23 мая 2022. Пока в стране следят за покупкой Макдональдса и придумывают новое название сети, MagadanMedia наблюдает за рынком фастфуда в нашем северном регионе, куда редко заходят сетевики. С каким продуктом Колыма могла бы занять освободившуюся нишу на рынке фастфуда, нужны ли нам иностранные бренды и какие фишки у локального бизнеса?
Почему магаданцы не тоскуют по Макдональдсу и КФС редакция писала ранее — не было в Магадане популярного иностранного общепита. Лишь в конце прошлого года колымчане познали вкус американского Cinnabon. Аутентичность магаданского рынка разбавляли российские франшизы, самая успешная из них, по оценкам экспертов, — "Додо пицца".
20 млн рублей в месяц — выручка "Додо" в Магадане. О феномене магаданской пиццерии говорил основатель сети Федор Овчинников в интервью с владельцем пиццерии в Магадане Никитой Кочетовым. Из более чем 780 пиццерий именно магаданская — чемпион по продажам. Ее создание в регионе обошлось в порядка 29 млн рублей. Стабильности достигли спустя примерно 1,5 года работы. Секрет успеха — в делегировании. Так отмечают франчайзи. Собрать штат, отучить, научиться доверять и дать свободу.
Как отмечает Никита Кочетов, к ежедневной работе над качеством мотивирует система открытого, общедоступного рейтинга пиццерии. Он составляется на основании проверок и количественных показателей и постоянно обновляется. Цель франчайзи — находиться в зеленой зоне этого рейтинга. Магаданской пиццерии удалось подняться до этого уровня и сохранять его.
В обычный день Додо в Магадане обрабатывает 400-600 заказов, 70-80% из них — на доставку. Работает на смене до 22-25 курьеров.
Локальному бизнесу трудно тягаться с франшизой, считают основатели "Нетеремка" в Магадане. Успех франшиз — в отлаженных процессах, алгоритмах, которые работают всегда, а не в первые месяцы после запуска новой точки.
"Если говорить про успех того же "Додо" — ты заказываешь через приложение, получаешь скидки, видишь, как готовят твою пиццу. Если курьер опоздал, ты точно получишь скидку, как и заявлено. Это прогнозируемый продукт. Человек знает, чего ждать по качеству, по вкусу, по сервису. В случае с локальным бизнесом это не всегда предсказуемо", — говорит сооснователь "Нетеремка" Павел.
Кстати, тот самый "Нетеремок" — продукт локальный. Его основали трое — бармен, повар-технолог и пиарщик. В ярком фудтраке на парковке у "Магамага" готовят хот-доги, которые набрали популярность не только благодаря своей заявленной нетривиальности, но и довольно провокационной рекламной кампании.
Нетеремок. Фото: Нетеремок
Запускать собственную франшизу основатели "Нетеремка" пока не планируют, но в планах — открытие второй стационарной точки и расширение ассортимента.
Конкуренцию по хот-догам составляют "Ричард дог" и "Лайки". Первый вариант — эволюция знакомым многим магаданцам больших, обильно политых кетчупом и майонезом хот-догов со смотровой. Кажется, их готовили еще во время существования сосисок "Барс". С годами колоритное и калорийное блюдо трансформировалось в изящные американизированные хот-доги.
Вторые — "Лайки" — изначально зашли на рынок с воздушными булочками и подкопченными венскими сосисками. За несколько лет, начиная с ларька у "Мегамага", "Лайки" разрослись до сети со стационарными кафе. В меню появились салаты, бургеры, снеки. Но знамениты "Лайки" все же именно хот-догами.
Запускать франшизу основатель колымской сети Даниил Гайнов не планирует.
""Лайки" будут только в Магадане. Франшиза — это не то, чем лично я хотел бы заниматься. Абсолютно нет. Я за авторский вариант, а франшиза превращает всё в бездушное", — отмечает он.
Лайки. Фото: Лайки
Зато, франшизу запустил фудпоинт "Бараш". В Магадане из фаст-фуда с пиццей (при условии, что это блюдо мы будем рассматривать как фастфуд) по популярности может сравниться только шаурма, и именно на ней специализируется "Бараш". Когда мы готовили обзор "Где съесть шаурму в Магадане", насчитали семь точек. "Основатель движения", конечно, — шаурма на Марчекане. Ее магаданцы распробовали сразу, и город вскоре наполнился альтернативными точками общепита, специализирующимися на этом блюде.
Вернемся к нашему "Барашу". Фудпоинт работает с 2018 года. Отличается и по форме (есть шаурма на тарелке) и по вкусу (все с дымком). Если уж не конкурировать с шавермами в Питере, то внедрить в регионах колымскую культуру шаурмы вполне можно. Как указывают владельцы общепита, их ежемесячная выручка составляет около 3 млн рублей. Чтобы запустить бизнес по франшизе, понадобится около 1,6 млн. Из них паушальный взнос — 250 тысяч рублей.
фудпоинт "Бараш". Фото: фудпоинт "Бараш"
Как известно, KFC в Магадане никогда не было. Но нужен ли он нам? В 2020 году в Магадане открыли кафе KYDAX_TYDAX, которое специализируется на курице. Главный хит — те самые острые крылышки по секретному рецепту (если вы понимаете, о чем мы).
"Просто сам очень люблю эту курицу. Приезжал в Москву и шел в KFC, чтобы ее поесть. Когда в Магадан возвращался, перед аэропортом заезжал и брал ведро крылышек, чтобы еще с собой домой привезти. Да и знакомые просили меня привезти баскет, тогда я понял, что спрос есть и можно попробовать сделать что-то подобное в Магадане. В 2018 году мы в первый раз пожарили курицу во фритюре. У нас получилось сделать один в один. Рецепт — это наш собственный секрет. Мы не франшиза. Это позволяет нам подстраиваться под рынок и принимать решения самим. Именно благодаря этому мы можем вводить в меню те блюда, которыми нам хочется угостить магаданцев", — отмечал в интервью основатель KYDAX_TYDAX Руслан Гарипов.
Хоть титанов мирового фастфуда — "КФС", "Макдональдс", "Бургер Кинг" и "Сабвэй" в Магадане, все же международные франшизы встречаются. Например, "Бургер клаб". И хотя основатель сети вдохновлялся на открытие бизнеса в Канаде, все же бургерные появились и развивается на территории России и стран СНГ.
Съесть бургер в Магадане можно во многих заведениях, он есть в меню ресторанов и уличных точек общепита. Где-то соседствует с шаурмой, например, в локальном Mr.Burger, где-то занимает лидирующие позиции относительно ассортимента, например, в "Честном бургере". Заказать чизбургер и гамбургер можно в "Лайках", в "Ричард доге", в кафе-мороженом "33 пингвина" (даже рыбный есть). Бургеры из мраморной говядины подают в "Торо гриль" или в "Пинокио", с крабом — в "Аляске".
Из колымских фишек — в "Бургер №1" в феврале анонсировали новинку — бургер с олениной и брусникой.
Цены на это блюдо в кафе и ресторанах — порядка 500 рублей и выше. В кафе быстрого питания и уличных ларьках — в районе 300.
Испытывающим недостаток в фастфуде Магадан назвать сложно, с амбициями у предпринимателей также все в порядке. Единственное, что выгодно отличает сетевые общепиты от многих локальных заведений — это цены.
burgerclub_magadan. Фото: burgerclub_magadan
Как считаете, с каким продуктом Колыма могла бы завоевать мировую популярность на рынке фастфуда? Пишите в комментариях.