22 января 2022. Василий Образцов уже давно пишет о нашем городе и области. О его истории, его настоящем и будущем. Блогер показывает его красоту, судьбу, людей. Совместный проект ИА MagadanMedia и сайта "Моя родина — Магадан" — новый взгляд на родные места.
Во второй половине 1939 года создание автомобиля на сжатом газе от Управления местной промышленности было передано ларюковской лаборатории, которой оказывали помощь в работе главный инженер Дальстройугля Карпов, заведующий угольным кабинетом Турский и инженер по рационализации Александров.
На испытаниях мотор "ЗИС-5" на газе из аркагалинского угля без каких-либо конструктивных изменений проработал на стационаре беспрерывно шесть часов, не давая резких отклонений по сравнению с работой на бензине.
Из полученных результатов работы мотора "ЗИС-5" в течении 6 часов можно было сделать примерный вывод и сравнить расход угля и газа за период работы.
Работая на бензине, мотор требовал 60 кг горючего, стоимость которого — 108 рублей. Расход угля на то же время работы мотора составил 50 кг, стоимостью 2 руб. 50 коп., или около двух с половиной процентов от стоимости жидкого топлива. Как видно из приведённых цифр, разница в стоимости была колоссальная.
Одновременно лабораторией решалась задача и обогащения газа, теплотворную способность которого хотели довести до теплотворности бензино-воздушной смеси.
Стоит отметить, что все свои эксперименты лаборатория проводила в очень спартанских условиях. Во второй половине 1939 года топливная химико-технологическая лаборатория Дальстройугля, фактически существующая, юридически оформлена не была, так как приказ о её создании не существовал.
В лабораторию не поставлялось оборудование, работникам приходилось его изготавливать кустарно, своими силами. Не хватало квалифицированных кадров.
Эксперименты велись под открытым небом, так как с большим трудом построенное для лаборатории помещение было передано комендатуре оротуканского районного геолого-разведочного управления. Делались даже попытки отобрать опытную машину для эксплуатации на перевозках.
При условии обеспечения лаборатории помещением, оборудованием и предоставлении ей имеющиеся разновидности газогенераторных автомашин с опытными водителями для немедленной проверки получаемых данных на ходу, руководитель лаборатории говорил о возможности перевода транспортных газогенераторов на уголь и по переводу нефтяных двигателей на газ (из угля, торфа, дров и т. д.) до конца 1939 года.
______________________
Статья написана по материалам газеты "Советская Колыма". Моя искренняя признательность Магаданской областной универсальной научной библиотеке им. А.С. Пушкина за предоставленный архив газеты "Советская Колыма".