Натянуть квоты на инвестора?: спорным реформам в рыбной отрасли приписали эффективность

Попытке с помощью структуры Минфина обосновать успешность первого этапа программы инвестквот в отраслевом сообществе поставили незачет
Море и сети
Фото: ИА PrimaMedia

17 мая 2022. Отечественный рыбохозяйственный комплекс переживает вдвойне непростые времена, так это видится редакции ИА PrimaMedia. С одной — внешней — стороны на российских рыбаков давят санкции и недружественное (мягко сказать) поведение иностранных контрагентов. С другой (уже внутренней) — неутихающий "реформаторский зуд", который колеблет стабильность в отрасли уже несколько последних лет. 

Сегодня на острие дискуссии отраслевого сообщества и госорганов-регуляторов — законопроект о втором этапе инвестквот, предполагающий очередное масштабное перераспределение прав доступа к промысловым ресурсам "на инвестиционные цели" ("инвесторы", по законопроекту, получат 24% ОДУ минтая и сельди в ДВ-бассейне, еще 50% квот на крабов и 100% квот на тихоокеанских моллюсков).  

Естественно, что тем игрокам в отрасли, кто уже видит себя в роли "инвестора" второго этапа, законопроект нравится. Основное же большинство рыбацких предприятий с тревогой ждет возможного лишения (несмотря на заключенные в 2018-2019 годах квотные договоры сроком действия в 15 лет) доступа к промресурсам и, следовательно, — экономического краха (банкротство, увольнение сотрудников, распродажа активов, ликвидация юрлиц-налогоплательщиков и т.д.).  

Как говорят сегодня во многих госорганах, ведущих диалог с бизнесом, "сердце нужно жечь цифрами". Благо что и "поле" для попыток "оцифровать" и спрогнозировать те риски (или, наоборот, выгоды), которые отрасли и стране может принести принятие спорного законопроекта, есть. Конечно же, это первый этап программы инвестквот, запущенный в 2018 году (и до сих пор не завершенный, к слову). 

В связи с этим напомним, что в конце марта этого года ряд СМИ распространил подготовленныйНаучно-исследовательским финансовым институтом (НИФИ) Минфина отчет "Оценка результатов реализации инвестиционных проектов с применением механизма инвестиционных квот добычи водных биоресурсов в 2018 — 2021 годах".  

В настоящее время текст отчета на сайте самого института не опубликован, по сообщению Fishnews.ru, отчет носит предварительный характер, окончательный вариант ожидается в июле 2022 года ("после уточнения данных за весь 2021 год").

В распространяемых в прессе материалах отмечается, что авторы отчета уже констатируют в обозначенном периоде позитивные сдвиги по целому ряду экономических показателей. Например, рост занятости в отрасли (в морском рыболовстве — на 9,2%, в рыбопереработке — на 50,1%), рост фонда оплаты труда (морское рыболовство — 26,1%, рыбопереработка — 25,7%). Есть рост в производстве и реализации продукции (в морском рыболовстве — на 57%, в рыбопереработке — на 90,21%). Также неплохо обстояли дела и у судостроителей:  показатель "Капитал и резервы" увеличился в 24 раза, внеоборотные активы выросли в девять раз, оборотные активы — в пять раз, реализация продукции выросла в три с половиной раза.

Что интересно, авторы отчета использовали статистические данные по трем видам экономической деятельности (то есть "Морское рыболовство", "Переработка и консервирование рыбы, ракообразных и моллюсков", "Судостроение") не во всероссийском масштабе, а в разрезе 13 традиционных "рыбных" регионов РФ (Приморье, Хабаровский край, Архангельская область, Мурманская область и т.д.), причем объяснения такому подходу в отчете нет.

Зато есть утверждение, что

вышеуказанные показатели (плюс фискальные поступления в бюджет), оказывается, росли с 2018 года благодаря "реализации инвестиционных проектов с применением механизма инвестиционных квот добычи водных биоресурсов". 

Между тем эксперты Всероссийской ассоциации рыбопромышленников, отметившие в своей рецензии (опубликована на сайте этого крупнейшего объединения рыбной отрасли России), что как раз о самих пресловутых "инвестиционных проектах" в отчете НИФИ Минфина информации нет (!), уверены, что связь между приведенными в документе произвольно выбранными социально-экономическими показателями и действием программы инвестиционных квот — не доказана. В силу, проще говоря, отсутствия доказательств как таковых.

Например, в разделе "Морское рыболовство" авторы отчета, отмечают эксперты отрасли, перечисляют совокупный рост основных социально-экономических показателей по этому виду деятельности в 13 регионах (занятость, фискальные поступления, финансовые показатели предприятий, инвестиции и пр.). При этом доля проектов, реализуемых в рамках инвестквот, в общей динамике никак не выделена и, соответственно, неизвестна. 

"Раздел и Отчет в целом представляют попытку связать финансово-экономические показатели вида экономической деятельности с влиянием неопределенного фактора путем использования неопределенного критерия",

— говорится в рецензии.

Вместе с тем экспертная группа ВАРПЭ, опираясь на данные Росстата, отмечает, что рост финансовых показателей предприятий, отгрузки продукции в денежном выражении, зарплат, налогов и иных показателей в указанном периоде по преимуществу был обусловлен ростом цен на водные биоресурсы на мировом рынке. Иными словами: при весьма скромном росте вылова водных биоресурсов и, соответственно, производстве и отгрузки продукции выручка предприятий из-за подорожания рыбы и морепродуктов на мировом рынке выросла весьма ощутимо, это и сказалось и на финансовом положении предприятий отрасли, и на фискальных отчислениях, и на зарплатах, и на рабочих местах, и на инвестициях в основной капитал. Как в этом поучаствовали проекты участников первого этапа программы инвестквот — в отчете НИФИ Минфина не сказано.

Схожие вопросы экспертная группа ВАРПЭ  адресует и следующему разделу отчета — "Переработка и консервирование рыбы, ракообразных и моллюсков". Информации о самих инвестпроектах и сформированных ими показателях раздел не содержит, приведенные данные имеют отношение в целом к указанному в названии раздела виду экономической деятельности применительно к 13 регионам РФ, констатируют эксперты.

Третий раздел — "Судостроение" — также обошелся без приведения информации и данных о строительстве рыбопромысловых судов в рамках программы инвестиционных квот. 

"Оценка "результатов реализации инвестиционных проектов с применением механизма инвестиционных квот добычи водных биоресурсов в 2018 — 2021 годах" в Разделе отсутствует.

Вместо нее Раздел содержит сведения о сводных региональных финансовых показателях по виду деятельности "Строительство кораблей, судов и плавучих конструкций" в вошедших в выборку субъектах Федерации. Эти сведения отождествляются с "результатами реализации инвестиционных проектов с применением механизма инвестиционных квот добычи водных биоресурсов в 2018 — 2021 годах", что методически ошибочно", — говорится в рецензии на отчет.

Вместе с тем рецензенты напоминают, что по состоянию на сегодняшний день за весь "период наблюдений" авторов отчета рыбопромысловых судов в рамках инвестквот отечественными судостроителями было передано заказчикам всего шесть. Тогда как всего за тот же период российские верфи сдали 125 заказов (включая крупные — и очень дорогие — ледокольные суда, военные корабли, транспортные, научные, специального назначения и прочие суда). То есть доля судов, построенных под инвестквоты, — всего 4%, и говорить о том, что именно эти 4% облагодетельствовали всю судостроительную отрасль РФ — как минимум не логично. 

В общем выводе по отчету эксперты отрасли отмечают отсутствие ясности в том, что именно оценивают авторы документа — то ли сами инвестпроекты, то ли их влияние на финансово-экономические показатели отраслей. Впрочем, оценки ни того, ни другого авторы рецензии в документе не обнаружили, что, по их мнению, просто "не бьется" с названием работы (то есть, собственно, "Оценки результатов реализации инвестиционных проектов с применением механизма инвестиционных квот добычи водных биоресурсов в 2018 — 2021 годах").

Отраслевым экспертам также не ясно, почему все-таки авторы отчета выбрали именно эти 13 регионов (а не, например, всю страну или какой-либо другой "пул" субъектов Федерации), почему взятый для анализа период реализации программы инвестковт (2018 — 2021 годы) не сравнивается с предыдущими, "доинвестквотными" временами, почему все-таки нет оценки самого вклада инвестпроектов в приведенные показатели и их динамику и т.д. 

"По изложенным выше основаниям все утверждения Отчета методически не обоснованы и ошибочны в части установления взаимосвязей "результатов реализации инвестиционных проектов с применением механизма инвестиционных квот добычи водных биоресурсов в 2018 — 2021 годах" и всех статистических показателей видов экономической деятельности: "Рыболовство морское", "Переработка и консервирование рыбы, ракообразных и моллюсков", "Строительство кораблей, судов и плавучих конструкций",

— так завершается рецензия, подготовленная экспертной группой крупнейшего объединения рыбной отрасли России.

Как в разговоре с ИА PrimaMedia подчеркнул президент ВАРПЭ Герман Зверев, объективную и всестороннюю оценку первого этапа инвестиционных квот способна выполнить только Счетная палата Российской Федерации.

 — Все остальное — это интеллектуальное рукоделье в интересах тех или иных участников рынка, — считает Зверев.

Ранее на заседании рабочей группы Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике глава ведущего отраслевого объединения перечислил основные показатели оценки первого этапа инвестиционных квот.

От ИА PrimaMedia напомним, что вопрос о необходимости проведения детального и компетентного анализа результатов (пусть и промежуточных) первого этапа программы инвестиционных квот поднимался в диалоге отраслевого сообщества с госорганами неоднократно. Важнейшие площадки отраслевой экспертизы, такие как Всероссийская ассоциация рыбопромышленников, комиссия Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) по рыбному хозяйству и аквакультуре, профильный комитет "ОПОРЫ РОССИИ" сформировали консолидированный запрос на оценку эффективности госпрограммы со стороны уполномоченного государственного органа, то есть — Счетной палаты РФ. 

Вместе с тем в антикризисных пакетах мер по поддержке российского рыбохозяйственного комплекса в условиях беспрецедентного санкционного и политического давления на нашу страну, которые формируются отраслевым сообществом во взаимодействии с органами госвласти, уже "красной нитью" проходит мысль о несвоевременности продолжения в отрасли различных "инвестиционно-аукционных экспериментов", к тому же — с совершенно не гарантированными положительными эффектами не только собственно для рыбной и смежных отраслей экономики,  но и для всей страны в целом. 

Смотрите полную версию на сайте >>>


Следующая новость