8 августа 2022. Дефицит учителей математики, русского и иностранного языков, а также педагогов-психологов сформировался в колымских школах. Эти предметы основные в образовательном процессе, специалисты востребованы по всей стране, поэтому для привлечения кадров в Магаданскую область нужны беспрецедентные меры. К 1 сентября в Магадан приедут учителя из Ингушетии, Приморья, Подмосковья и Краснодарского края. При этом, для новой школы в Третьем микрорайоне необходимо будет через три года закрыть 58 педагогических ставок. Сколько школ на Колыме остались без учеников, почему в Магадан едут молодые специалисты, большая ли разница в зарплатах учителей в городе и в поселках — в интервью MagadanMedia с региональным министром образования Анжелой Шурхно.
Отметим, в прошлом учебном году в большинстве федеральных округов России сформировался дефицит работников общеобразовательных учреждений. К такому выводу пришли эксперты Центра экономики непрерывного образования ИПЭИ РАНХиГС. Наибольшую нехватку учителей зафиксировали на Дальнем Востоке.
На Колыме вопрос укомплектованности педагогическими кадрами становится актуальнее с каждым годом, и напрямую влияет на качество образования. В новом учебном году 2022–2023 в Магаданской области будут работать 126 образовательных учреждений. По информации Министерства образования, в регионе вакантны 130 педагогических ставок (76 из которых в Магадане). Наиболее востребованы в Магаданской области учителя начальных классов (24 вакансии), русского языка (28 вакансий), математики (15 вакансий), иностранного языка (12 вакансий), а также педагоги-психологи (29 вакансий).
Анжела Шурхно. Фото: Правительство Магаданской области
"Раньше у нас был абсолютный дефицит учителей химии, биологии, физики, информатики, скажем так, узких специалистов. Сейчас ситуация изменилась.
Можно объяснить это тем, что в регионе крупные учреждения только в районных центрах, а 30% школ — малокомплектные, где обучаются от 1 до 100–150 человек. Никогда такого не было, но у нас в двух населенных пунктах совсем нет учеников, но есть дошколята, значит есть перспектива.
В малокомплектных учреждениях одним универсальным специалистом мы можем закрыть несколько направлений. Академия РФ уже разработала модули повышения квалификации, наш институт развития образования также разрабатывает программы, чтобы учитель умел совмещать смежные предметы. А с учителями математики, русского языка у нас есть сложности. Это предметы основные, востребованные, и часов на них нужно больше, чем на химию или биологию.
В прошлом году у нас была потребность в 38 вакансиях педагогов-психологов, в этом — уже 29. В новую школу в Оле пригласили работать специалиста из Краснодара. Активная позиция в регионе по поиску педагогов-психологов дает свои плоды. В области много приезжих специалистов, также местные переобучились с выездом и путем дистанционного формата.
Педагог-психолог очень нужен в образовательных учреждениях, для Магаданской области это особенно актуально.
То, что вакансии сокращаются, это очень хорошо", — рассказала министр образования Магаданской области Анжела Шурхно.
Напомним, 1 сентября стартует первый учебный год в новой школе в поселке Ола. Кроме учебных классов там будут несколько спортивных залов, тир, двухуровневая библиотека, большой актовый зал и вместительная столовая, сердцем учреждения станет атриум в три этажа. Школа рассчитана на 825 учебных мест, что позволит организовать образовательный процесс полностью в первую смену. Педагогический состав нынешней школы готов переходу в новое здание. Штат укомплектован и вакансий нет: сейчас в учреждении трудятся 62 специалиста, к началу учебного года приедут еще два учителя: начальных классов, русского языка и литературы.
"Ольская школа очень активно занимается кадровым вопросом, здесь работают индивидуально — через знакомых, через тех, кто уже к нам переехал, через тех, кто уехал из региона. Распространяют информацию о вакансиях, о мерах поддержки и льготах, прилагают фотографии — где будут работать, где будут жить. Люди из других субъектов приезжают к нам, возвращаются и бывшие колымчане: едут в поселковые школы или идут работать в систему образования округов", — отметила Анжела Шурхно.
Городские округа в этом вопросе работают точечно, а в Магадане делают акцент на работу со студентами Северо-Восточного государственного университета. Уже третий год выпускники педагогических специальностей СВГУ идут работать в школы и детские сады города. Для привлечения учащихся школ организуют встречи, экскурсии, общение со студентами выпускниками, мастер-классы.
Сейчас в областном центре строят общеобразовательную школу на 530 мест в Третьем микрорайоне. Срок сдачи учебного заведения — 2025 год, но о кадровом составе в департаменте образования думают уже сейчас: в банке вакансий, которые нужно заполнить, — 58 ставок.
"Есть определенные наработки, есть работа со студентами СВГУ — будущими учителями химии, биологии, иностранных языков, начальных классов. Уже есть молодые педагоги из других школ, которые хотели бы прийти работать в новое учреждение. Ведется работа по привлечению педагогических кадров из других регионов страны.
Кроме того, на базе Магаданского политехнического техникума открыли специальности "начальные классы" и "воспитатель дошкольного образования". Можно заочно получить образование. Это нам помогло, мы фактически закрываем вакансии по этому направлению. А на базе Горно-строительного колледжа открыли специальность "преподаватель физической культуры и спорта", — сообщила министр образования региона.
В системе образования Колымы работают более 6 тысяч человек, но из этого числа — учителей всего лишь 1266. Как говорит Анжела Шурхно, численность педагогов в регионе снизилась.
Однако, к 1 сентября на Колыму приедет 31 специалист, из них 10 учителей в возрасте до 35 лет. География приезжих педагогов обширная — Ингушетия, Краснодарский край, Приморье, Подмосковье, Амурская и Омская области. Большую роль в привлечении специалистов на Колыму играют беспрецедентные меры поддержки.
В Магадане молодым специалистам выплачивают "подъемные" в размере 150 тысяч рублей, в области также предусмотрено пособие. Кроме того, приезжающие в округа учителя получают обустроенные квартиры, главы вкладывают немало ресурсов: ремонтируют и восстанавливают жилье. В Магадане предложили внести дополнения в законопроект по компенсации стоимости арендного жилья не только медикам, но и педагогам.
С 2020 года на Колыме реализуют проект "Земский учитель", по которому каждый учитель пожелавший приехать в село и поселок будет иметь возможность получить 2 млн рублей.
"В этом году по программе мы закрыли региональную квоту в 4 вакансии — новые учителя приедут в Эвенский, Ольский, Ягоднинский, Хасынский округа", — отметила Анжела Шурхно.
В Магаданской области существуют множество региональных мер социальной поддержки для молодых специалистов: единовременные пособия, ежемесячные доплаты к окладу, ежегодная (в течение трех лет) выплата для тех, кто вышел на работу не позднее двух лет после окончания вуза, право педагога на 100% компенсацию расходов на коммунальные услуги, возможность участия в программе "Дальневосточная ипотека" — до 30% за первоначальный взнос возмещают из регионального бюджета. Большой перечень и муниципальных льгот.
"Некоторые городские округа вводят дополнительные меры: специальные выплаты, обеспечивают педагогов горячим питанием, интернетом, организуют командировочные выезды. Мы стараемся максимально вовлечь учителей в процесс, чтобы понимать, нуждаются ли они в повышении квалификации или в переподготовке.
Министерство лоббирует интересы молодых педагогов, в которых мы видим желание расти, возможно, возглавить какое-то учреждение. У нас очень много структурных подразделений, где работает активная и компетентная молодежь.
Административно-управленческий персонал омолаживается. 15–20% — это руководители, которым только исполнилось 35 лет", — заявила глава Минобра Колымы.
В профильном профсоюзе страны говорят, что одна из причин дефицита учителей — низкие зарплаты педагогов при масштабном объеме работы. Больше всего в 2021 году зарабатывали специалисты в Чукотском и Ямало-Ненецком автономных округах и в Москве (более 100 тысяч рублей).
По информации министерства образования Магаданской области, средняя зарплата учителей в Магадане в первой половине этого года составляла 95,1 тысячи рублей, в городских округах — 109,7 тысячи рублей. Педагогические работники в столице Колымы зарабатывали 92,2 тысячи рублей, в городских округах — 108 тысяч рублей. Руководители школ получали в среднем 135,4 тысячи рублей в Магадане и 120,8 тысячи рублей — в округах.
"С одной стороны, у нас высокий привлекательный уровень заработной платы, стимулы для работы есть. Но, с другой стороны, это огромная ответственность, постоянная потребность в самообразовании, владение всеми новыми передовыми технологиями, и регулярное следование требованиям федерального образовательного стандарта.
При этом Колыма привлекает молодых специалистов. Регион преображается, а Магадан уже стал местом притяжения. Город молодой, он развивается. Конечно, еще есть проблемы, но они находятся в работе, ресурсы стягиваются. Люди это видят, готовы понимать и участвовать в процессе", — заключила Анжела Шурхно.