Лапшу снимут с ушей: на ПМЭФ анонсировали запуск первого антифейк-сервиса

Первый в России фактчекинговый сервис включает возможность прислать информацию на верификацию
Первый в России фактчекинговый сервис включает возможность прислать информацию на верификацию
Фото:

20 июня 2022. На ПМЭФ-2022 генеральный директор АНО "Диалог" Владимир Табак заявил о запуске первого в России фактчекингового сервиса "Лапша" — агрегатора инструментов для борьбы с фейками с возможностью прислать информацию на верификацию.

Фактчекинговый сервис включит не только информационный ресурс (сайт) с ключевой функцией отправки информации на проверку, но и чат-бот, медиамониторинг, партнерство с интернет-площадками в рамках Меморандума о противодействии фейкам, базу фейков и образовательный контент по цифровой грамотности.

"Мы понимаем, что фейки довольно сильно влияют на очень разные сферы нашей жизни. Провели социологическое исследование — более 90% людей хотят участвовать в процессе выявления и маркировки фейков и готовы выступать акторами процесса. В связи с этим мы запускаем фактчекинговый сервис "Лапша", у которого также будут приложения внутри российских соцсетей, с помощью которого можно будет отправить информацию на верификацию", — рассказал Владимир Табак на сессии ПМЭФ "Fake news в эпоху глобализации".

Директор по коммуникациям МИА "Россия Сегодня" Петр Лидов-Петровский открыл панельную дискуссию постановкой проблемы и описанием масштаба распространения фейков.

"Действительно, делать фактчекинг, дезавуировать ложную информацию стало гораздо проще, с другой стороны, если раньше дезинформация лилась как грязная вода из одной трубы, то сейчас ощущение такое, что прорвало плотину", — пояснил эксперт.

Количество фейков возросло в период распространения коронавируса в 2020 и 2021 годах и еще больше усилилось сегодня — в период проведения военной спецоперации на Украине. С конца февраля "Диалог" выявил почти столько же уникальных фейков, сколько до этого зафиксировал за весь 2021 год.

Председатель комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по информационной политике, информационным технологиям и связи Александр Хинштейн согласился с тем, что особый размах фейки приобрели в период пандемии.

"Тогда государство стало жестче реагировать на фейки, понимая степень общественной опасности. Тогда же впервые была введена административная ответственность за распространение недостоверной информации", — сказал Александр Хинштейн.

Президент "Фонда открытой новой демократии" Кристина Потупчик в продолжение темы сказала, что сегодня мы живем в эпоху самой масштабной информационной войны, в которой фейки — главное оружие. В связи с этим, по ее мнению, интернет из среды обитания должен превратиться в среду "цифровой осторожности".

"Победить фейки можно будет только с помощью технологий блокчейна. В будущем историю будут записывать на блокчейновую "спираль", когда ты не можешь ничего изменить или подделать", — поделилась мнением Кристина Потупчик.

Владимир Табак также рассказал о способах решения проблемы распространения фейков.

"Скорость и количество площадок растет. Поэтому здесь единственный способ — комплексный подход, начиная с донесения пользователям, что они должны свой внутренний фактчекинг проводить, когда видят какую-то информацию, и рассказывать им алгоритм проверки этой информации. И заканчивая тем, чтобы создавать максимальное количество инструментов, которые позволяют выявить фейк, опровергнуть его и подтвердить тем самым, что информация была неправдивой", — отметил Владимир Табак.

Противодействовать фейкам можно только при условии хорошего образования и медиаграмотности, считает советник Министра просвещения России Антон Назаров. Он анонсировал масштабную работу Минпросвещения по обучению основам медиаграмотности в школах. В реализации поможет "Диалог", для этого на полях ПМЭФ заключено соглашение о сотрудничестве.

Для справки:

"Диалог" — центр компетенций в сфере интернет-коммуникаций и оператор цифрового диалога между властью и обществом. Основные направления деятельности "Диалога": сеть из 84 Центров управления регионами, цифровизация обратной связи, медиааналитика и онлайн-социология, антикризисные коммуникации, разработка IT-продуктов, проведение информационных кампаний, образовательные программы в сфере госdigital.

Смотрите полную версию на сайте >>>


Следующая новость