделать его шире, чем в ФЗ об ООПТ № 33) и получить возможность включить их в туристическую деятельность, мы предложили принять региональный закон об ООПТ и разработали его проект. Материалы ревизии и проект закона были направлены в Правительство региона и региональное Министерство природных ресурсов и экологии, возглавляемое тогда Олегом Косолаповым, но никакой реакции от Министерства не последовало. В своих официальных выступлениях действующий Министр говорил исключительно о наращивании добычи золота и перспективах добычи меди (несмотря на то, что эти полезные ископаемые даже не относятся к ведению и ответственности регионального Министерства).
Положительный пример последних лет, связанный с расширением сети ООПТ в области, продвигаемый практически исключительно усилиями Института биологических проблем Севера и отдельными неравнодушными к судьбе региона людьми, — это проект Национального парка "Черский" им. А.В. Андреева. Согласование создания этого ООПТ проводится с 2018 года. Парк включен в материалы проведенной ревизии и уже включен в "Схему территориального развития Магаданской области". Главная задача инициативы — предложить реальные компенсационные мероприятия, которые помогли бы сохранить нетронутыми экосистемы и ландшафты в верховьях Колымы, сформировать своего рода ресурсный резерват растительного и животного мира этой обширной территории. Современная степень деградации этой части бассейна реки Колымы столь высока, что масштабную экологическую аномалию уже видно из космоса.
Типичный горный ландшафт. Территория проектируемого НП "Черский" им А.В. Андреева. Фото: Елена Хаменкова
Сейчас региональный этап согласования завершен, проходят последние этапы федерального согласования, и мы видим, что на уровне государства значение этих вопросов понимается на самом высоком уровне. Природоохранная и историко-культурная ценность территории, а также необходимость развития в регионе экологического просвещения и экологического туризма позволили претендовать именно на создание Национального парка — федерального ООПТ высшего значения. Немаловажную роль в этом решении сыграли цели и задачи национальных парков, прописанные в федеральном законодательстве. В соответствии с ними парки обязаны развивать науку, образование, просвещение и туризм. А значит, именно такая форма ООПТ необходима в области. Кроме того, это удивительной красоты места крайнего Северо-Востока России, отражающие разнообразие ледниковых ландшафтов отдаленного и малоизвестного обывателю края.
Создание парка позволит не только сохранить уникальные ландшафты и историко-культурные памятники. Мы уверены, что этот пример послужит толчком к пониманию значения подобных инициатив и их перспектив. Такие вопросы должны входить в региональную повестку. Мы надеемся, что 56 уникальных природных объектов Магаданской области, выделенные в ходе проведенной ревизии, лягут в основу формирования перспективного плана развития региона и положительно повлияют на происходящие социально-экономические процессы там, где прячется золото.