9 июня 2022. Председатель комитета ТПП РФ по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства, член рабочей группы "регуляторной гильотины" в сфере рыболовства Александр Соколов 7 июня на заседании рабгруппы выступил с безоговорочной поддержкой критикуемого в бизнес-сообществе законопроекта о втором этапе программы инвестиционных квот. Между тем ранее Торгово-промышленная палата РФ не поддержала спорный законопроект "в связи с необходимостью внесения в него существенных доработок", сообщает ИА PrimaMedia.
Напомним, что речь идет о ранее вызвавшем масштабные дискуссии и критику в бизнес-сообществе страны законопроекте, инициаторы которого предложили уже в 2023 году выделить 24% ОДУ минтая и сельди в Дальневосточном бассейне на инвестиционные цели (из них 4% — на безвозмездное "донаделение" промысловыми ресурсами участников первого этапа программы инвестквот), а также — продать оставшиеся у предприятий Северного и ДВ-бассейнов 50% крабовых квот и 100% квот на добычу тихоокеанских моллюсков на аукционах с некими "инвестиционными обязательствами" (которые предлагается определить правительству в подзаконных актах).
7 июня рабочая группа "регуляторной гильотины" в сфере рыболовства большинством голосов проголосовала за согласование законопроекта с учетом целого ряда существенных изменений. Основные из них — это отказ от немотивированного донаделения инвесторов первого этапа 4% ОДУ минтая и сельди, перенос сроков начала распределения "судовых" инвестквот второго этапа на 2025 год, перенос сроков проведения "крабовых" аукционов на 2035 год, отказ от обременения инвесторов береговых заводов необходимостью строить промысловые суда и полный отказ от распределения на аукционах 100% квот на промысел тихоокеанских моллюсков.
За обоснованность и необходимость таких корректировок в законопроекте высказались семь участников рабочей группы. Один участник выступил за принципиальную невозможность согласования законопроекта в рамках механизма "регуляторной гильотины", пять участников поддержали спорный законопроект без замечаний.
Среди последних оказался и Александр Соколов — член рабгруппы "регуляторной гильотины", включенный в ее состав по представлению Торгово-промышленной палаты РФ, председатель комитета ТПП по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства, учредитель и генеральный директор ООО "Московское море" и ООО "Сахалинское море".
Между тем ранее Торгово-промышленная палата Российской Федерации наряду с крупнейшими бизнес-объединениями страны (то есть Российским союзом промышленников и предпринимателей и "ОПОРОЙ РОССИИ") обозначила свою критическую позицию по спорному законопроекту о втором этапе "инвестиционных квот". В декабре 2021 года ТПП направила автору законопроекта — Минсельхозу — письмо (копия имеется у редакции) с указанием на то, что законопроект был проработан профильными экспертами ТПП и не поддерживается Палатой "в связи с необходимостью внесения существенных доработок".
Профильные эксперты ТПП РФ, в частности, отмечали, что начинать второй этап инвестквот в части строительства новых рыбопромысловых судов уже в 2023 году — нецелесообразно, так как верфи еще в большинстве своем не выполнили заказы инвесторов первого этапа программы. Что касается предлагаемого распределения на аукционах оставшихся 50% крабовых квот, то здесь в ТПП отмечают, что лишение предприятий доступа к этому промысловому ресурсу ставит под угрозу строительство нового краболовного флота. В случае же со 100%-ным изъятием у нынешних квотодержателей прав на промысел тихоокеанских моллюсков эксперты ТПП РФ предлагают полностью исключить это положение из законопроекта, поскольку здесь может идти речь о тотальном нарушении прав рыбохозяйственных предприятий, законно заключивших квотные договоры до 2033 года.
Таким образом, можно предположить, что позиция члена рабгруппы Александра Соколова, поддержавшего законопроект без замечаний и изменений, выглядит полностью идущей вразрез с позицией структуры, которую он и представляет в рабочей группе регуляторной гильотины.
Напомним также, что аргументированную критику в бизнес-сообществе законопроект Минсельхоза вызвал и в связи с тем, что реализация его положений несет огромные риски для предприятий малого и среднего бизнеса, которые в российском рыболовстве формируют основную долю рыбопромысловых предприятий. Эти угрозы, ранее "оцифрованные" отраслевым сообществом в лице Всероссийской ассоциации рыбопромышленников, легли, например, в основу отрицательной позиции по законопроекту общероссийской организации малого и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ". По оценке экспертов, под угрозой значительного ухудшения финансового положения, банкротства и ухода с рынка — порядка 80% предприятий, добывающих сегодня минтай и сельдь и относящихся к сегменту МСП. Порядка 70 предприятий, ведущих сегодня промысел крабов, в результате изъятия второй половины промресурса могут остаться за бортом отрасли — так же, как и около 80 компаний МСП, имеющих квотные договоры на промысел моллюсков.
В январе нынешнего года десятки рыбохозяйственных предприятий Дальнего Востока обратились с письмами о рисках нового "квотного передела" для сотрудников предприятий и социально-экономической ситуации в "рыбацких" регионах ДФО в Федерацию независимых профсоюзов России (ФНПР).
В связи с этими обстоятельствами позиция господина Соколова, который, напомним, возглавляет в Торгово-промышленной палате комитет по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства, также, как минимум, вызывает вопросы.
Для прояснения ситуации редакция ИА PrimaMedia уже обратилась с официальным запросом к президенту — председателю Правления Торгово-промышленной палаты РФ Сергею Катырину, в котором просит руководителя ТПП РФ дать разъяснения по поводу указанных действий и позиции представителя Палаты в рабочей группе "регуляторной гильотины" в сфере рыболовства.