Рыбная комиссия РСПП дала отрицательный отзыв на законопроект о новых инвестквотах

Основой решения рабочего органа крупнейшего бизнес-объединения России стала позиция Всероссийской ассоциации рыбопромышленников
Морское рыболовство
Фото: : https://pixabay.com

11 февраля 2022. Комиссия Российского союза промышленников и предпринимателей по рыбному хозяйству и аквакультуре, возглавляемая президентом ВАРПЭ Германом Зверевым, на своем очередном заседании в четверг, 10 февраля, подавляющим большинством голосов решила дать отрицательный отзыв на законопроект о втором этапе программы инвестиционных квот, сообщает ИА PrimaMedia. В основу позиции и предложений комиссии лег отзыв на законопроект, ранее принятый Советом ВАРПЭ. Между тем попытка сторонников законопроекта поднять вопрос о некоей "ненормативности" работы комиссии (и, соответственно, ничтожности ее решений) не нашла поддержки у президента РСПП Александра Шохина, и, судя по всему, позиция профильной комиссии ляжет в основу отношения крупнейшего бизнес-объединения страны к спорному законопроекту.

Напомним, что речь идет о подготовленном Минсельхозом проекте федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" в части совершенствования порядка распределения квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов", который сейчас проходит процедуру ОРВ.  В качестве основных параметров второго этапа программы инвестквот в тексте законопроекта указаны выделение уже в 2023 году 24% ОДУ минтая и сельди в ДВ-бассейне на инвестиционные цели (из них 4% — на "донаделение" промысловыми ресурсами участников первого этапа программы инвестквот, 10% — на строительство крупных рыбоперабатывающих комплексов на Дальнем Востоке, 10% — на строительство 10-11 крупных рыбопромысловых судов для ДВ-бассейна), а также — продажа оставшихся 50% крабовых квот и 100% квот на добычу тихоокеанских моллюсков на аукционах "с инвестиционными обязательствами" (которые еще только предстоит определить правительству). 

Согласно позиции Всероссийской ассоциации рыбопромышленников (ВАРПЭ), о согласии с  которой ранее заявили "ОПОРА РОССИИ", Общественный совет при Росрыболовстве и большинство отраслевых ассоциаций, начало строительства флота на втором этапе программы инвестквот необходимо перенести на 2026 год, аукционы по продаже 50% квот на крабов провести только после окончания срока действия квотных договоров, заключенных с предприятиями в 2018 году (то есть после 2033 года), а от идеи выставить на торги 100% квот на добычу гребешка, морских ежей, трепанга и трубача нужно отказаться совсем.

Между тем, заседание комиссии РСПП 10 февраля началось с обсуждения демарша одного из ее членов — президента Ассоциации судовладельцев рыбопромыслового флота (АСРФ, была создана в 2016 году как объединение рыбодобывающих структур холдинга РРПК) Алексей Осинцева. 3 февраля господин Осинцев обратился к президенту РСПП Александру Шохину с письмом, в котором предложил расформировать комиссию по рыбному хозяйству и аквакультуре. Обоснованием такого предложения Осинцев посчитал отсутствие разработанного и утвержденного положения о "рыбной" комиссии РСПП. И только после разработки такого положения, по замыслу президента АСРФ, можно будет сформировать комиссию в новом составе и с новым председателем.

"Ввиду отсутствия положения о комиссии РСПП по рыбному хозяйству и аквакультуре решения, принятые на заседаниях комиссии, не могут быть проработаны руководящими органами и руководством РСПП", — заявил Алексей Осинцев на заседании 10 февраля.

В ходе дискуссии с остальными членами комиссии Алексей Осинцев также заявил о решительном несогласии с проектом позиции по нашумевшему законопроекту о втором этапе программы инвестквот, который был предоставлен на обсуждение участникам заседания.

Поддержки среди членов комиссии инициатива Осинцева не получила. Пожелавшие прокомментировать его позицию Михаил Котов (Магаданская ассоциация рыбопромышленников) и Сергей Несветов (Северо-Западный рыбопромышленный консорциум) отметили, что несогласие с предложенным к обсуждению и выработке консолидированного мнения проектом позиции едва ли может быть основанием для того, чтобы предпринимать шаги, направленные на расформирование комиссии.

"Комиссия работает в соответствии с типовым положением о рабочих органах РСПП. Мы являемся рабочим органом Российского союза промышленников и предпринимателей. Это что касается нормативного измерения. Есть и этическое измерение, здесь коллеги, я полагаю, ясно высказали свои оценки", — отметил председатель комиссии, президент ВАРПЭ Герман Зверев.

Представитель аппарата РСПП Рафаэль Хусяиншин высказал мнение, что ситуация с заявлениями о "ненормативности" комиссии, скорее всего, имеет в основе диаметрально разные позиции по обсуждаемому законопроекту. Вместе с тем Хусяиншин предложил все-таки разработать для "рыбной" комиссии отдельное положение с тем, чтобы избежать подобных моментов в будущем, а также сообщил, сославшись на позицию президента РСПП Александра Шохина, что вопрос о расформировании комиссии и переизбрании ее председателя "на повестке не стоит".

Подытоживая дискуссию по поводу демарша президента АСРФ, Герман Зверев заявил, что по ее итогам он как председатель комиссии подготовит докладную записку Александру Шохину, и предложил перейти к основному вопросу повестки заседания — то есть обсуждению законопроекта о втором этапе программы инвестквот и формированию позиции рабочего органа РСПП по этому важнейшему для будущего рыбной отрасли страны документу.

Зверев сообщил что РСПП активно участвует в процессе оценки регулирующего воздействия подготовленного Минсельхозом законопроекта.

"Хотел бы обратить внимание на то, что оценка последствий применения законопроекта — это расчетная характеристика, она фиксирует последствия для бизнеса. И если федеральный закон вводит какое-либо регулирование или обязательное требование, то не может быть разных мнений, к каким последствиям для конкретных предприятий этот законопроект приведет. Если законопроект предусматривает, например, проведение аукционов и лишение предприятий промыслового ресурса, — это факт. И факт — расчетный. Его можно оценить в деньгах, оценить в других каких-либо единицах. Поэтому мы сегодня хотели бы оценить социально-экономические последствия этого законопроекта, а это, повторюсь, достаточно объективные, расчетные характеристики", — отметил председатель "рыбной" комиссии РСПП.

Евгений Кац, советник министра сельского хозяйства РФ, информировал участников заседания о ходе согласования законопроекта в федеральных органах исполнительной власти. Докладчик, в частности, отметил, что серьезные разногласия с авторами законопроекта есть на сегодняшний день у Федеральной антимонопольной службы, Минвостокразвития и Федеральной службы безопасности.

Открывая обсуждение законопроекта членами комиссии РСПП, президент Ассоциации добытчиков минтая (АДМ) Алексей Буглак заявил о том, что возглавляемая им крупная отраслевая ассоциация поддерживает ключевые тезисы проекта решения, согласно которым, в частности,  старт "судостроительной" части второго этапа инвестквот следует перенести на 2026 год ("чтобы дать судостроителям спокойно завершить первый этап"), а идею авторов законопроекта "привязать" к строительству береговых заводов еще и обязательство по строительству судов нужно признать нецелесообразной ("она снижает инвестпривлекательность развития береговой инфраструктуры").

Кроме того, Алексей Буглак предложил включить в итоговую позицию комиссии отрицательное оценку "донаделения" промысловыми ресурсами в объеме4% ОДУ участников первого этапа инвестквот, поскольку это может создать дискриминационные и неконкурентные для других предприятий.  

Члены комиссии Михаил Котов, Константин Коробков, Сергей Подолян, представляющие рыбацкие ассоциации и предприятия регионов Дальнего Востока, в своих выступлениях сделали акцент на те риски, которое предложенное законопроектом масштабное перераспределение прав доступа к ряду ценных биоресурсов (50% крабовых квот и 100% квот на промысел тихоокеанских моллюсков) несет и без того непростому демографическому положению в субъектах ДФО. Выступающие подчеркивали, что закрепленные на основании "исторического принципа" доли квот на промысел крабов и моллюсков являются для десятков небольших компаний во многом ключевым фактором, позволяющим предоставлять жителям рабочие места и нести иную социальную нагрузку на удаленных территориях российского Дальнего Востока.

"Рыбаки занимаются сбережением народа на приграничных территориях. А для того, чтобы народ там оставался, он должен чувствовать стабильность, — заявил Андрей Маркин, президент Союза рыбодобывающих и рыбоперерабатывающих предприятий "Каспрыба". — Я целиком и полностью присоединяюсь к тому, что сказали коллеги-дальневосточники. Те предложения, которые ранее дала ВАРПЭ, — правильные, и именно с ними надо выходить от лица РСПП".

Все, что касается рыбацких регионов в отраслевом законодательстве, нужно взвесить самым тщательным образом, заявила Ирина Мокерова, заместитель председателя правления ООО "Робинзон" (Мурманская область). По мнению выступающей, необходимо серьезное финансово-экономическое обоснование тех изменений в отраслевом регулировании, которые касаются социально-экономического положения приморских субъектов федерации. Также Мокерова напомнила, что  оценку первого этапа программы инвестквот, как стало недавно известно, должна дать Счетная палата РФ, и имеет смысл дождаться этой оценки, прежде чем запускать второй этап программы, и предложила взять за основу позиции комиссии позицию, ранее сформированную ВАРПЭ.

Татьяна Соколова, исполнительный директор НО "Ассоциация краболовов Севера", высказала мнение, что найти некий "консенсус" между позицией большинства в рыбацком сообществе, согласно которой риски для рыбной отрасли страны, которые несет спорный законопроект, очень велики, и теми, кто этот законопроект поддерживает, не представляется возможным.

Госпожа Соколова также напомнила, что громкие лозунги, которыми сопровождался старт реформы в рыбной отрасли — о повышении конкуренции в отрасли, об увеличении количества МСП в отрасли, о росте числа рабочих мест, об увеличении потребления рыбы на внутреннем рынке — пока во многом так и остаются лозунгами, а реальная картина — совсем другая.

"Да, рыбаки из своих средств поддержали судостроителей, — прокомментировала Соколова "судовую" часть программы инвестквот. — При этом графики строительства судов первого этапа массово не выполняются. Я поддерживают предложенный проект позиции. Соглашаться с быстрым стартом второго этапа никак нельзя. Даже судостроители понимают, что в новые графики они явно не уложатся".

Исполнительный директор Северо-Западного рыбопромышленного консорциума Сергей Несветов отметил, что законодательное регулирование, согласно Конституции РФ, должно соблюдать принцип поддержания доверия граждан к действиям государства, предполагающий правовую определенность и сохранение разумной стабильности регулирования.

"Очевидно, что законопроект, который мы сейчас обсуждаем, мало соответствует принципам, о которых я сказал. Представляется недопустимым, например, заключать в 2018 году договоры на предоставление долей квот на 15 лет, а потом эти договоры произвольно отменять, — высказал свое мнение Сергей Несветов. — Мы присоединяемся к позиции по законопроекту, предложенной для обсуждения на заседании председателем нашей комиссии".

Президент АСРФ Алексей Осинцев в своем выступлении еще раз заявил о том, что предложенный к обсуждению проект позиции профильной комиссии РСПП не поддерживает. По мнению Осинцева, опасаться того, что заявленные к постройке по программе инвестквот суда не будут построены по вине судостроителей в срок, не стоит, поскольку в таком случае инвесторы-рыбаки просто не получат от государства дополнительных ресурсов. Также Осинцев выступил против отложения торгов по оставшимся 50% крабовых квот на 2035 год (то есть по окончанию действующих сейчас квотных договоров на эти ресурсы), поскольку скорейшее проведение аукционов не ухудшит финансовое положение победителей первых торгов, состоявшихся в 2019 году.

Кроме того, президент АСРФ поддержал инициативу о выставлении на торги 100% квот на промысел тихоокеанских моллюсков на основании того, что, по оценке выступающего, значение этого вида промысла для градо— и поселкообразующих рыбацких предприятий Дальнего Востока невелико. Что же касается внесенного в ходе заседания предложения об отрицательной оценке инициативы о "донаделении" инвесторов "первой волны" дополнительными промысловыми лимитами, то Алексей Осинцев выступил против него, поскольку, по его словам, непринятие такой меры приведет к ухудшению финансового положения участников первого этапа госрпограммы.

По итогу обсуждения комиссия РСПП по рыбному хозяйству и аквакультуре 19-ю голосами против одного голоса Алексея Осинцева поддержала проект позиции, предложенный председателем Германом Зверевым, с включением в него и отрицательного отзыва на норму о наделении доплимитами участников первого этапа инвестквот. Согласно решению комиссии, отрицательный отзыв на действующую редакцию законопроекта и предложения по внесению в него изменений будет направлена президенту РСПП Александру Шохину с просьбой использовать предложения в ходе процедуры ОРВ по законопроекту, а позицию "рыбной" комиссии РСПП — в работе Российской трехсторонней комиссии по урегулированию социально-трудовых отношений.

От ИА PrimaMedia отметим, что в конце января в Федерацию независимых профсоюзов России (ФНПР) обратились несколько десятков малых и средних рыбодобывающих предприятий ДФО с просьбой вынести законопроект о втором этапе инвестиционных квот в России на рассмотрение Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и дать оценку тем социально-трудовым последствиям, которыми грозят дальневосточному сегменту отечественной рыбной отрасли и всему Дальнему Востоку спорные (по оценке рыбаков) инициативы, содержащиеся в законопроекте. 

Смотрите полную версию на сайте >>>


Следующая новость