24 июля. 24 июля 1946 года в Находке в порту на мысе Астафьева случилась трагедия, которой ни город, ни край до этого не знал. Во время погрузочных работ произошел чудовищный взрыв парохода "Дальстрой", который уничтожил сотни людей и все постройки. Заключенные лагерного "Подлагпункта № 8" готовили судно к отправке в Магадан.
24 июля первого послевоенного года "Дальстрой" стоял у причала на мысе Астафьева, завершая загрузку различного товара на борт. В трюмах уже находилось 917 тонн взрывчатки, 113 тонн сахара, 125 тонн разных промтоваров, 600 тонн зерна и 392 тонны металла — всего на сумму 9 млн рублей (сумасшедшая сумма по тем временам). Главным грузом была взрывчатка для северных предприятий по добыче золота и серебра.
К 1946 году судно уже полтора десятилетия работало на линии Приморье — Магадан и первоначально носило имя "Генрих Ягода", в честь наркома НКВД и создателя ГУЛАГа.
Старпом Павел Куянцев, чудом уцелевший в момент взрыва, жаловался, что взрывчатое вещество — аммонал — грузится в трюмы кучей, без соблюдения техники безопасности. Хотя тот же тротил в соседнем трюме раскладывали аккуратно. Мол, начальство требует поскорей завершить загрузку и отправиться в рейс, поскольку взрывчатку очень ждут в Магадане. Не помогли протесты капитана п/х "Дальстрой" В.М. Банковича, требовавшего приостановить погрузку.
Видимо, эта спешка и стала причиной трагедии. Вначале загорелась в мешках смесь аммиачной селитры и тротила с добавлением порошкообразного алюминия. Затем от высокой температуры сдетонировали две (по другим данным, четыре) сотни тонн тротила. Капитан отдал приказ залить забортной водой первый трюм. Но это не помогло. Когда огонь перекинулся на второй трюм с тротилом, Банкович приказал всем покинуть судно. По морской традиции он спустился с трапа последним. В ту же секунду пароход мощным взрывом разломило пополам и обе части взлетели в небо. Случилось это в 13:40.
Впоследствии капитана нашли мертвым под грудой железа…
Взрыв уничтожил не только пароход, но и всю прилегающую инфраструктуру на берегу в радиусе километра. На такое расстояние улетел один из двух главных 15-тонных паровых котлов. Находившиеся в танках две тысячи тонн мазута маслянистой пленкой покрыли весь залив и прилегающее побережье.
Как явствует из архивов, в сгоревших береговых складах Дальстроя находились подготовленные к отправке грузы на сумму 40 млн рублей для обеспечения работы и жизнедеятельности колымских лагерей.
Павел Куянцев, советский капитан дальнего плавания, писатель, художник. Фото: https://ru.wikipedia.org/
Позднее Павел Куянцев вспоминал: "На мысе Астафьева все голо. Ни судна, ни складов, ни лагеря, из воды, где был причал, видна только притонувшая корма парохода. Взрыв застал грузчиков-заключенных у проходной и сбил в страшную кучу. Изорванные тела. В течение суток с неба шел мазутный дождь. В ближайших поселках были выбиты стекла взрывной волной, а сам взрыв был слышен за несколько километров".
Во время взрыва погибли или позднее умерли от ран 105 человек. Это были члены экипажа, включая капитана, докеры, военнослужащие из состава конвойного подразделения, но больше всего оказалось заключенных — 49. Еще около 200 человек получили различные ранения. Бывший заместитель начальника Приморского управления КГБ СССР Владимир Клецкин в своих воспоминаниях писал: "Сотни зэков и охрана, толпившиеся неподалеку от судна, превратились в кровавое месиво…"
К счастью, сам рабочий поселок Находка (бывшее село Американка) и лагерь для пересыльных заключенных находились в стороне от порта. Иначе жертв оказалось бы намного больше.
Строительство №213, временные склады на мысе Астафьева, Находка, 1940-е годы. Фото: фото из архива краеведа Зои Ковалевой
Виновными признали руководителей Приморского управления Дальстроя и складов. Все они были арестованы и привлечены к уголовной ответственности.
По приказу Сталина главным портом Дальстроя вместо Находки стало Ванино на берегу Татарского пролива. С осени 1946 года всех зэков стали отправлять на Колыму именно оттуда.
Трагедия в порту Находка долгое время считалась закрытой темой для исследования. Материалы следствия не изучены. Картина катастрофы восстановлена благодаря рассказам очевидцев и непосредственных участников тушения пожара на пароходе "Дальстрой".
_________________________
Информация и часть фотографий предоставлены краеведом Зоей Николаевной Ковалевой.
_________________________
Уважаемые старожилы Колымы, хочу обратиться к Вам с просьбой — если у вас в домашних архивах сохранились фотографии, документы времён Дальстроя, может у кого-то сохранились воспоминания, заметки и записи родителей о жизни тех лет — если вам не жалко, приму в дар с огромной благодарностью электронные копии для работы по истории Магаданской области для сайта "Моя родина — Магадан". Буду признателен Вам за любую помощь в этой работе.
Василий Образцов.