26 мая 2022. 26 мая ежегодно отмечается день российского предпринимательства. Предприниматель — это своего рода универсальный сотрудник — он в своем деле и начальник, и первый работник. Справляться со всем в одиночку — это непросто, и поэтому ко Дню предпринимателя команда hh.ru, крупнейшей российской онлайн-платформы по поиску работы и сотрудников, подготовила подборку рекомендаций по подбору персонала именно для малого бизнеса.
В апреле текущего года работодатели из малого и среднего бизнеса разместили более 245 тысяч вакансий по всей стране. Чаще всего персонал искали в Москве, Санкт-Петербурге, Московской области, Екатеринбурге и в Новосибирске, компании из отраслей строительства, ИТ-технологий и розничной торговли.
Из них более 100 тысяч предложений о работе опубликовали совсем небольшие компании (со штатом до 15 человек и годовым оборотом до 140 миллионов в год). Интересно, что с января 2021 число опубликованных вакансий со стороны российского микробизнеса выросло на 19%. При этом потребность в сотрудниках у малого бизнеса выросла на 26% (в апреле такие компании опубликовали порядка 104 тысяч вакансий), у среднего бизнеса число предложений выросло на 20% (41,4 тысячи вакансий).
Об активном развитии сферы предпринимательства говорит и уровень предлагаемых зарплат. За год медиана зарплатных предложений в микробизнесе выросла на 12% (или на 5,5 тысяч рублей в апреле 2022 года по сравнению с аналогичным периодом 2021). В малом бизнесе — на 8% (+3,8 тысяч рублей), а в среднем бизнесе — на 12% (+5,8 тысяч рублей).
Динамика медианных предлагаемых зарплат, рублей, Россия в целом
Бизнес | Апр.21 | Апр.22 | Динамика |
Микробизнес | 47 200 | 52 700 | 5 500 |
Малый бизнес | 47 200 | 51 000 | 3 800 |
Средний бизнес | 46 700 | 52 500 | 5 800 |
Топ-5 актуальных предложений от приморских предпринимателей:
Команда hh.ru совместно с предпринимателями подготовила спецпроект ко Дню предпринимателя, где собрали советы экспертов и предпринимателей, а также обобщили опыт на тему "как подбирать самых распространенных специалистов в малом бизнесе".
В результате анализа вакансий наиболее востребованными для малого и среднего бизнеса оказались профессии бухгалтера, курьера, юриста, официанта, повара, бариста, водителя, администратора и флориста.
Первым шагом становится оценка "типового" набора компетенций для каждой профессии. Так, от бухгалтера чаще всего ждут внимательности и логики, от официанта — умения работать с людьми и разрешать конфликты, от повара — опрятности и организованности, от администратора — доброжелательности и уравновешенность, от флориста — креативности и стрессоустойчивости. Описание каждого типа специалиста можно увидеть ЗДЕСЬ.
Второй шаг подбора — это формирование списка вопросов для каждого из кандидатов, где необходимо уточнить информацию не только об образовании и опыте. Так, у бухгалтера, например, мы рекомендуем узнать, приходилось ли ему принимать ключевые решения и как они повлияли на развитие компании? У флориста спросить — что он делает, если день не задался с утра? У официанта — что означает для вас слово "гостеприимность" и как вы реагируете, если несовершеннолетние пытаются купить алкоголь без паспорта? У юриста — когда допустимо нарушать закон?
Своими наблюдениями делятся опытные предприниматели и эксперты:
— На собеседовании помимо очевидного обязательного списка вопросов, я всегда оцениваю две вещи: отношение к работе и умение рассуждать. Первое важно, чтобы обучить и вырастить сильного специалиста, второе показывает умение применять свои знания. Один из "контрольных" вопросов — является ли футбольное поле объектом недвижимости? — Вячеслав Леонтьев, адвокат, старший партнер Адвокатского бюро "Леонтьев и партнеры".
Ануш Мирзоянц, шеф-повар и хозяйка кулинарной школы уверена, что выбирая повара внимание необходимо обратить в первую очередь на руки: "Если это рабочие руки, они изнеженными быть не могут. Они в заусенцах, порезах, ожогах — по ним видно, что они работали. Ещё спрашиваю рецепт любимого пирога. Причём с описанием продуктов. Где покупали? Сколько стоят? Почему именно эта мука, какая у нее клейковина? Детали. Профессионал всегда в деталях и в том, как он разбирается в процессе".
В рамках проекта команда hh.ru подготовила полезную подборку:
Инструкция по подбору ключевых сотрудников. Вы можете скачать карточки, чтобы они всегда были под рукой. А также установить наше новое мобильное приложение hh бизнес, чтобы не отрываясь от работы, прямо в телефоне найти надежных помощников для своего дела. Которые подстрахуют, поддержат или просто возьмут на себя часть задач. Потому что индивидуальный не значит один.
А также список сервисов, которые помогут оптимизировать процессы найма и искать таланты для развития бизнеса:
С помощью сервиса Clickme (0+) от hh.ru можно мгновенно публиковать и продвигать вакансии сразу на нескольких площадках: в "Яндексе" (+6), в соцсетях "ВКонтакте"(6+), "Мой мир"(6+), "Одноклассники"(6+), на доске объявлений "Юла"(6+), на сайтах партнёрской сети myTarget(0+). Clickme — это и рекламные объявления тизерного формата на hh.ru.
Также среди полезных для малого бизнеса инструментов можно отметить платформу "YouDo Бизнес" (0+). Сервис берет на себя подбор, документооборот и расчеты с самозанятыми и внештатным персоналом, а также сводит к минимуму все риски для бизнеса, которые могли бы возникнуть при неправильной работе с исполнителями. Есть варианты интеграции на любой вкус — от личного кабинета до реального аккаунт-менеджера.
CRM-система для рекрутмента Talantix (0+)позволяет импортировать резюме из hh.ru автоматически, не теряя талантливых кандидатов из вида. Новая функция — автообновление резюме. Теперь уточнённые данные из профиля кандидата на job-сайте будут моментально подгружаться в Talantix после импорта откликов. Система будет подсвечивать, что изменилось в резюме кандидата, при этом не нужно искать вручную. Этот инструмент полезен для ведения кадрового резерва: вы увидите, на каком этапе кандидат, ищет ли он работу, что в его жизни изменилось, и решите, актуален ли он для вас.