Спорному законопроекту о новых инвестквотах прописали общественные слушания в ОП РФ

Общественный совет при Росрыболовстве поддержал позицию рыбаков, которую ранее сформировала Всероссийская ассоциация рыбопромышленников
Моское рыболовство
Фото: ИА PrimaMedia

4 февраля 2022. Общественный совет при Росрыболовстве на своем заседании 3 февраля выступил в поддержку той позиции по спорному законопроекту о втором этапе программы инвестквот, которая ранее была утверждена Советом Всероссийской ассоциации рыбопромышленников (ВАРПЭ). Общественный совет при госоргане-регуляторе также принял решение обратиться в Общественную палату РФ с просьбой о проведении общественных слушаний по нашумевшему законопроекту Минсельхоза с участием авторов документа, Росрыболовства, других органов исполнительной власти и общественных объединений, сообщает ИА PrimaMedia.

Напомним, что речь идет о подготовленном Минсельхозом проекте федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" в части совершенствования порядка распределения квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов", по которому сейчас готовится заключение по итогам процедуры ОРВ.  В качестве основных параметров второго этапа программы инвестквот в тексте законопроекта указаны выделение уже в 2023 году 24% ОДУ минтая и сельди в ДВ-бассейне на инвестиционные цели (из них 4% — на "донаделение" промысловыми ресурсами участников первого этапа программы инвестквот, 10% — на строительство крупных рыбоперабатывающих комплексов на Дальнем Востоке, 10% — на строительство 10-11 крупных рыбопромысловых судов для ДВ-бассейна), а также — продажа оставшихся 50% крабовых квот и 100% квот на добычу тихоокеанских моллюсков на аукционах "с инвестиционными обязательствами" (которые еще только предстоит определить правительству). 

Согласно позиции ВАРПЭ, о поддержке которой заявил 3 февраля Общественный совет при Росрыболовстве и которую разделяет сегодня большинство рыбацкого сообщества России, начало строительства флота на втором этапе программы инвестквот необходимо перенести на 2026 год, аукционы по продаже 50% квот на крабов провести только после окончания срока действия квотных договоров, заключенных с предприятиями в 2018 году (то есть после 2033 года), а от идеи выставить на торги 100% квот на добычу гребешка, морских ежей, трепанга и трубача нужно отказаться совсем.

Обсуждение законопроекта стало ключевым пунктом повестки заседания 3 февраля Общественного экспертного совета при Росрыболовстве, возглавляемого Германом Зверевым — президентом Всероссийской ассоциации рыбопромышленников — крупнейшего объединения рыбной отрасли России. 14 из 20 принявших участие в заседании членов совета выступили со своими комментариями к законопроекту, содержащими критический анализ тех или иных положений документа, и публично заявили о поддержке позиции ВАРПЭ.  

Итогом почти полуторачасовой работы стала утвержденная голосование консолидированная позиция общественного совета, чьи участники представляют практически все географические и отраслевые сегменты рыбохозяйственного комплекса РФ. Согласно преамбуле позиции, в целом законопроект Минсельхоза не соответствует принятым в 2019 году постановлениям Совета Федерации и Государственной Думы РФ, которыми правительству РФ было рекомендовано обеспечить сохранение действующего механизма распределения прав доступа к национальным водным биоресурсам, в отношении которых ведется квотирование промысловых ресурсов.

Общественный совет при Росрыболовстве считает, что намерению авторов законопроекта начать второй этап программы инвестквот в части строительства флота уже в 2022 году есть объективные препятствия, а именно — незавершенный ввод в эксплуатацию судов, планируемых к постройке на первом этапе программы. Сейчас в стадии строительства на шести российских верфях находится 33 судна, еще 18 проектов ждут своей очереди и даже не начаты. Поскольку завершить строительство всех заявленных судов ранее 2025 года не представляется возможным, ОС при Росрыболовстве считает необходимым перенести сроки старта "судовой" части второго этапа программы на 2026 год.

Также ОС поддержал предложение ВАРПЭ перенести на 2035 год аукционы с инвестобязательствами по распределению оставшихся 50% квот на добычу крабов, указывая на то, что главным источником инвестиций предприятий, являющихся сегодня заказчиками строительства около 40 судов-краболовов являются доли квот, ранее закрепленные за ними по "историческому принципу" до 2035 года.

ОС считает, что идея о том, чтобы "донагрузить" будущих инвесторов строительства береговых рыбоперабатывающих комплексов на Дальнем Востоке обязанностью еще и строить некие суда, выльется в существенны задержки в реализации этих проектов, а это значит, что развитая рыбная индустрия с мощной инфраструктурой для переработки и хранения рыбы появится в стране еще очень не скоро.

Общественный совет также считает нецелесообразным проведение аукционов для 100% квот добычи тихоокеанских моллюсков, поскольку такая мера нанесет тяжелейший удар — вплоть до банкротства — десяткам малых и средних предприятий отрасли, ряд из которых являются к тому же градо— и поселкообразующими.

В позицию ОС также вошли предложения об избыточности "донаделения" участников первого этапа программы инвестквот (на это, напомним, в законопроекте предлагается выделить дополнительно 4% общих допустимых уловов по преимуществу минтая и сельди), поскольку реальное наполнение долей квот, которыми государство наделило или наделит инвесторов, уже существенно увеличилось из-за роста ресурсной базы.

В ходе обсуждения позиции совета по законопроекту было высказано предложение о необходимости защиты ресурсной базы градо— и поселкообразующих предприятий от того уменьшения, которое неизбежно последует после перераспределения общих допустимых уловов водных биоресурсов в пользу участников второго этапа инвестквот. Совет решил разработать законодательный механизм защиты социально значимых рыбодобывающих предприятий и присовокупить это предложение к своей позиции позже.

Консолидированная позиция ОС при Росрыболовству, согласно принятому на заседании 3 февраля решению, будет направлена в правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов РФ, Счетную палату РФ, Минсельхоз России, Общественный совет при Минсельхозе России, Росрыболовство и в другие заинтересованные федеральные органы исполнительной власти.

Также Совет принял решение обратиться в Общественную палату Российской Федерации с просьбой о проведении общественных слушаний по законопроекту с участием представителей Минсельхоза России, Росрыболовства, заинтересованных органов государственной власти, общественных объединений.

Смотрите полную версию на сайте >>>


Следующая новость